Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 21:36, дипломная работа
Произошедшие перемены в нашей стране – переход к рыночной экономике, затяжные экономические кризисы, возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональных ориентаций выпускников школ, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
В настоящее время большее внимание уделяется системе образования и школе как важной ее составляющей. Школа - главный институт социализации подрастающего поколения, включающей такой важный аспект как профессиональное самоопределение человека. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ 7
История становления и развития профориетационной работы 7
Выпускник школы как личность и как социальная группа 15
Рынок труда как фактор выбора профессии 23
Роль семьи, школы и других референтных групп в формировании профессиональных ориентаций выпускников школ 29
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ПОТРЕБНОСТЯМ РЫНКА ТРУДА 35
Исследование профессиональных ориентаций выпускников школ 35
Анализ регионального рынка труда 44
ПРОФОРИЕТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ИНСТРУМЕНТ СНИЖЕНИЯ ДИСБАЛАНСА НА РЫНКЕ ТРУДА 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Итак из результатов исследования стало очевидно, что профессиональные ориентации выпускниками школ и потребности регионального рынка труда категорически не совпадают. Данная ситуация вызвана целым рядом причин. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение. Существуют и объективные трудности профессионального самоопределения молодежи в условиях неясности перспектив развития в стране ряда отраслей производства, плохого материального обеспечения сфер науки, культуры, образования. Ощущается и определенный спад в этих условиях профориентационной деятельности.
Решить проблему несоответствия профессиональных ориентаций выпускников школ и потребностей рынка труда можно системой работы по профориентации, основанной на теоретических и эмпирических исследования, и эмпирических исследованиях, которая носила бы комплексный характер. Для того чтобы система профориентационная работа реально осуществлялась необходимо выстроить систему управления ею. Но следует надеяться, что все это приведет к мгновенному результату. Должно пройти не мало времени прежде, чем в массовом сознании произойдут изменения трудовых установок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС, 1996. №9. С. 112-123.
2. Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии» // Школа и производство. – 2001. №4. С. 56-59.
3. Батыгин Г.С., Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960–х годов к 2000–му). - М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 447с.
4. Белова И.А., Французова Л.Я., Французов М.М. О проблемах профориентационной работы в школе// Социс. 2000. №5. С. 103-107.
5. Белозерова С.М. Влияние социально–экономических процессов на формирование рынка труда// Профессиональный потенциал. 1999. №3. С. 28–29.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1995. - 236 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с.
8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6. С. 13-15.
9. Вертш В. С. Связь между социальными и психологическими процессами: некоторые впервые или повторно возникающие вопросы. - М.: Всесоюзный центр переводов научно-технической литературы и документов, 1982. – 376с.
10. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ// Социс. 2007. №5. С. 76-83.
11. Веселкова Н. В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. 376с.
12. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников// Социс. 2004. №2.С. 1-19.
13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек// Социс. 2006. №6. С. 34-46.
14. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи: Учеб. пособие. Екатеринбург-Н. Тагил. 1995. 397с.
15. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Жизненные дебюты: поведение молодежи со средним образованием на рынке труда. Образование и наука в процессе реформ: М.: ЦСП, 2003. 147с.
16. Вознесенская Е. Д., Чередниченко ГА. Социальная мобильность и образовательные траектории молодежи со средним образованием. Образование и наука в процессе реформ: -. М.: ЦСП, 2003. С. 55 - 81.
17. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2001. 367с.
18. Горшков М.К. Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
19. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
20. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии. – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
21. Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социс. 2001. № 7. С. 132-135.
22. Запесоцкий А.С. Саршеклассники сегодня: их ценности и выбор// Социс. 2006. №12. С.13-21.
23. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1999. - 321 с.
24. Калачева Т.Г., Абросимова Л.В. Установки выпускников школ на получение высшего образования// Социс. 2000. №5. С. 98-103.
25. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
26. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 317с.
27. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: 1999. 534с.
28. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с.
29. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979. – 321 с.
30. Константинов А.С. Динамика жизненных ориентаций выпускников средних школ// Социс. 2007. №12. С. 43-54.
31. Константиновский Д.Л. Молодежь 90–х: самоопределение в новой реальности. Профессиональные ориентации российских старшеклассников 90–х годов: планы и их реализация. - М.: 2000. 437с.
32. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. - М.: 2002. – 213с.
33. Кузнецова В.Н. Социология молодежи: Учебник. М.: 2005. 456с.
34. Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. №4. С. 37-42.
35. Лисовский В.Т. Социология молодежи. Учебное пособие. М.: 1996. 467с.
36. Мартина Н. А. Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2006. №3. С.65-71.
37. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. № 9. С37-44.
38. Омельченко Е.Л. Стилевые стратегии занятости и их гендерные особенности молодежного рынка труда// Социол. исслед. 2002. № 11. С. 36-47.
39. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992. 447с.
40. Прогноз
потребности предприятий и организаций
Ростовской области в квалифицированных
кадрах по востребованным массовым рабочим
профессиям на 2010 - 2013 годы. Министерство
труда и социального развития Ростовской
области. http://mintrud.donland.ru/
41. Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006г. 467с.
42. Прямикова Е. В. Социальная компетенция школьников: смыслы и практики// Социс. 2009. №7. С. 126-138.
43. Развитие кадрового потенциала. Министерство труда и социального развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/
44. Региональный
рынок труда. Министерство труда и социального
развития Ростовской области. http://mintrud.donland.ru/
45. Региональный рынок труда. Государственное учреждение центр занятости населения Ростова-на-Дону
http://www.czn-rostov.ru/
46. Резапкина Г. В. Время выбирать профессию// Директор школы. 2010. №6. С. 78-82.
47. Ремизов А. В. Профориентация: на что способна школа?// Директор школы. 2011. №3. С. 74-80.
48. Рожков А.Ю. В кругу сверстников: Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. Краснодар. 2002. 285с.
49. Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. Социально - профессиональные ориентации молодежи. - М., 1995. 316 с.
50. Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального
образования в России // Вопросы статистики. 2004. № 9. С. 45-50.
51. Семенова В.В. Социология молодежи: Социология в России. М.: 1996. 423с.
52. Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере// Социс. 2006. №10. С.1-14.
53. Собкин В.С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников// Социс. 2006. №8. С. 106–115.
54. Солодова Г.С., Харченко И.И. Формирование экономического сознания выпускников общеобразовательной школы // Социс. 2001. №9. С. 89-95.
55. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М.: 2001. 367с.
56. Траскунова М. А. Профессиональная ориентация молодежи. - М.: 1979. – 467с.
57. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средних учебных заведений// Социс. 2001. №12. С. 108-115.
58. Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы// Социс. 2005. №7. С. 1-11.
59. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ// Социс. 2010. №7. С. 88-96
60. Чередниченко Г. А. Первые реальные шаги молодежи после окончания средних учебных заведений. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов . - М.: Реглант, 2003. – 546с.
61. Черных А.И. Рынок труда в государстве // Социс. 1998. - С. 118-125
62. Чистякова С.Н., Захаров Н.О. Профориентация школьников: Организация и управление. - М.: Педагогика, 1997. – 378с.
63. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с.
64. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи состояние и перспективы // СОЦИС, 1996, №9, С.88-92.
65. Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3. С. 31-40.
66. Шафигулина Г. Профессии, которые предпочитают школьники// Директор школы.-2005г.- №5. С.89-93.
67. Ядов В.А., Социальная идентичность:психология самосознания. - М.: 2000. - 592с.
68. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.
Приложение 1
Анкета для выпускников 9-х и
11-х классов средних
Здравствуй, выпускник! Тебе предлагается принять участие в исследовании, проводимом факультетом социологии и политологии ЮФУ. Это исследование анонимное, тебе не нужно подписывать анкету, твои результаты не узнают администрация школы, твои учителя и родители. Пожалуйста, отвечай как можно искренней, внимательно читай вопросы. Чтобы дать ответ на вопрос, нужно обвести один из вариантов ответов, который тебе наиболее подходит.
Информация о работе Профессиональные ориентации выпускников школ