Конфликты в школе

Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].

Оглавление

1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 527.50 Кб (Скачать)

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремиться занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Это особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.

Социальный  конфликт - открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. 

Педагогический  конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Ценность - термин, используемый в социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

Ценностные  ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации  отграничивают значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через  принятие или не принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Мотив - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Мотив  может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их. 
 

Эмпирическая  интерпретация понятия  «конфликты между  учителями и учениками»

Показатели:

    1. степень удовлетворенности отношениями с  учителями
    2. наличие у учителей «любимчиков» и «не любимчиков»
    3. способы разрешения спорных ситуаций
    4. причины конфликтов
    5. степень остроты конфликтов
    6. частота возникновения конфликтов
    7. продолжительность конфликта
    8. характер поведения сторон в конфликтной ситуации
    9. снижение уровня посещаемости занятий после конфликта с учителями
    10. ухудшение успеваемости после конфликта с учителями
    11. Инициатор конфликтов

      Предварительный системный анализ объекта исследования

    Функциональный  анализ

    Факторы

  • специфические
      1. пол школьников
      1. возраст учителей
      2. класс
      3. уровень образования родителей
      4. социальное положение родителей
      5. профессиональный стаж учителей
      6. материальное положение семьи школьника
      7. пол учителя
      8. уровень успеваемости учеников
      9. возраст учеников
      10. степень несовпадения ожиданий у учителей и учеников по поводу того, каким должно быть содержание учебного процесса
  • общие
      1. политика государства в сфере образования
      1. падение престижа и статуса профессии  учителя  в российском обществе
      2. низкий уровень оплаты труда работников в бюджетной сфере в стране
 

        Структурный анализ

Типология школьного конфликта. 
Можно выделить 10 видов противостояний:

  1. ученик - ученик
  2. ученик - учитель
  3. ученик - родитель
  4. ученик - администратор
  5. учитель - учитель
  6. учитель - родители
  7. учитель – администратор
  8. родители – родители
  9. родители – администраторы
  10. администратор – администратор

    [1, с.94]

Типология конфликтов между учениками и учителями

  1. Конструктивный  конфликт - возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.
  2. Деструктивный конфликт  - возникает когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

    [7]

  

Гипотезы

    1. Школьники,  находящиеся в подростковом возрасте, чаще конфликтуют в связи с  особенностями этого возраста

  1. Ученики с хорошей успеваемостью реже вступают в конфликт с учителями
  2. В конфликт с учителями чаще вступают мальчики
  3. Девочки в конфликтных ситуациях чаще всего стремятся к сотрудничеству или компромиссу
  4. Чаще конфликтуют с учителями  школьники, у родителей которых доход значительно выше доходов учителей
  5. Учащиеся чаще конфликтуют с учителями женского пола и с молодыми учителями
  6. Основными причинами конфликтов с учителями, с точки зрения учеников, являются оскорбление со стороны учителя, нетактичное поведение и необъективность при оценки знаний.
  7. Наиболее распространены такие способы разрешения конфликтов,  как сотрудничество и компромисс.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Процедурный  раздел 

Проводится пилотажное исследование  дифференцированного  характера. Поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается. Но в выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в будущем исследование: учащиеся 10 и 11 класса школы №111.

Методом сбора  информации является анкетный опрос. Анкета включает в себя следующие смысловые  блоки вопросов:

  1. Социально-демографический блок, необходимый для анализа зависимостей между переменными и установления факторов, влияющих на изучаемое явление
  2. Ценностный блок, необходимый для анализа  ценностей респондентов, которые влияют на изучаемое явление
  3. Конфликтологический блок, необходимый для анализа  взаимодействий между учениками и учителями, которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах
 
 

Информация обрабатывается вручную. Для анализа результатов  будут использованы следующие методы:

  1. описание простых распределений
    1. .укрупненные группировки
    2. .вычисление величин средних тенденций (определение моды)
  2. анализ зависимостей между такими факторами, как:

               2.1 .возраст

               2.2 .успеваемость

               2.3.пол учеников

               2.4 .материальное положение их родителей

               2.5 .пол учителей

               2.6. возраст учителей

    и показателями конфликтности между учащимися и учителями. 
     
     
     
     
     
     

2. Характеристика выборочной  совокупности. 

