Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа
В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33
Частота возникновения конфликтов с учителями в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
пол | ||
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Часто | 2/ 22,2 | 1/ 4,5 |
Редко | 5/ 55,5 | 7/ 31,5 |
Не бывает | 2/ 22,2 | 14/ 63 |
Из таблицы следует, что самый популярный ответ у мальчиков, это «конфликты возникают редко», так считает больше половины учащихся мальчиков, а именно 55,5%. Этот же вариант ответа выбрало лишь треть школьниц, а именно 31,5%.
Часто возникают
конфликты с учителями в
В таблице №8,
рассматривается, как часто возникают
конфликты у учащихся мальчиков
и девочек с завучем и
Таблица №8
Частота возникновения конфликтов с завучем и директором в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
|
пол | |
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Часто | 1/ 11,1 | 0 |
Редко | 2/ 22,2 | 2/ 9,8 |
Не бывает | 6/ 66,6 | 20/ 90 |
Судя то результатам
таблицы, такой вариант ответа, как
«конфликты происходят часто» выбрало
11,1% мальчиков, причем девочки такой вариант
ответа не выбрали ни разу. Редко возникают
конфликты с завучем и директором у 22,2%
школьников, что значительно больше, чем
у школьниц, у которых отметили этот ответ
9,8% человек. Самый популярный ответ у девочек,
это конфликтов не бывает, так ответило
абсолютное большинство, а именно 90% человек.
У мальчиков такой вариант ответа так
же распространен, но в сравнении с девочками
данный ответ был выбран лишь чуть более
половиной школьников, а именно 66,6% человек.
Из этого следует, что мальчики более конфликтны.
В таблице №9 рассматривается,
как считают учащиеся мальчики
и девочки, почему происходят
конфликты между их
Таблица №9
Причины возникновения конфликтов с учителями в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
Пол | ||
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Оскорбление со стороны учителей | 2/ 22,2 | 7/ 31,5 |
Нетактичное поведение учителей | 4/ 44,4 | 4/ 18 |
Необъективность при оценке знаний | 4/ 44,4 | 6/ 27 |
Завышенные требования | 1/ 11,1 | 1/ 4,5 |
Грубость учеников | 3/ 33,3 | 15/ 67,5 |
Несоблюдение учениками установленных норм и правил в школе | 2/ 22,2 | 10/ 45 |
Невыполнение домашнего задания | 4/ 44,4 | 9/ 40,5 |
Другое: всегда по-разному | 0 | 2/ 9 |
Из таблицы следует, что мальчики в основном ставят такие причины конфликтов, как невыполнение домашнего задания, нетактичное поведение учителей и необъективность при оценке знаний, так считает 44,4% школьников. Девочки же эти причины отмечают значительно реже, невыполнение домашнего задания – 40,5%, нетактичное поведение учителей – 18%, необъективность при оценке знаний- 27%.
Самый распространенный
ответ у девочек, это грубость учеников.
Так считает 67,5% школьниц, что говорит
об их объективности и критичности к себе.
Этот же вариант ответа выбрало 33,3% мальчиков,
что в два раза меньше. Далее девочки отметили
такую причину, как несоблюдение учениками
норм и правил в школе- 45%. Этот же вариант
ответа мальчики отмечали реже вместе
с такой причиной, как оскорбление со стороны
учителей, так считает 22,2% школьников.
Из этих данных следует, что мальчики более
конфликтны.
В таблице №
10 рассматривается, как оценивают
взаимоотношения между учениками и
учителями в их классе учащиеся девочки
и мальчики.
Таблица №10
Характер взаимоотношений между учениками и учителями в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
пол | ||
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Дружеские отношения | 3/ 33,3 | 3/ 13,5 |
Уважительные отношения | 2/ 22,2 | 9/ 40,5 |
Доверительные отношения | 2/ 22,2 | 5/ 22,5 |
Безразличные отношения | 0 | 0 |
Конфликтные отношения | 0 | 2/ 9 |
Затрудняюсь ответить | 2/ 22,2 | 3/ 13,5 |
Из таблицы
можно заметить, что мальчики чаще всего
выбирают такой вариант ответа, как отношения
с учителями дружеские, так считает 33,3%
школьников. Девочки же этот вариант ответа
выбирают реже вместе с ответом «затрудняюсь
ответить», так считают 13,5% школьниц. Самый
популярный же ответ у девочек, это «отношения
уважительные» - 40,5%. Так же девочки, в отличие
от мальчиков, считают, что отношения
бывают и конфликтными, в этом уверено
9% школьниц. Выводы по этой таблицы неоднозначны.
