Профессиональные ориентации выпускников школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, дипломная работа

Краткое описание

Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ 7
История становления и развития профориетационной работы 7
Выпускник школы как личность и как социальная группа 15
Рынок труда как фактор выбора профессии 23
Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ 29
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА 35
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ 35
Анализ регионального рынка труда 44
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

Файлы: 1 файл

РАБОТА-2-К.docx

— 268.98 Кб (Скачать)

Но существуют некоторые  неблагоприятные тенденции:

Возрастной состав безработных  граждан характеризуется следующими признаками:

- молодые люди в возрасте 16-29 лет составляют 32,1% от численности безработных граждан - довольно значительная часть.

- граждане предпенсионного  возраста составляют 6,9%;

- граждане  других возрастов составляют 61%.

На региональном рынке труда по-прежнему сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, на 31 декабря 2010 года составило 23,6 тыс., что на 33,9% больше, чем на конец декабря 2009 года. Но имеющиеся вакансии в большинстве малопривлекательны для квалифицированных специалистов, так как около 72% - это рабочие профессии.

Усугубляет сложившуюся  ситуацию то, что начиная с 2010 года, в связи с наметившейся тенденцией сокращения численности детей и подростков, а также населения трудоспособного возраста, начнется постепенное снижение трудовых ресурсов. В 2010 году их количество сократилось на 14,7 тыс. человек или на 0,6% (оценка), а в 2011 году – еще на 8,9 тыс. человек или на 0,3% (прогноз). Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе формирование трудовых ресурсов в Ростовской области будет проходить в декомпенсационных условиях (когда выбытие населения трудоспособного возраста не восполняется вхождением в эту возрастную группу новых контингентов), что ещё более усилит существующий сегодня дисбаланс.

В целях удовлетворения потребности  экономики области в квалифицированных  кадрах и обеспечения сбалансированного  спроса и предложения рабочей  силы на региональном рынке труда  действует постановление Администрации  области от 16.05.2006 № 182 «О порядке  формирования регионального заказа на подготовку квалифицированных кадров в системе профессионального  образования Ростовской области».

В соответствии с постановлением по данным отраслевых министерств и  ведомств подготовлен прогноз потребности  предприятий и организаций Ростовской области в квалифицированных кадрах по востребованной 170 массовой рабочей профессии на 2011 – 2013 годы (Приложение 9).

Наиболее востребованные профессии сегодня и в перспективе:

В сферы материального производства сохраняется спрос на рабочих станочных специальностей – слесарь механосборочных работ, токарь, электромонтер, наладчик оборудования, швея; 

в торговле и ресторанном  бизнесе - продавец, кассир, повар, официант;

в транспортном и жилищно-коммунальном хозяйствах – водитель, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, слесарь-сантехник, электромонтер;

в строительстве – бетонщик, штукатур.

На среднесрочную перспективу 2011 – 2014 годов экономика области  будет нуждаться в 99,0 тыс. рабочих.

Больше остальных нуждаются  как в рабочих кадрах, так и в специалистах с высшим образованием предприятия следующих видов деятельности:

оптовая и розничная торговля –41,9% к общей потребности по области;

обрабатывающие производства –29,0% к общей потребности по области;

транспорт и связь – 8,6% к общей потребности по области;

сельскохозяйственное производство – 7,6% к общей потребности по области;

добыча полезных ископаемых – 7.1% к общей потребности по области;

строительство – 2,8% общей  потребности по области;

и т.д. (Приложение 10).

Относительно высокие показатели и по размеру предлагаемой заработной платы в этих отраслях - в строительстве – 17,5 тыс. руб., в промышленности – 14,5 тыс. руб. в сфере транспорта и связи – 12,8 тыс. руб.; тогда как средний размер заработной платы на 01.01.2011 г. - 11888 руб. Низкие показатели в здравоохранении – 8014 руб., в образовании – 7579 руб.