Пилотажное исследование проводилось в городе Перми среди  школьников 10 и 11 класса средней образовательной  школы №111 в период с 13 по 15 апреля 2010 года. Выборка имела целевой характер. Было опрошено 31 школьников. Из них 29,1%(9) - мальчиков и 70,9%(22) -девочек. Что касается возраста, то было опрошено 32,2% (10) 16-ти летних, 45,1%(14) 17-ти летних и 22,5%(7) 18-ти летних школьников. В выборку вошло 48,3%(15) школьников из 10 класса и 51,6%(16) школьников из 11 класса. Неполное среднее образование имеют 3,2%(1) отцов школьников. Общее среднее образование имеют 19,3% (6) матерей школьников, 22,5% (7) отцов. Среднее специальное образование имеют 45,1% (14) матерей школьников и 51,6% (16) отцов. Высшее или незаконченное высшее имеют 22,5%(7) отцов школьников и 35,4% (11) матерей.

Материальное  положение родителей школьники  определили следующим образом:

  • Семья с высокими доходами – 3,2% (1)
  • Семья со средними доходами – 93,5% (29)
  • Семья с низкими доходами – 3,2%(1)
 

Школьники определили  профессию своих родителей следующим  образом:

Мать

- специалист, работа  которого не связана с руководством  людьми (врач, учитель, библиотекарь, экономист, инженер и т.д.) – 41,9% (13)

- руководитель  на предприятии, в организации,  учреждении – 9,7% (3)

- военнослужащий  или работник правоохранительных  органов – 3,2% (1)

- предприниматель,  коммерсант – 3,2% (1)

- рабочий (токарь, слесарь, шофер, продавец, повар и т.д.) - 19,3% (6)

-служащий-неспециалист (машинистка, секретарь и т.д.) –  3,2% (1)

- занимается  индивидуальной трудовой деятельностью  – 3,2% (1)

- безработный  – 6,4% (2)

- домохозяйка  – 9,6% (3)

-пенсионер –  3,2% (1) 

Отец 

- специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, библиотекарь, экономист, инженер и т.д.) – 35,4% (11)

- руководитель  на предприятии, в организации,  учреждении – 22,5% (7)

- военнослужащий  или работник правоохранительных  органов – 6,4% (2)

- предприниматель,  коммерсант – 6,4% (2)

- рабочий (токарь, слесарь, шофер, продавец, повар  и т.д.) – 22,5% (7)

- занимается  индивидуальной трудовой деятельностью  – 3,2% (1)

- пенсионер –  3,2% (1) 
 

Данная выборка  не позволила решить одну задачу, а  именно влияет ли материальное положение семьи школьников на возникновение конфликтов. Абсолютное большинство учащихся определили свою семью, как семью со средними доходами, что привело к отсутствию дифференциации и невозможности решить задачу. Во избежание этого возможно нужно было брать не одну школу, а несколько. Причем статус этих школ должен быть разным, например, одна из них должна являться лицеем или гимназией.

Так же в малом количестве были представлены школьники 18-ти лет, значительно больше было школьников подростков 16-17 лет. Это необходимо для решения задачи – выяснить, влияет ли возраст на возникновение конфликтов. Для выяснения, влияет ли успеваемость класса на возникновение конфликтов, недостаточно были представлены школьники с успеваемостью на «5». Точнее учеников с данной успеваемостью вообще не было. Для решения этой задачи нужно было взять классы с разной успеваемостью, то есть «сильный» класс и обычный.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Основные результаты  пилотажного исследования  

В ходе исследования была поставлена задача установить частоту конфликтов между учениками и учителями. Данная задача решалась по итоговым данным. С учителями часто конфликтует 6,4% (2) школьников, редко конфликтуют 38,7% (12) школьников и конфликтов с учителями не бывает у 48,3% (15) человек. С завучем и директором часто конфликтуют 3,2% (1) школьников, редко конфликтуют 9,6% (3)  и конфликтов не бывает с завучем и директором у 80,6% (25)  человек. Школьники отметили, что конфликты с учителями происходят чаще  в два раза, чем с завучем и директором. Более третьи учеников  считают, что конфликты с учителями происходят редко. В то же время конфликты с завучем и директором редко происходят у 9,6% школьников, что значительно меньше, чем в случае с учителями. Почти у половины учащихся конфликтов с учителями вообще не бывает и у 80,6% школьников конфликтов не бывает с завучем и директором.  Можно сделать вывод, что с учителями школьники конфликтуют чаще, чем с завучем и директором, но в целом в обоих случаях конфликты редки.

Информация о работе Конфликты в школе