Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им
Кафедра общей и прикладной психологии
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИ.
Выпускная квалификационная работа
Студента Семенова Павла
Владимировича
Кандидат психологических наук,
доцент Авдиенко Г.Ю.
К защите допускаю:
Зав. кафедрой психологии
развития и образования
Авдиенко Г.Ю.
«____» __________________2012 г.
Санкт – Петербург 2012 г.
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей
развития профессиональных предпочтений
учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования
профессиональных предпочтений старших
школьников……………………………….…………………
Вывод …………………………………………………………………………..
Введение
В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большему счету, их всего две:
1) выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
2) выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование, — профессии.
С первым из этих выборов можно не спешить: время, как говориться, терпит. Более того, оно явно на стороне тех, кто в данном случае не торопится; известно, что из браков, заключенных в возрасте до 20 лет, больше 80% впоследствии распадаются. Люди, спешащие как можно раньше создать собственную семью, редко бывают удовлетворены тем, что в итоге получается.
А вот со вторым из главных жизненных выборов молодым людям приходится сталкиваться ещё в школе или сразу после её окончания. Юношеский возраст во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. При удачном выборе профессии вера в своё призвание может избавить молодого человека от ненужных колебаний и сомнений. С какой профессией юноша или девушка свяжут свою судьбу? Известны многочисленные факты, когда человек, искренно желающий трудиться в определённой области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал.
Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение. Существует прямая зависимость между тем, насколько люди удовлетворены своей профессией, и тем, на сколько счастливой они воспринимают свою жизнь. С одной стороны, выбор профессии — это всегда взгляд в будущее.
С другой стороны, это одновременно и взгляд внутрь себя.
Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Однако характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда продолжает оставаться в центре внимания исследователей.
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что рассмотрение вопроса о соотношении личностных характеристик и успешности в выборе профессии остаётся в центре внимания исследователей. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается.
Проблема выбора профессии учащимися (юношами и девушками) продолжает оставаться в центре внимания.
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Предмет исследования — психологическая характеристика учащихся 10 классов.
Объект исследования — учащиеся 10 классов школы №276 Красносельского района в количестве 40 человек: 18 девушек и 22 юноши.
Гипотеза исследования: как личностные особенности оказывают влияния на профессиональные предпочтения.
Задачи:
Для проведения экспериментального психологического исследования был использован методический материал, в который вошли:
1. Методика «
Дифференциально-
2. «Тип личности» Дж. Холланд - определение профессионально ориентированного типа личности.
3.Методика Г. Ю. Айзенка – выявление экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
4. Методика «Типы интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера)
5. Опросник К.Юнга.
6.Карта интересов
7.Карта склонностей
8. «Как вы относитесь к обучению» Ю.А. Кореляков.
Теоретические основы личности и профессиональной ориентации.
1.1. Профориентация как важная составляющая профориентологии. Психологическая классификация профессий.
Профориентология – научная дисциплина, которая находится на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности. Основными разделами профориентологии как интергративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация [12].
«Смыслообразующим разделом профориентологии является профессиональная ориентация — научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и деятельности». [4. с.22]
А. Грецов пишет: « Профессиональная ориентация — это комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь человеку принять и воплотить в жизнь обоснованное решение о выборе профессии и специальности и определиться с тем, какое образование для этого следует получить и где » [10]. Здесь учитываются, как интересы и способности самого человека, так и социально-экономическая целесообразность: востребованность профессий, возможности для трудоустройства, заработков и карьерного роста. Помогать на пути профессионального самоопределения призван психолог — профконсультант.
Основных функций у психолога три:
Профориентация предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий: пропаганды, просвещения, профконсультирования [8].
В рамках
профориентации может быть
Термин «профессиональная ориентация» трактуется в профориентологии, как совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода, направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности) а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования. При этом под оптимальным путём профессионального образования понимают сбалансированный учёт личных интересов и способностей оптанта, его права на самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целесообразности с другой. В этих целях в рамках профессиональной ориентации проводится ряд мероприятий по установлению профессиональной непригодности обучающегося [18].
Непременным признаком профессиональной ориентации в современном понимании является то обстоятельство, что она имеет значение общегосударственной задачи и поэтому требует активного участия как непосредственных субъектов образовательного процесса (преподавателей, инструкторов, мастеров и обучающихся), так и социальных партнёров (работодателей, государственных органов власти, органов местного самоуправления, представителей науки и пр.) [20].
Обобщая существующие определения профориентации, можно выделить следующие основные её характеристики:
1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она призвана решить задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой.
2. Научность её форм и методов. Не являясь самостоятельной наукой, она опирается на данные целого комплекса дисциплин: экономики, психологии, педагогики, медицины и др.
3. Профориентация предполагает учёт основных условий, позволяющих обеспечить её эффективность:
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци