Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа
В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33
Представление
об общем уровне конфликтности школьников
можно получить, рассмотрев конфликты
с одноклассниками, учителями и обслуживающим
персоналом. Что касается конфликтов с
одноклассниками, то здесь самый распространенный
ответ, это конфликты происходят редко
- так ответило 67,7% (21) школьников. Часто
конфликты с одноклассниками возникают
у 3,2% (1) человек и у четвертой части школьников
конфликтов с одноклассниками вообще
не бывает. Более высокий уровень конфликтности
у учеников наблюдается с родителями.
Здесь более половины школьников отметили,
что конфликты с родителями бывают, но
редко. Часто конфликтуют с родителями
25,8% (8) человек и конфликтов не бывает у
16,1% (5) школьников. С обслуживающим персоналом
вообще не конфликтуют 64,5% (20) школьников.
Редко конфликты с персоналом случаются
у четверти учащихся и часто с работниками
школы конфликтуют 6,4% (2) человека. Из всего
этого следует, что уровень конфликтности
школьников низок. Более высокий уровень
конфликтности наблюдается только с родителями.
Вторая задача исследования, это выяснить причины конфликтов. Данная задача так же решается по итоговым данным.
В рамках
этой задачи была выдвинута гипотеза:
основными причинами конфликтов
с учителями, с точки зрения учеников,
являются оскорбление со стороны учителя,
нетактичное поведение и необъективность
при оценке знаний. В ходе исследования
было выяснено, что на первое место ученики
ставят такую причину конфликтов, как
грубость учеников, так ответило 54,8% (17)
человек, что говорит о высокой объективности
учащихся. Второе место занимают такие
причины конфликтов, как несоблюдение
учениками установленных норм и правил
в школе и невыполнение домашних заданий,
этот вариант ответа отметили 41,9% (13) школьников.
На третье место ученики поставили такую
причину, как необъективность при оценке
знаний, так ответило 35,4% (11) человек. Лишь
на четвертом месте оскорбление и нетактичное
поведении со стороны учителей, так считают
25,8% (8) школьников. На пятом и шестом месте
расположились такие варианты ответов,
как завышенные требования и всегда бывает
по-разному, так ответило 6,4% (2) школьников.
Гипотеза не подтвердилась.
Третья задача- это установление наиболее важных факторов, влияющих на возникновение конфликтов. Здесь было выдвинуто несколько гипотез. В первой гипотезе речь идет о том, что школьники, находящиеся в подростковом возрасте, чаще конфликтуют с учителями в связи с особенностями этого возраста.
В таблице
№1 рассматривается, как часто возникают
конфликты с учителями у
Таблица №1
Частота возникновения конфликтов с учителями в зависимости от возраста учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Часто | 2/ 8,3 | 0 |
Редко | 6/ 25 | 5/ 71,4 |
Не бывает | 15/ 62,5 | 2/ 28,5 |
Из таблицы
следует, что 8,3% подростков 16-17 лет часто
конфликтуют с учителями, причем таких,
кто часто конфликтует с учителями, среди
18-ти летних вообще нет. Редко конфликтуют
с учителями 71,4% школьники 18-ти лет. У учеников
16-17 лет конфликты возникают редко лишь
в четверти случаев. Конфликтов не бывает
совсем у большей части 16-17 летних учащихся,
так ответило 62,5% человек. Напротив, у
18-ти летних такой вариант ответа, как
конфликтов не бывает, стоит лишь на втором
месте, и так считают лишь 28,5% . Из этого
следует, что более конфликтны учащиеся
18-ти лет, гипотеза не подтвердилась.
В таблице №2
рассмотрена частота конфликтов
подростков 16-17 лет и 18-ти летних школьников
с завучем и директором.
Таблица №2
Частота возникновения конфликтов с завучем и директором в зависимости от возраста учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Часто | 1/ 4,1 | 0 |
Редко | 2/ 8,3 | 2/ 28,5 |
Не бывает | 21/ 87,5 | 5/ 71,4 |
Из таблицы
следует, что часто возникают
конфликты с завучем и директором
у 4,1% школьников 16-17 лет, причем таких,
кто часто конфликтует, среди 18-ти летних
школьников опять нет. Что касается ответа,
«конфликты происходят редко», то этот
вариант отметило 28,5% 18-ти летних школьников,
что гораздо больше, чем в случае с 16-17
летними учениками, где так считают лишь
8,3% человек. Конфликтов с завучем и директором
не бывает у 87,5% 16-17 летних школьников
и у 71,4% 18-ти летних учеников. Из этого
следует, что в данном случае 18-ти летние
школьники так же более конфликтны, чем
16-17 летние.
В таблице №3
рассматривается, как считают подростки
16-17 лет и 18-ти летние школьники, почему
происходят конфликты между их одноклассниками
и учителями.
