Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. Пушкина

Факультет психологии

                       Кафедра общей и прикладной психологии

 

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИ.

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

Студента Семенова Павла

Владимировича

                                                        Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук,

доцент Авдиенко Г.Ю.

 

К защите допускаю:

Зав. кафедрой психологии

развития и образования

Авдиенко Г.Ю.

«____» __________________2012 г.

 

Санкт – Петербург 2012 г.

Содержание:

                                

Введение ………………………………………………………………………..3                                                                                              

Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации                                                       

1.1. .Профориентация как важная составляющая  профориентологии……...6                                                                            1.2.  Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23

1.3. Психологическая характеристика  личности подростка…………………41                                                                            1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46

1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55

Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования

2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57

2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81

Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов                                                                                                                              

3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82

Вывод  …………………………………………………………………………..97                           

Заключение……………………………………………………………………..98                                                                                         

Список используемых источников…………………………………………...101                                                  

Приложения……………………………………………………………………104                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашей жизни  не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большему счету, их всего две:

1) выбор любимого  человека, с которым предстоит  жить;

2) выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование, — профессии.

С первым из этих выборов можно не спешить: время, как говориться, терпит. Более того, оно явно на стороне тех, кто в  данном случае не торопится; известно, что из браков, заключенных в возрасте до 20 лет, больше 80% впоследствии распадаются. Люди, спешащие как можно раньше создать собственную семью, редко бывают удовлетворены тем, что в итоге получается.

А вот со вторым из главных жизненных выборов  молодым людям приходится сталкиваться ещё в школе или сразу после её окончания. Юношеский возраст во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. При удачном выборе профессии вера в своё призвание может избавить молодого человека от ненужных колебаний и сомнений. С какой профессией юноша или девушка свяжут свою судьбу? Известны многочисленные факты, когда человек, искренно желающий трудиться в определённой области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал. 

 Найти себя  в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, на сколько счастливой они воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор профессии — это всегда взгляд в будущее.

С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя.

Исследование  проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Однако характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда продолжает оставаться в центре внимания исследователей.

 Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что рассмотрение вопроса о соотношении личностных характеристик и успешности в выборе профессии остаётся в центре внимания исследователей. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока  эта деятельность продолжается.

Проблема выбора профессии учащимися (юношами и  девушками) продолжает оставаться в центре внимания.

 Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.

Предмет исследования — психологическая характеристика учащихся 10 классов.

Объект  исследования —  учащиеся 10 классов школы №276 Красносельского района в количестве 40 человек: 18 девушек и 22 юноши.

Гипотеза  исследования: как личностные особенности оказывают влияния на профессиональные предпочтения.

Задачи:

  1. Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
  2. Выявить  профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

 

Для проведения экспериментального психологического исследования был использован методический материал, в который вошли:

1. Методика «  Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климов – определение предпочтительных профессий.

2. «Тип личности»  Дж. Холланд - определение профессионально ориентированного типа личности.

3.Методика Г.  Ю. Айзенка – выявление экстраверсии, интроверсии и нейротизма.

4. Методика «Типы  интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера)

5. Опросник  К.Юнга.

6.Карта интересов

7.Карта склонностей

8. «Как вы  относитесь к обучению» Ю.А.  Кореляков.

 

 

 

 

 

 

                                                    ГЛАВА 1

Теоретические основы  личности и профессиональной ориентации.

 

1.1. Профориентация как важная составляющая профориентологии.   Психологическая классификация профессий.

 

Профориентология  – научная дисциплина, которая  находится на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы  и закономерности профессионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интергративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация [12].

«Смыслообразующим разделом профориентологии является профессиональная ориентация — научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и деятельности». [4. с.22]

А. Грецов пишет: « Профессиональная ориентация —  это комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь человеку принять и  воплотить в жизнь обоснованное решение о выборе профессии и  специальности и определиться с  тем, какое образование для этого следует получить и где » [10]. Здесь учитываются, как интересы и способности самого человека, так и социально-экономическая целесообразность: востребованность профессий, возможности для трудоустройства, заработков и карьерного роста. Помогать на пути профессионального самоопределения призван психолог — профконсультант.

Основных функций  у психолога три:

  1. Диагностика: проведение психологических (а иногда и физиологических) тестов, которые позволят определить интересы и способности, личностные качества и другие (сильные и слабые) стороны для будущей профессии. Полученные результаты обсуждаются с тем, кто обратился за консультацией, и на их основе ему рекомендуются определённые группы профессий, в которых выше  шансы на достижение успеха, а также даются рекомендации о том, что и как у себя нужно развиваться, чтобы повысить шансы на достижение профессионального успеха.
  2. Консультирование: общение, направленное на помощь в более полном осознании своих мотивов выбора профессии, поиск ресурсов   (сильных сторон, на которые можно опереться в будущей работе), конкретизацию профессиональных намерений и планов. Специальные техники консультирования позволяют решать такие задачи, как, например, снижение уровня тревожности, связанной с выбором профессии, коррекция неадекватной самооценки и т.д.
  3. Информирование: предоставление клиенту необходимой информации о профессиях, которые его интересуют (содержание и условия труда, важные для их освоения качества, противопоказания, возможности для карьерного роста и т.п.), об учебных заведениях, где готовят к работе по этим профессиям, о конкретных вакансиях и т.п. Для этого у профконсультанта имеются различные справочные материалы, а также широкий набор так называемых профессиограмм — компактных описаний профессий, где содержится необходимая информация о них [7].

Профориентация  предусматривает проведение комплекса  взаимосвязанных мероприятий: пропаганды, просвещения, профконсультирования [8].

 В рамках  профориентации может быть предусмотрена  также специальная система психолого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии.

Термин «профессиональная  ориентация» трактуется в профориентологии, как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности) а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путём профессионального образования понимают сбалансированный учёт личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой. В этих целях в рамках профессиональной ориентации проводится ряд мероприятий по установлению профессиональной непригодности обучающегося [18].

Непременным признаком  профессиональной ориентации в современном  понимании является то обстоятельство, что она имеет значение общегосударственной задачи и поэтому требует активного участия как непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, инструкторов, мастеров и обучающихся), так и социальных партнёров (работодателей, государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей науки и пр.) [20].               

Обобщая существующие определения профориентации, можно  выделить следующие основные её характеристики:

       1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.

2.   Научность её форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.

3. Профориентация предполагает учёт основных условий, позволяющих обеспечить её эффективность:

    • потребностно - мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, ценностных ориентаций, установок и т.д.);
    • способностей и других личностных характеристик человека;
    • потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци