Автор: Ирина Шивырталова, 01 Октября 2010 в 21:02, курсовая работа
В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?
Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70].
1. Программа социологического исследования
1.1. Методологический раздел программы………………………………………3
1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12
2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13
3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15
4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29
5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32
6. Приложения
6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33
81. | Как Вы оцениваете взаимоотношения между учениками и учителями в Вашем классе? |
1 | Дружеские отношения |
2 | Уважительные
отношения |
3 | Доверительные
отношения |
4 | Безразличные
отношения |
5 | Конфликтные отношения |
6 | Затрудняюсь ответить |
82. | Как Вы считаете, на сколько остро происходят конфликты между учителями и учениками в Вашем классе? |
|
83. | Является ли учеба для Вас важным делом? (Можно выбрать только один ответ) |
1 | Да, для меня
это очень важно |
2 | Да, но есть дела
и поважнее |
3 | Да, но лишь как подготовка к будущей взрослой жизни 8(25,8) |
4 | Нет, так как
роль учебы в жизни не велика |
5 | Затрудняюсь ответить |
84. | Какова средняя продолжительность конфликта между учителями и учениками в Вашем классе? |
1 | Несколько минут |
2 | Весь урок |
3 | Несколько дней |
4 | 2-3 недели |
5 | Месяц и больше |
6 | Другой ответ
(какой именно, напишите)
Всегда по-разному |
85. Есть ли у Вас желание сменить место учебы? (Можно выбрать только один ответ) | |
Да, хотел(а) бы | |
1 | Перейти в другую
обычную школу |
2 | Перейти в лицей,
гимназию |
3 | Перейти в спецкласс |
4 | Перейти в вечернюю
школу |
5 | У меня нет такого
желания |
86. | Кто чаще является инициатором конфликтов в Вашем классе? |
1 | Учитель |
2 | Ученик |
3 | Другой ответ
(какой именно, напишите) |
87-93 | Что Вас больше всего не удовлетворяет в Вашей школе? (Можно выбрать несколько ответов) |
87 | Нехватка, низкое
качество учебников и учебной
литературы |
88 | Много ненужных,
неинтересных занятий |
89 | Жесткий контроль
и придирки учителей |
90 | Плохая организация
учебы (большая загруженность учащихся,
частые пропуски занятий из-за нехватки
учителей) |
91 | Слабая связь
полученных знаний с современной
жизнью |
92 | Плохая организация
досуга и внешкольной работы |
93 | Что-то еще, напишите:
Всегда по-разному |
94. | Как складываются отношения Ваших родителей с учителями? (Можно выбрать только один ответ) |
1 | Вполне нормально |
2 | В общем, без особых проблем, хотя определенные сложности бывают 4(12,9) |
3 | По-разному, зачастую
возникают сложности и |
4 | Очень сложно, родители
и учителя плохо понимают друг
друга, что приводит к многочисленным
конфликтам |
5 | Никаких отношений
у моих родителей с учителями
нет |
95. | Представьте, что в параллельном Вашему классу произошел конфликт. Как Вы считаете, снизится ли уровень посещаемости занятий в этом классе после конфликта? |
1 | Да |
2 | Скорее да, чем
нет |
3 | Скорее нет,
чем да |
4 | Нет |
5 | Затрудняюсь ответить |
96. | Происходит ли ухудшение успеваемости после конфликта между учениками и учителем в Вашем классе? |
1 | Да, по тому
предмету, который преподает этот учитель |
2 | Да, и не только
по этому, но и по другим предметам |
4 | Нет |
5 | Затрудняюсь ответить |
97-107 | Какими личностными качествами должен, на Ваш взгляд, обладать современный учитель? (Можно выбрать несколько ответов) |
97 | Широким кругозором,
эрудицией |
98 | Высоким интеллектом,
глубокой культурой |
99 | Доброжелательностью, чуткостью, внимательностью, добротой 22(70,9) |
100 | Гибкостью, готовностью к пересмотру своих взглядов и восприятию нового 14(45,1) |
101 | Общительностью, умением наладить отношения 27(87) |
102 | Неконфликтностью, терпимым отношением к инакомыслию 13(41,9) |
103 | Хорошими организаторскими
способностями |
104 | Живым, активным
характером |
105 | Хорошим здоровьем |
106 | Чувством юмора |
107 | Чувством ответственности |
Другими
качествами, какими именно, напишите |