Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, дипломная работа
Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ 7
История становления и развития профориетационной работы 7
Выпускник школы как личность и как социальная группа 15
Рынок труда как фактор выбора профессии 23
Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ 29
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА 35
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ 35
Анализ регионального рынка труда 44
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионально образования
«Южный федеральный университет»
Факультет социологии и политологии
Кафедра прикладной социологии
Степанова Инесса Валентиновна
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по специальности социология
Научный руководитель –
к.э.н. Латушко Н. А.
Рецензент –к.э.н., доц. Басенко Н.А.
Ростов-на-Дону- 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 |
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ |
7 |
1.1 |
История становления и развития профориетационной работы |
7 |
1.2 |
Выпускник школы как личность и как социальная группа |
15 |
1.3 |
Рынок труда как фактор выбора профессии |
23 |
1.4 |
Роль семьи, школы и
других референтных групп в |
29 |
2 |
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА |
35 |
2.1 |
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ |
35 |
2.2 |
Анализ регионального рынка труда |
44 |
3 |
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА |
49 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
57 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
62 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Но на сегодняшний день
не сложилось системы
Сущность выбора профессии выпускниками школ как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Выбор профессии выпускниками школ исследовался в работах Винтина И.А., Вознесенской Е. Д., Даутовой О. Б., Константиновой А. С., Константиновским Д. Л., Руткевич Н.Н., Чередниченко Г. А.,
Вопросы профориентационной работы в разное время затрагивались Арефьевым И.П., Беловой И. А., Французовой Л. Я, Французовым М.М. и д.р.
Вопросы влияния субъективных (психологических) факторов изучались в работах Вертш В.С., Даниловой Е.Е., Климова Е. А., Кон И. С.,
Влияние социальных факторов на выбор профессии исследовали: Солодова Г.С., Харченко И.И., Чупров В. И., Мкртчян Г.М., Чистяков И.М.
При изучении социологической, психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между выбором профессиональной ориентацией выпускников школ и потребностей рынка труда и этому противоречию не уделяется достаточного внимания в современной научной литературе.
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы, опираясь на результаты теоретического и практического исследования, проанализировать профессиональные ориентации выпускников российских школ и выработать рекомендации по их корректировке.
Постановка такой
цели обусловливает необходимость
последовательного решения
Объект исследования: выпускники школ. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты корректировки профессиональных предпочтений выпускников школ.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической и литературы по проблеме исследования; анкетирование выпускников средних общеобразовательных школ, сравнение, изучение документации; вторичный анализ данных.
Эмпирической базой для исследования служат выпускники 9-х и 11-х классов МОУСОШ №82 г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие109 человек. Первая группа состояла из57 школьников 9 классов (14-15 лет), во вторую группу вошли52 школьника 11 классов (16-17 ) лет.
Практическая значимость работы заключается в том, что в работе предложены и обоснованы практические подходы к решению проблемы несоответствия профессиональных ориентаций выпускников школ и потребностей рынка труда, а также рекомендации по усовершенствованию профориентационной работы.
Структура дипломной работы включает в себя:
Введение, 3 главы, заключения, список использованных источников, приложения.
Во введении отмечается актуальность темы исследования, степень разработанности, определяется цель и пути её достижения, выявляется нормативно-правовая и эмпирическая база. В первой главе проводится системный анализ институциональных факторов влияния на профессиональный выбор выпускников школ (профориентационноя работа, индивидуальные психологические и общетипические особенности выпускников, рынок труда и социальные институты (семья, школа) а также воздействие референтных групп). Во второй главе проводится эмпирическое исследования профессиональных ориентаций выпускников школ г. Ростова-на-Дону, сравнение с общероссийской статистикой и анализ регионального рынка труда. Третья глава содержит практические рекомендации по решению проблемы несоответствия профессиональных ориентаций рынка труда. Заключение содержит основные выводы исследования. Список использованных источников содержит перечень нормативно-правовых актов, научных статей, монографий, изученных в процессе работы над проблемой. В приложениях приводятся схемы и таблицы, подтверждающие теоретические выводы.
1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
1.1История становления и развития профориетационной работы
На формирование профессиональных ориентаций выпускников школ оказывают сове действие социальные институты – семья, школа и т.д., на современном этапе большее значение имеет рынок труда как фактор выбора профессиональной ориентации, а также профориентационная работа
Слово “профессия” в
переводе с латинского языка означает
официально указанное занятие, специальность.
Профессия — это вид трудовой
деятельности, занятий, требующих от
человека опредёлённой подготовки и
соответствующих качеств
Проблема подготовки подрастающих
поколений к труду — извечная
проблема человеческого общества. Однако
в различных общественно-
«В конце XIX – начале XX
в.в. учёные и общественные деятели
пришли к мысли о том, что для
выполнения человеком каждой конкретной
работы необходимы не только выучка, но
и способности, определяющие его
профессиональную пригодность. В связи
с этим молодым людям, выбирающим
профессию, стала необходимой
В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло “Руководство по выбору профессий” (1849 и 1887г.) в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева “Выбор факультета и прохождение университетского курса”.
Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой старт, требуемый самой жизни, её социально-экономическом развитием.
В начале XX в. в США, Англии,
Германии были впервые организованы
справочно-информационные бюро для
молодёжи при биржах труда. Там школьники
могли посоветоваться о выборе профессии,
о возможностях дальнейшего образования
и подготовки к будущей работе.
Такие бюро не ограничивались отдельными
индивидуальными
Однако основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был лишь анкетный опрос. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.3
В 1908г. профессор Гарвардского
университета Ф. Барсонс основал
в Бостоне (США) “Бюро ориентации”
для оказания помощи подросткам в
определении их жизненного пути. Деятельность
этого бюро и принято считать
началом профессионально-
В Англии поддержка и развитие профориентационных учреждений была организована на законодательном уровне.
В России профориентационная работа начинает свое становление с 1930-х гг.
В начале XX века в России начинает развёртывать профориентационную деятельность Педагогический музей учительского дома (Москва). Музей предпринял ряд обследований, касающихся вопроса о выборе профессии учащимися различных типов школ. В процессе проводившейся работы выяснилось, «какие профессии привлекают наибольшее внимание, каковы причины, которые побуждают молодых людей пойти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся об их будущей профессии»5.
Требование подготовки учащихся советской школы к участию в производительном труде было определено программой РКП(б), принятой VIII съездом партии в 1919г.
Один из теоретиков и организаторов
трудовой политехнической школы
П.Т. Блонский, развивая программу “хорошего
работника” в школе, обосновал необходимость
начинать профориентационную работу с
начальных классов путём
Для того чтобы создать
резерв для пополнения различных
отраслей народного хозяйства и
культуры кадрами, в 1924г. старшие классы
школы - девятилетки были профессионализированы.
В стране были созданы средние
школы с кооперативно - торговым,
производственно-техническим, административно-хозяйственным,
культурно-просветительным
В 1927г. профессором В.М. Бехтеревым было основано Бюро профконсультации Наркомтруда, ставившее своей целью распределение рабочей силы более рациональным путём. В течение последующих двух лет в стране создалась сеть бюро профконсультаций: в Ленинграде, Перми, Свердловске, Ярославле, Твери.7
Информация о работе Профессиональные ориентации выпускников школ