Произошли изменения в структуре вакансий по группам профессий. Доля предложений по рабочим профессиям, требующим квалификации, возросла в течение года на 8,2%, для руководящих работников осталась на прежнем уровне, а - для служащих и ИТР, а также неквалифицированных рабочих сократилась на 5,2 и 3,1% соответственно.

В группе рабочих профессий, требующих профессиональной подготовки, спрос превышает предложение 3,8 раз, по неквалифицированным рабочим  в 4,5 раза, в группе специалистов, служащих и управленцев предложение превышает  спрос в 1,1 раза. По позициям: бухгалтер, экономист, юрист предложение превосходит спрос в 4-9 раз, а по позиции медицинская сестра - в 17 раз.

Таким, образом, на рынке труда Ростовской области существует сильный дисбаланс– по рабочим профессиям спрос в разы превышает предложение, а в группе специалистов и управленцев обратная тенденция. Хотя и велик спрос на рабочие специальности и в таких отраслях относительно высокая заработная плата, рынок перенасыщен популярными престижными профессиями – бухгалтер, экономист, юрист. Усиливает дисбаланс снижение численности детей и подростков и высокий процент безработицы среди молодежи.

Из результатов исследования стало очевидно, что выбор профессиональных траекторий выпускниками школ и потребности регионального рынка труда категорически не совпадают. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Существуют и объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности.

 

 

Итак  из результатов исследования стало  очевидно, профессиональные ориентации выпускников школ и потребности регионального рынка труда категорически не совпадают. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Существуют и объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности.

 

3 ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА

 

 

В ходе нашего исследования было выявлено несоответствие профессиональных ориентаций выпускников школ (уровня образования и специальности) и потребностей регионального рынка труда г. Ростова-на-Дону.

Решить проблему этого  несоответствия должна работа по профессиональной ориентации выпускников, которая согласно проведенному исследованию практически  не ведется.

1.При анализе теоретической литературы нами было выявлено, что работа по профессиональной ориентации должна носить именно, системный комплексный характер – вестись совместно учителями общеобразовательных школ, психологами, медицинскими работниками; на управленческом уровне - социологами, представителями региональной службы занятости, министерства труда и социального развития и министерства образования.

Сегодня выпускник – это  субъект, а не пассивный объект воздействия, ему требуется помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и способностями, психофизиологическими особенностями, так как несоответствие между требованиями случайно избираемой профессии и личными качествами человека, его возможностями приводит к неудовлетворенности трудом, избранной профессией, препятствует развитию личности, вызывает текучесть кадров и ряд других нежелательных эффектов. Поэтому решать эту проблему давлением сверху, например, с помощью пропаганды как это делалось в советское время сегодня недопустимо, это не решит проблему, а усугубит ее.

2. Необходимо, чтобы система  профориетации имела научно обусловленный  характер, строилась на результатах  эмпирических социологических исследований, не только общероссийских, но и региональных потому, как и формирование профессиональных траекторий в регионах, и рынок труда имеют ряд особенностей.

3. То, что боле четверти выпускников определяются со своей профессиональной траекторией самостоятельно, не говорит о том, что профориентационная работа не нужна для них или не нужна вообще. Хотя многие учащиеся делают свой выбор самостоятельно, но в большинстве случаев этот выбор не отвечает потребностям рынка труда, что является государственной проблемой. Поэтому необходима государственная программа по профориентационной работе с учащимися обязательного характера.

4. В ходе нашего исследования  мы выяснили, что при выборе  профессиональной траектории сильное  воздействие на выпускников оказывают  их родители, следовательно, профориентационную  нужно вести не только с  учащимися. Но и с их родителями, семьями.

5. Система профориентационной  работы должна включать в себя:

1) Профориентационную работу  с учащимися;

2) Профориенационную работу  с родителями и семьи;

3) Развитие работы УПК  и творческих кружков;

4) Экскурссии на производства  и ярмарки профессий;

5) Создание информационного  профориентационного пространства  региона для самостоятельной  деятельности учащихся по выбору  своей профессиональной траектории.

