Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, дипломная работа
Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ 7
История становления и развития профориетационной работы 7
Выпускник школы как личность и как социальная группа 15
Рынок труда как фактор выбора профессии 23
Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ 29
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА 35
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ 35
Анализ регионального рынка труда 44
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
В послевоенное время на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом обучении молодёжи был снова поставлен на рассмотрение. Перестройка работы школы на основе принятого в декабре 1958г. “Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР” ознаменовала новый этап и в развитии проблемы профориентации учащихся.8
С середины 1980-х гг. в подшефных школах крупных предприятии такая работа проводилась на уровне «профориентационных мероприятий», отдельных «исследований» и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии».
Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 1980-х гг., разработанный Е.А.Климовым и С.Н.Чистяковой:
1. Классификация профессий:
• общий обзор классификации;
• типы профессий;
• классы профессий;
• отделы и группы профессий;
• формула выбора профессии.
2. Человек и профессия:
• интересы, склонности, способности;
• здоровье и профессия
• профессиональная пригодность;
• сознательность и самостоятельность выбора;
• самовоспитание и выбор профессии.
3. Слагаемые успеха:
• профессиональный план;
• основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии;
• профессиональная консультация;
• характеристика профессии — профессиограмма;
• где получить профессию.
В целом такая программа
в силу своей серьезности и
даже некоторой «академичности»
была больше рассчитана на взрослых людей,
знакомящихся с основами профориентации,
но не на школьников. Кроме того, в
те годы было еще довольно мало активизирующих
и игровых методов работы, поэтому
занятия проходили не очень интересно
и их успех во многом зависел от
личностных качеств преподавателя-
Во второй половине 1980-х гг. активно использовались тесты и субтесты способностей. С учащимися старших классов проводились циклы занятий, на которых школьники в специальных «Тетрадях выбора профессии» заполняли бланки ответов по разным психодиагностическим методикам. В итоге по каждому ученику накапливалась информация, на основе которой можно было выводить профконсультационную рекомендацию.10
В качестве примера современной программы профориентационной работы с учащимися можно привести программу авторского коллектива под руководством С. Н.Чистяковой «Твоя профессиональная карьера». В данной программе вместе с теоретическим (общеориентирующим, просветительским) материалом используются различные активизирующие методы (профориентационные викторины, игры, кроссворды, дискуссии). При этом органично сочетаются традиционные формы работы (даже с элементом фольклора в виде пословиц, посвященных труду и выбору профессии) и новые, экспериментальные направления профориентационной помощи.11
В настоящее время в профориентационной работе можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Что конкретно сегодня делается в школах по профориентации учащихся? Ниже перечислены типичные профориентационные мероприятия, которые более-менее систематически проводятся в школах:
- формирование положительного отношения учащихся к труду;
-изучение профессиональных планов школьников выпускных классов;
- выявление структуры
интересов и склонностей
- прохождение школьниками
производственного обучения в
УПК; - организация выставок
-работа кружков технического и художественного творчества;
- проведение экскурсий
на предприятия, в организации,
- организация ярмарок
профессий и выставок
В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”.
В своих профессиональных концепциях советские ученые односторонне истолковывали процесс формирования личности, считая учащегося, выбирающего профессию, в основном пассивным объектом социально-организованных воздействий со стороны общества в лице родителей, учителей и других воспитателей 12. Профориентация представляет собой с этих позиций широкий социальный процесс влияния на личность, которая осуществляет свой сознательный выбор профессиональной деятельности, ищет себя в огромном мире труда и сложной системе человеческого общения. В этом процессе участвуют вузы, школы, профессионально-технические училища, производство, общественные организации, семья.
Трактовка популярная в советское время утверждала, что личность представляет интерес только с точки зрения ее готовности подчинить свои профессиональные намерения и свой внутренний мир существующей идеологии коллективизма.
В научных теориях, объясняющих профессиональное развитие личности, произошло отвержение старой парадигмы, с которой были связаны искания ряда ортодоксальных социологов и психологов.13
Новый, субъективный подход
связан с трактовкой человека как
активного субъекта, а не пассивного
существа, отвечающего на внешнее
воздействия, стимулы лишь системой
реакций, являющегося "винтиком"
государственно-
Профессиональную ориентацию можно определить в виде социальной установки - готовность в определенной форме реагировать на предстоящую трудовую деятельность 15.
Исходя из вышесказанного, профориентацию актуально сегодня рассматривать как результат развития самосознания личности в практической и теоретической деятельности, квинтэссенцией которого является отношение человека к труду. Тем самым реализуется определение личности в жизни через характеристику выбираемого ею способа существования.
Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дали следующие определение: «Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности».
«Профессиональная ориентация» как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» – писал А.В. Соловьёв.16
Итак, профориентация - это “научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Исходя из особенностей развития
организма и становления
Какова специфика данной
социальной группы, переживающей период
перехода принадлежащей к
Следует отметить, что выбор профессии это длительный, многомерный и многоступенчатый процесс, который начинается задолго до того момента, как учащиеся приобретают статус выпускника.
Первый этап профессионального самоопределения – это детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.
Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии.
Третий этап, захватывающий
весь подростковый и большую часть
юношеского возраста – предварительный
выбор профессии. Разные виды деятельности
сортируются и оцениваются
Окончательное принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя, во-первых, определение уровня квалификации будущего труда, а, следовательно, и выбор профессиональной траектории - «школа- ВУЗ», «школа - СУЗ», «школа - ПУ»; во-вторых, выбор конкретной специальности. Последовательность этих двух выборов может быть разной.18
По данным социологов выбор типа профессиональной траектории формируется у старшеклассников значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности.
Результаты социологических исследований показывают, что выпускники не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями. 19
Устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, будущий выпускник внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.20
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел выпускник, выбор профессии – его главная и постоянная забота.21
Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.22
По сути, это период, когда
осуществляется переход от детства
к началу взрослой жизни, соответствующей
степени ответственности, самостоятельности,
способности к активному
В это время у учащихся
формируется отношение к
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. 23
Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности.24
Особенность выпускников
средней школы как социальной
группы заключается в том, что
общество видит в них не столько
объект воспитания, сколько самостоятельных
субъектов различных видов
Структуру личности, которую
можно разделить на 2 части: первая
характеризуется личностными
Для начала нужно выяснить, какую функцию выполняют психические процессы, как ведущие формообразующие элементы профориентации.
К психическим процессам
можно отнести: ощущения, восприятия,
память, внимание, воображение. Все
вышеперечисленные структурные
образования личности, обеспечивающие
ее развитие и становление в качестве
равноправного члена общества, можно
назвать своеобразным механизмом, с
помощью которого личность социализируется
и благополучно функционирует, вырабатывая
у себя на определенном этапе жизнедеятельности
профессиональную ориентацию. Этот механизм
- лишь характеристика своеобразия
возможностей и достижений личности
в учебной, общественной и профессиональной
деятельности. Костяк же индивидуальности,
некого неповторимого "я" образуют
темперамент и характер, которые
следует выделить в особую группу
факторов, так как они менее
всего детерминированы
Темперамент выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов, которые данные свойства порождают. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость, переключаемость.
Информация о работе Профессиональные ориентации выпускников школ