В таблице №11
рассматривается, как считают учащиеся
девочки и мальчики, какова средняя продолжительность
конфликта между учениками и учителями
в их классе.
Таблица №11
Средняя продолжительность конфликтов с учителями в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
пол | ||
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Несколько минут | 1/ 11,1 | 11/ 49,5 |
Весь урок | 3/ 33,3 | 1/ 4,5 |
Несколько дней | 2/ 22,2 | 3/ 13,5 |
2-3 недели | 0 | 0 |
Месяц и больше | 3/ 33,3 | 1/ 4,5 |
Другое: всегда по-разному | 0 | 6/ 27 |
Из таблицы
следует, большинство девочек считают,
что конфликт длиться несколько минут,
так считают 49,5% человек. Намного реже
данный ответ выбирали мальчики – 11,1%.
Мальчики отметили, что конфликт с учителями
чаще всего длится весь урок или месяц
и больше, так считает по 33,3% школьников.
Девочки же эти варианты ответа поставили
на последнее место – 4,5%. Из таблицы следует,
что мальчики более конфликтны.
В таблице №
12 рассматривается, как считают
учащиеся мальчики и девочки, кто
чаще является инициатором конфликтов
в их классе.
Таблица №12
Представления об инициаторе конфликтов в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
мужской (9/ 100%) | женский (22/100%) | |
Учитель | 4/ 44,4 | 3/ 13,5 |
Ученик | 5/ 55,5 | 15/ 67,5 |
Другое: всегда по-разному | 0 | 4/ 18 |
Исходя из результатов
таблицы, следует, что девочки более
объективны и самый популярный ответ
у них, что инициатором конфликтов
чаще является ученик – 67,5%. У мальчиков
данный вариант ответа так же самый популярный,
но его выбрали лишь 55,5% мальчиков, что
меньше, чем в случае с девочками. Далее
44,4% мальчиков и 13,5% девочек считают, что
инициатор конфликтов учитель и 18% девочек
ответили, что всегда бывает по-разному.
Можно сделать вывод, что мальчики снова
более конфликтны.
В таблице №13,
рассматривается, какими способами
разрешаются спорные ситуации в
классе.
Таблица №13
Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов с учителями в зависимости от пола учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
пол | ||
мужской (9/100%) | женский (22/100%) | |
Обсуждаем, приходим к компромиссу | 5/ 55,5 | 7/ 31,5 |
Учитель вызывает родителей | 1/ 11,1 | 6/ 27 |
Учитель обращается к директору, завучу | 0 | 0 |
Учитель не общается с учеником или ученик избегает общения с учителем | 0 | 0 |
Ученик признает вину и приносит извинения | 1/ 11,1 | 2/ 9 |
Другое: всегда по-разному | 2/ 22,2 | 7/ 31,5 |
Больше половины мальчиков, а именно 55,5% , считают, что конфликты решаются обсуждением и приходом к компромиссу. Этот же ответ вместе с «всегда бывает по-разному» наиболее популярен и у девочек – 31,5%. Далее у мальчиков такой вариант, как всегда бывает по-разному – 22,2%. Девочки так же часто выбирают «учитель вызывает родителей» – 27%, этот же вариант отметили 11,1% мальчиков. Из всего этого следует, что девочки более конфликтны и меньше стараются идти на компромисс.
Таким образом, гипотеза была подтверждена частично, а именно таблицами №7, №8, №9, №11 и №12.
Была выдвинута
еще одна гипотеза, в которой говорится,
что девочки в конфликтных ситуациях
чаще всего стремятся к сотрудничеству
или компромиссу. Данная гипотеза полностью
опровергнута таблицей №13.
В следующей
гипотезе говорится, что ученики с
хорошей успеваемостью реже вступают
в конфликт с учителями.
В таблице №14 рассматривается,
как часто возникают конфликты у учеников
с разной успеваемостью с учителями.
Таблица №14
Частота возникновения конфликтов с учителями в зависимости от успеваемости учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
успеваемость | |||
«4-5» (6/100%) | «3-4» (15/ 100%) | «больше 3,
бывают 2»
(10/ 100%) | |
Часто | 0 | 1/ 6,6 | 1/ 10 |
Редко | 4/ 66,6 | 5/ 33,3 | 3/ 30 |
Не бывает | 2/ 33,3 | 9/ 60 | 6/ 60 |
Из таблицы
следует, что часто возникают
конфликты с учителями у