Таблица №3
Причины возникновения конфликтов с учителями в зависимости от возраста учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Оскорбление со стороны учителей | 5/ 20,8 | 3/ 42,8 |
Нетактичное поведение учителей | 5/ 20,8 | 3/ 42,8 |
Необъективность при оценке знаний | 7/ 29,1 | 3/ 42,8 |
Завышенные требования | 2/ 8,3 | 0 |
Грубость учеников | 12/ 50 | 4/ 57,1 |
Несоблюдение учениками установленных норм и правил в школе | 10/ 41,6 | 3/ 42,8 |
Невыполнение домашнего задания | 9/ 37,5 | 4/ 57,1 |
Другое: всегда по-разному | 1/ 4,1 | 1/ 14,2 |
Из таблицы
следует, что школьники 16-17 лет чаще
всего указывают одну причину
конфликтов, а именно грубость учеников
50% школьников. У 18-ти летних учеников
самые популярные такие причины, как невыполнение
домашних заданий и грубость учеников,
так считают 57,1% школьников. Далее подростки
16-17 лет отмечают такую причину, как несоблюдение
учениками установленных норм и правил
в школе, так читает 41,6% человек. Так
же 18-ти летние часто отмечают сразу
четыре причины: оскорбление и нетактичное
поведение со стороны учителей, необъективность
при оценке знаний и несоблюдение учениками
установленных норм и правил в школе, так
считают 42,8% . Далее расположились такие
причины конфликтов, с точки зрения 16-17
летних школьников, как невыполнение домашних
заданий 37,5% , необъективность при оценке
знаний 29,1%, оскорбление и нетактичное
поведение со стороны учителей, так считают
20,8% школьников. Такую причину, как грубость
учеников, отметило 8,3% подростков. «Всегда
бывает по-разному» ответили 14,2% 18-ти летних
учащихся и 4,1%подростков 16-17 лет. Из всего
этого можно сделать вывод, что 18-ти летние
ученики наиболее конфликтны.
В таблице №
4 рассматривается, как оценивают взаимоотношения
между учениками и учителями в их классе
школьники 16-17 лет и 18-ти летние школьники.
Таблица №4
Характер взаимоотношенй между учениками и учителями в зависимости от возраста учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Дружеские отношения | 4/ 16,6 | 0 |
Уважительные отношения | 9/ 37,5 | 3/ 42,8 |
Доверительные отношения | 7/ 29,1 | 1/ 14,2 |
Безразличные отношения | 0 | 0 |
Конфликтные отношения | 1/ 4,1 | 1/ 14,2 |
Затрудняюсь ответить | 3/ 12,5 | 2/ 28, 5 |
Из таблицы
следует, что школьники 16-17 лет чаще
отмечали, что отношения у них
с учителями дружеские 16,6%, в то время,
когда 18-ти летние школьники такой вариант
ответа не выбрали ни разу. Большинство
учащихся считают, что отношения с учителями
уважительные, так ответило 37,5% 16-17 летних
школьников и 42,8% 18-ти летних учеников.
Конфликтными отношения с учителями считают
14,2% учащихся 18-ти лет, что больше, чем
у подростков 16-17 лет. Можно сделать вывод,
что 18-ти летние учащиеся опять наиболее
конфликтны, чем подростки 16-17 лет.
В таблице №5
рассматривается, как считают школьники
16-17 лет и 18-ти лет, какова средняя
продолжительность конфликта
Таблица №5
Средняя продолжительность конфликтов с учителями в зависимости от возраста учеников.
(в
абсолютных числах
и в % от числа
опрошенных в каждой
группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Несколько минут | 10/ 41,6 | 2/ 28,5 |
Весь урок | 3/ 12,5 | 1/ 14,2 |
Несколько дней | 4/ 16,6 | 1/ 14,2 |
2-3 недели | 0 | 0 |
Месяц и больше | 2/ 8,3 | 2/ 28,5 |
Другое: всегда по-разному | 5/ 20,8 | 1/ 14,2 |
Из таблицы
следует, что такой вариант ответа,
как «конфликт длится месяц и
больше» чаще выбирают 18-ти летние школьники
28,5% , в то время как этот же ответ выбрало
лишь 8,3% подростков. Самый популярный
ответ у 16-17 летних учащихся, это «конфликт
длится несколько минут», так считает
почти половина, а именно 41,6%школьников.
У учеников 18-ти лет так ответило лишь
28,5% человек. Можно сделать вывод, что 18-ти
летние школьники так же более конфликтны.
В таблице №6
рассматривается, как считают школьники
16-17-ти лет и 18-ти лет, кто чаще является
инициатором конфликтов в их классе.
Таблица №6
Представление об инициаторе конфликтов в зависимости от возраста учеников.
(в абсолютных числах и в % от числа опрошенных в каждой группе)
возраст | ||
16-17 лет (24/100%) | 18 лет (7/100%) | |
Учитель | 4/16,6 | 3/ 42,8 |
Ученик | 16/ 66,6 | 4/ 57,1 |
Другое: всегда по-разному | 4/ 16,6 | 0 |
Из таблицы можно сделать вывод, что большинство видят инициаторами конфликтов учеников, что говорит о высокой объективности учащихся.Так считает 66,6% учеников 16-17 лет и 57,1% 18-ти летних учащихся. Но при этом чуть меньше половины 18-ти летних школьников видят инициатором конфликта учителя, так считает 42,8% человек. В то время как этот же вариант ответа выбрало лишь 16,6% школьников 16-17 лет. Вариант «всегда бывает по-разному» отметили только подростки 16,6%. Из всего этого следует, что 18-ти летние школьники снова являются более конфликтными.
Делая выводы по
шести таблицам, гипотеза полностью
опровергнута.
В следующей гипотезе говорится, что в конфликт с учителями чаще вступают мальчики.
В таблице №7,
рассматривается, как часто возникают
конфликты у мальчиков и
Таблица №7