Авторские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 18:56, статья

Краткое описание

Авторская школа — это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектам реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.
Понятие «авторская школа» является специфическим, в его определении и трактовках наблюдается значительный разброс мнений. Начнем с дефиниции, предложенной автором термина, президентом образовательного центра А. Адамским. «Мы придумали „авторскую школу“, — подчеркивает Адамский, — как сообщество людей, готовых вместо безликого номера называться своим именем … Тот, кто хочет иметь собственное имя, — будет его иметь … Школа, стремящаяся к имени, — авторская». Так А. Адамский сформулировал признак авторской школы — стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.

Файлы: 1 файл

Реферативное сообщение на тему.docx

— 16.10 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферативное  сообщение на тему:

«Авторские школы» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Коротковой  Юлии 32-н

Авторская школа — это школа со специфической уникальной культурой, созданная конкретным педагогом или его последователем на основе четко сформулированной авторской концепции, субъектам реализации которой становятся педагоги, учащиеся и их родители, что обеспечивает ей эффективное длительное функционирование и стабильные положительные результаты.

Понятие «авторская школа» является специфическим, в его определении и трактовках наблюдается значительный разброс мнений. Начнем с дефиниции, предложенной автором термина, президентом образовательного центра А. Адамским. «Мы придумали „авторскую школу“, — подчеркивает Адамский, — как сообщество людей, готовых вместо безликого номера называться своим именем … Тот, кто хочет иметь собственное имя, — будет его иметь … Школа, стремящаяся к имени, — авторская». Так  А. Адамский сформулировал признак авторской школы — стремление к собственной неповторимости, желание обладать именем.

Директор известной  авторской школы В. А. Караковский выделил в качестве ведущих два признака: наличие собственной оригинальной программы действий и устойчивые положительные результаты. Оба аспекта не только присущи авторской школе, но и, несомненно, отличают ее от просто инновационной.

Весомая прибавка в определении рассматриваемого понятия обнаруживается в работах А. М. Сидоркина, который указывает на следующие черты авторской школы:

  • наличие педагога-лидера, директора-автора;
  • сформулированная концепция школы;
  • существенное отличие ее жизнедеятельности от массовой практики (при этом не поясняется, в чем состоит это отличие)

В определении российской педагогической энциклопедии понятие  «авторская школа» сужено до уровня экспериментального учебно-воспитательного учреждения, хотя и отмечены важные составляющие школы: лежащая в основании философская и психологическая идея (более точно — «концепция»); наличие имени создателя в названии; включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции.

Таким образом, осуществленный анализ дает основания выделить ряд  компонентов, совокупность которых  отражает сложившуюся в отечественной педагогической литературе трактовку авторской школы:

  • наличие автора, лидера педагогического коллектива;
  • сформулированная автором концепция школы;
  • поисковый характер деятельности, осуществление эксперимента;
  • синтез мировоззренческой концепции и инновационных технологий;
  • творческий характер жизнедеятельности;
  • включение учителей, учащихся и их родителей в процесс реализации авторской концепции;
  • устойчивость и стабильность результатов.

Даже данный список позволяет выделить те черты, которые отличают авторские школы от просто инновационных или экспериментальных. Это и наличие лидера-автора, и устойчивость и стабильность результатов, а самое главное — синтез мировоззренческой концепции с инновационными технологиями. В отличие от инновационных и экспериментальных школ, здесь вступает в действие не только пространственно-смысловая, но и личностно-субъектная характеристика.

Сам термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг. Появление и развитие Авторских школ связано с децентрализацией управления образованием в России, преодолением единообразия образовательных учреждений и провозглашением их автономности в качестве принципа государственной политики в области образования. Концепции и практика авторских школ обычно существенно отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта.

В роли создателей авторских  школ выступают как ученые, так  и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.

Также термин  «Авторские школы» часто применяют и к  наиболее известным образовательным  учреждениям прошлых десятилетий («школа А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского», «яснополянская школа» и др.).

 

Информация о работе Авторские школы