5.1. Для ведения профориентационной  работы с учащимися в рамках  школы мы предлагаем ввести  обязательный курс по профессиональному  самоопределению. При анализе  теоретической литературы мы  выяснили, что профессиональное  самоопределение начинается еще  в детстве, мы читаем целесообразным  введением такого учебного курса  с переходом в среднее учебное  звено, т.е. с 5-го класса.

Компоненты программы  курса должны быть примерно следующие:

- «Мир профессий» - в рамках  этого раздела учащиеся получают  информацию о классификации, типах  и видах профессии, условиях  труда, необходимом уровне образования,  необходимых способностях и умениях,  предпочтительных личностных качествах

Рекомендуемые формы работы – лекции, написание рефератов, сочинений, подготовка докладов, презентаций, просмотр видео фильмов, групповые дискуссии, деловые игры.

Занятия данного раздела  проводит учитель.

- «Профессия и Я» - в  рамках данного курса ведется  работа с учащимися по выявлению  их индивидуальных психологических  особенностей, склонностей, способностей, интересов и их развитию.

Рекомендуемые формы работы - опросники профессиональной мотивации, опросники способностей, беседы-интервью, проективные личностные тесты, игры, тренинги.

Занятия данного раздела  проводит психолог.

- «Профессия и здоровья»  - в рамках данного раздела  учащиеся узнают о требованиях  различных профессий к психологическому  и физиологическому здоровью, о  влиянии условий труда на организм  человека, о профессиональных заболеваниях  и мерах профилактики.

Занятия данного раздела  проводит врач.

- «Профессия и карьера» - в рамках данного раздела  учащиеся узнают об общих принципах  построения карьеры и возможностях  развития в различных профессиях, о системе профессионального  образования как средства профессионального  развития

Рекомендуемые формы работы – лекции, групповые дискуссии, построение дерева целей, написание стратегических и тактических планов.

Занятия данного раздела  проводит – социолог.

- «Профессия и рынок  труда» - в рамках данного раздела  учащиеся узнают об общих законах функционирования рынка труда, особенностях молодежного рынка труда, о моделях поведения молодежи на рынке труда, о потребностях в кадрах на региональном рынке труда, об уровне заработной платы в различных сферах.

Рекомендуемы формы работы – лекции, рефераты, доклады, групповые  дискуссии.

Занятия данного раздела  проводит – работник региональной службы занятости.

На разных этапах прохождения  курса следует делать акценты  на разные его компоненты и формы  работы, т.к. профессиональное самоопределение  имеет свои возрастные особенности, что подтвердилось и в ходе нашего исследования (была выявлена разность мотивов выбора профессиональной траектории выпускниками 9-х и 11-х классов  и различная степень воздействия  факторов, влияющих на этот выбор).

В дополнении к курсу рекомендуется  проводить классные часы в рамках, которых следует воспитывать  у учащихся правильные установки  на труд, ценностные ориентации. При  подготовке классного часа целесообразно  заблаговременно опросить учащихся, что бы им было интересно узнать в дополнение к обязательному  курсу по профессиональному самоопределению. Т.о. классные часы являются более вариативной  формой работы по профессиональной ориентации.

Вся система воспитательной работы с подрастающим поколением, особенно профориентации и трудового  воспитания, должна быть нацелена на то, чтобы главной, резюмирующей ценностью  трудовой деятельности стала в общественном мнении не профессия, а профессионализм, мастерство, качество труда, высокий  квалификационный и культурный уровень, и, прежде всего, фактическая реализация трудового потенциала.

Помимо введения учебного курса по профессиональному самоопределению, необходимо повысить уровень образования  в школе, т.к. через интерес к предмету формируется интерес к профессии, и расширять систему профильного обучения.

5.2. Работа по профессиональной  ориентации должна вестись не  только с учащимися, но и  с семьей, поскольку именно в  семье закладываются трудовые  ценности, из которых в последствие  вытекают такие мотивы выбора  профессиональной траектории, как  – «престижность», «общественная  значимость», «семейная традиция»  и т.д.

Информация о работе Профессиональные ориентации выпускников школ