Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, дипломная работа
Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ 7
История становления и развития профориетационной работы 7
Выпускник школы как личность и как социальная группа 15
Рынок труда как фактор выбора профессии 23
Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ 29
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА 35
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ 35
Анализ регионального рынка труда 44
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
После окончания 11 классов свое профессиональное становление начинают учебой в СУЗах 5% выпускников.
Продолжить свое обучение после 11 классов в ПУ желающих не нашлось (0%).
Зато процент тех, кто еще не определился среди выпускников 11-х классов вдвое больше, чем среди 9-х – и составляет 14%.
Таким образом, в среднем траектория – «вуз дневной» выбирается 65% процентами выпускников школ, траектория – «вуз вечерний/заочный» - соответствует жизненным планам 4% выпускников, намерены продолжать свое обучение в СУЗах – 14% выпускников школ, 6,5% продолжат свое обучение в ПУ. К концу обучения в школе не могут определиться с профессиональной траекторией 10,5% выпускников (Приложение 2).
В ходе нашего исследования
мы также выяснили, какие специальности
выбирают выпускники школ. Все специальности
мы объединили в группы – техническая,
гуманитарная, творческая, народного
хозяйства, рабочая, также предоставили
вариант ответа для тех, кто не
определился с будущей
Самыми популярными для выпускников ростовских школ являются гуманитарные специальности - в среднем 39% процентов выпускников выбирают эти специальности, причем, желающих освоить гуманитарную профессию среди выпускников 11-х классов значительно больше, чем среди выпускников 9-х классов – 47% и 31% соответственно.
В среднем 5-я часть выпускников
(20%) выбирают технические специальности.
Более популярны эти
Творческие специальности
не столь популярны среди
Связывают свои дальнейшие жизненные планы с рабочими специальностями в среднем – 11% выпускников. Причем по рабочим специальностям разрыв между выпускниками 9-х и 11-х классов колоссален – 18% и 4% соответственно.
Так же нами были исследованы мотивы, лежащие в основе выбора выпускниками школ своей будущей профессии (Приложение 4).
Доминирующим мотивом является – престижность, в среднем как основной мотив – престижность отмечают 32,5 % выпускников ростовских школ. Для выпускников 11-х классов престижность профессии является чуть более значимой (35%) чем для выпускников 9-х классов (30%). Вторым по значимости мотивом является – высокий заработок. Этот мотив движет в среднем 22% выпускников и является более значимым для выпускников 9-х классов (26%) нежели, чем для выпускников 11-х классов (18 %). Третьим по значимости мотивом выбора будущей профессии является интерес к профессии. Интерес к профессии на ее выбор влияет в среднем у 19% выпускников ростовских школ, чуть более интерес к профессии важен для выпускников 11-х классов (21%), чем для выпускников 9-х классов (17%). Общественная значимость будущей профессии движет всего лишь 3% выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов не разнятся, как и – семейная традиция – в среднем 2,5 процента выпускников выбрали будущую профессию по этой причине. А вот перспективность выбранной профессии является важной при выборе профессии для 11% выпускников 11-х классов и только 5% выпускников 9-х классов. Задумываются о том, легко ли будет устроиться на работу в среднем 5,5% выпускников школ, чуть больше этот мотив влияет на выбор выпускников 9-х классов (7%), среди выпускников 11-х классов этот мотив указали как ведущий – 4% , почти также влияет на выбор выпускников легкость получения образования по выбранной профессии.
В ходе нашего исследования, мы выяснили, кто влияет на выпускников выборе их будущей профессии, к чьему совету они больше прислушиваются (Приложение 5).
Очень весомое влияние
на выпускников ростовских школ оказывают
родители. В среднем к мнению родителей
прислушивается 37% выпускников школ,
выпускники 11-х классов чуть больше
(39%) и чуть меньше выпускники 9-х классов.
Мнение же сестер, братьев интересует
значительно меньшее число
В ходе нашего исследования
мы выяснили мнение учащихся о том,
предоставляет ли школа достаточно
возможностей для того, чтобы правильно
выбрать будущую
С тем, что учебные занятия построены так, что они стимулируют правильный выбор профессиональной траектории, в среднем соглашается 15,3 % выпускников ростовских школ и такой ответ более распространен среди выпускников 11-х классов (15,3%) чем среди выпускников 9-х классов (9,2%). Отмечают, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем 7,25% выпускников и этот ответ также встречается у выпускников 11-х классов чаще (9,5), чем у выпускников 9-х классов (5%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, в среднем считают 33,15 % выпускников, причем данные по выпускникам 9-х и 11-х классов разнятся незначительно. А вот то, что в школе не ведется специальной работы по профориетации, отмечают в среднем 47,35 % выпускников, причем более распространен такой ответ среди выпускников 9-х классов (53%), чем среди выпускников 11-х классов.
Нами было исследование мнение учащихся о том, представляет ли УПК достаточно возможностей для правильного выбора профессиональной траектории. С тем, что работа УПК предоставляет достаточно возможностей для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 14,5% ростовских выпускников, чуть больше такое мнение распространено среди выпускников 9-х классов (17%) чем среди выпускников 11 классов (12 %).
С тем, что качество обучения и перечень предлагаемых профессий недостаточен для выбора профессиональной траектории соглашается в среднем 70% ростовских выпускников, чаще с этим утверждением соглашаются выпускники 11-х классов (73%), чем выпускники 9-х (67%).
Качество обучения и перечень предлагаемых профессий считают достаточным для выбора профессиональной траектории в среднем 8, 5% ростовских выпускников, различия в ответах выпускников 9-х и 11-х классов не значительны.
Считают работу УПК не важной для профессионального самоопределения в среднем 7 % выпускников (Приложение 7).
Мы также исследовали мнение выпускников о том помогает ли ежегодная выставка «Образование-карьера, бизнес» которая проводится в г. Ростове-на-Дону определиться с профессиональной траекторией
67,5 % выпускников ростовских школ считают, что выставка помогает в выборе профессиональной траектории т.к. предоставляет актуальную информацию о возможностях получения профессионального образования и построения карьеры. Чаще пользу выставки отмечают выпускники 9-х классов (72%), чем выпускники 11-х классов (63%)
Данные, которые мы получили в ходе нашего исследования по выпускникам школ г. Ростова-на-Дону мы сравнили с общероссийской статистикой, которая отражена в исследовании – «Молодежь России», проведенном Институтом социологии РАН в 2010г.
В целом данные приблизительно совпадают, но у выпускников ростовских школ есть некоторые особенности.
Выпускники ростовских школ чуть более ориентированы на получение высшего образования (69%), чем в среднем по России (66,1%). Количество же выпускников выбравших такие профессиональные траектории, как – траектория – «СУЗ» или траектория - «ПУ» приблизительно равны. Так же среди ростовских выпускников чуть больше тех, кто определился со своим выбором, чем в среднем по России (Приложение 2).
Если говорить о специальностях, которые выбирают выпускники школ, то количество выпускников выбирающих технические специальности в г. Ростове-на-Дону приблизительно равно показателю общероссийскому. Зато продолжить свое обучение по гуманитарной специальности в г. Ростове-на-Дону желает продолжить несколько большее число выпускников школ (39%), чем в среднем по России (31.55%). Творческие профессии также выпускников ростовских школ интересуют чуть больше (8%), чем в среднем выпускников по России (4,9%). А вот профессии народного хозяйства более интересны среднестатистическому российскому выпускнику(6.1%) чем ростовскому выпускнику (4%). При чем в среднем по России этими профессиями интересуются больше выпускники 11-х классов, в г. Ростове-на-Дону обратная тенденция. Такая же ситуация и с рабочими специальности, в среднем по России количество выпускников выбирающих эти специальности выше (15,1%), чем в г. Ростове-на-Дону (10,5) и крайне разнятся данные по выпускникам 11-х классов – 11,5% по России и только 4% по г. Ростову-на-Дону. Количество неопределившихся с будущей профессией приблизительно одинаково как по России в целом, так и по г. Ростову-на-Дону (Приложение 3).
Сравнивая мотивацию выбора
будущей профессии выпускниками
по России и по г. Ростову-на-Дону, следует
отметить, что ростовские выпускники
намного более ориентированы
на престиж своей профессии и
на возможность получать высокий
заработок. Как основной мотив выбора
будущей профессии «
Если сравнивать к чьим советам при выборе будущей профессии прислушиваются больше выпускники ростовских школ и в среднем по России, то первое, что следует отметить, что выпускники г. Ростова-на-Дону в среднем менее самостоятельны в своем выборе (28,5%) чем в среднем по России (39,2%). Родственники (родили и братья, сестры) и друзья оказывают приблизительно одинаковое влияние на выпускников при выборе профессии как по России в целом, так и в г. Ростове-на-Дону и следует отметить, что влияние родителей наиболее весомо. Школа, представители учебных заведений (ВУЗов, СУЗов, ПУ) оказывают незначительное влияние на выпускников школ как в среднем по России, так и в г. Ростове-на-Дону (Приложение 5).
Если сравнивать уровень профориетационной работы в школе в среднем по России и в г. Ростове-на-Дону, то следует отметить, что приблизительно равное небольшое число выпускников как по по России так и в г. Ростове-на-Дону отмечают, что учебные занятия построены таким образом, что способствуют правильному выбору профессиональной траектории. А вот то, что в школе ведется специальная работа с учащимися по профессиональному самоопределению в среднем по России отмечает гораздо большее число выпускников школ (17,95%), чем в г. Ростове-на-Дону (7,25%). То, что учебные занятия не способствуют профессиональному самоопределению, отмечает приблизительно равное количество выпускников как по всей России, так и в г. Ростове-на-Дону. А вот то, что в школе специальной работы по профориентации не ведется среди выпускников ростовских школ отмечается больше (47,35%), чем в среднем по России (39,3%) (Приложение 6).
Таким образом, данные полученные в ходе исследования, в общем, отвечают общероссийской статистике, но выявлены и некоторые особенности характерные для г. Ростов-на-Дону, которые необходимо учитывать при составлении рекомендаций по проф. ориентационной работе.
Основные особенности
характерные для выпускников
г. Ростова-на-Дону: 1)для подавляющего
числа ростовских выпускников (больше
чем в среднем по России) характерна
прямая образовательная траектория
– школа – ВУЗ дневной, 2) ростовские
выпускники намного чаще выбирают гуманитарные
специальности, 3)намного более ориентированы
на престижность профессии и высокий
заработок, 4)более подвержены мнению
родителей и менее
Так же при разработке системы проф. ориентационной работы необходимо учитывать различие профессиональных траекторий, мотивации выбора этих траекторий и возможности влияния на этот выбор у выпускников 9-х и 11-х классов.
Основные особенности
профессиональных траекторий выпускников
9-х и 11-х классов г.Ростова-на-
2.2. Анализ регионального рынка труда
По данным министерства труда и социального развития ростовской области экономический кризис отступил и в 2010 году ситуацию на рынке труда Ростовской области можно характеризовать как стабильную. Уровень регистрируемой безработицы в Ростове-на-Дону в конце 2010 года по отношению к концу 2009 года снизился на 0,32% и в настоящее время составляет 0,76% от численности экономически активного населения. На 28,5% сократилась численность граждан, занятых поиском работы. Коэффициент напряженности на рынке труда снизился на 0,32% и составляет 0,52%.
Информация о работе Профессиональные ориентации выпускников школ