Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101
Условия
труда включают в себя
2.Физическую нагрузку.
3.График рабочего времени. Самые частые варианты таковы:
Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста [8].
Какой выбор
профессии следует считать
Возможность — наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
Влечение — желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность.
Востребованность — потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату [10].
Когда три В совпадают, человек доволен делом, которым занимается, своим местом работы, должностью, достижениями, видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением. Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную в обществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих, и, как следствие, его увлеченность трудом ещё более возрастает.
Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.
На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:
Взрослые люди отдают труду и всему, что с ним связано, в среднем примерно половину своей жизни, а нередко и больше. Чего ради, они это делают, что побуждает их затрачивать такое огромное количество времени и сил? Можно, конечно сослаться на то, что необходим для развития цивилизации, ведь именно в результате него появляются те продукты и ресурсы, которые потребляет каждый из нас. Впрочем, это и так понятно. Но одно дело — общефилософские рассуждения о важности труда для человечества в целом, а совсем другое — анализ тех причин, которые непосредственно побуждают конкретного человека работать и относиться к делу увлеченно, трудясь с полной отдачей сил, либо работать по минимуму, чтобы только зарабатывать себе на проживание. Каков для нас личностный смысл работы, профессии?
Смысл выбираемой профессии часто оказывается для человека не в труде, как в таковом, а получаемых от него благах (зарплата, престиж и т.д.), а бывает, что сначала человек ориентируется на внешний смысл (например, на обещанную зарплату), а потом втягивается в работу и начинает находить интерес уже в ней самой. Тем, кто трудится, ориентируясь, исключительно на внешнее вознаграждение, бывает нелегко смириться с тем, что они зачастую зарабатывают относительно мало, а кто-то другой живет припеваючи. В результате человек начинает чувствовать себя несчастным, ущемлённым, обиженным судьбой. Тот же, кто находит свою работу интересной и воспринимает её как осмысленную и ценную саму по себе, безотносительно к вознаграждению, куда менее подвержен таким чувствам, психологически защищен от них. Как говорят психологии, одна из важнейших предпосылок успеха в профессиональном самоопределении —это умение находить личный смысл в труде, которым предстоит заниматься.
Одна из причин того, что молодых людей тянет заниматься разными видами творческой работы — музыкой, живописью, киноискусством — состоит именно в том, что в подобных областях деятельности отчужденность человека от труда минимальна. В них практически всегда остаётся личностная сопричастность с тем, что создаётся, велик вклад творца, и имеет возможность самому наслаждаться тем, что получается в итоге. Как правило, происходит общение между тем, кто создал произведение искусства, и тему, кому оно создано. Что, помимо сугубо материальных интересов, побуждает молодых людей работать?
1) Работа — это возможности для реализации своего потенциала. Важность труда именно как поля для самореализации, для приложения своих сил и способностей становится наиболее очевидной, когда увлеченный им человек вдруг лишается работы. Наличие высвободившегося времени воспринимается как не заполненность сознания, человек чувствует себя ненужным, так как не занят делом, которое он любит и которое считает важным.
2) Работа даёт чувство собственного достоинства, значимости, осмысленности жизни. Но сама по себе профессия ещё не делает человека счастливым, она лишь предоставляет шанс реализовать свои возможности.
3) С работой тесно связан круг общения человека. Иметь профессию — это значит не просто уметь что- то делать, но ещё и быть включенным в систему межличностных взаимодействий, ощущать себя частью профессионального сообщества. Кстати, один из факторов, предопределяющих, насколько человек удовлетворён соей работой (наряду с содержанием и условиями и оплатой труда) — это то, нравится ли ему общение, которое складывается на рабочем месте, удовлетворён ли он взаимоотношениями в трудовом коллективе. Если же в коллективе складываются конфликтные отношения — обычно там высокая текучесть кадров (т.е. работники надолго не задерживаются, часто увольняются) даже при хороших во всех других смыслах условиях труда и неплохих зарплатах [10].
Кстати, как установили исследователи, ответ на вопрос «Стану ли я работать, если в моём распоряжении и так будет сумма денег, достаточная для удовлетворения жизненных потребностей?» очень сильно различается в зависимости от среднего уровня доходов в той стране, о которой идёт речь. В странах «третьего мира», где большинство людей живут в условиях крайней бедности, желание работать даже при отсутствии материальной нужды высказывает максимум один из десяти. Для этих людей работа — лишь способ выживания. Но в высокоразвитых странах соотношение противоположное: лишь один человек из десяти утверждает, что не будет работать, имей он в своём распоряжении достаточно денег. Но нужно учитывать, естественно, и то, что работа тоже различается: в слаборазвитых странах это, как правило, тяжелый и монотонный физический труд, в высокоразвитых — значительно более интеллектуальные виды деятельности в хороших бытовых условиях.
Профессиональная принадлежность — одна из самых значимых характеристик любого человека. Представление о себе как о носителе определённой профессии — неотъемлемый компонент представлений большинства молодых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-либо причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, выход на пенсию, болезни), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Кроме того, это не только сам выбор, но одновременно и самоограничение: предпочесть одну профессию — значит отказаться от многих других [12].
Таким образом, профессиональная ориентация является важной составляющей профориентологии. « Профессиональная ориентация — это комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь человеку принять и воплотить в жизнь обоснованное решение о выборе профессии и специальности и определиться с тем, какое образование для этого следует получить и где » [6]. Основных функций у него три:
Для профориентационной работы предназначена психологическая классификация профессий. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.
1.2. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.
Все люди разные, и их возможности достигнуть успеха в разных профессиях тоже отличаются. Что-то одному даётся легко, а другому — только через силу. От чего это зависит? Не только от затрачиваемых человеком усилий, но ещё и от того, чем он занимается. Представления о том, что все люди разные по своим возможностям в освоении различных видов деятельности, а к чему-то приспосабливаются больше, к чему-то меньше, возникли давно. Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что природа человека не позволяет ему одинаково хорошо усваивать два искусства или две науки: « Одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленичества» [6].
Природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью. Человек может активно приспособиться ко многим видам профессионального труда, причем труд будет удовлетворять самого субъекта. Невелико число тех профессий, которыми каждый человек не смог бы овладеть. Но это не значит, что все люди, независимо от своих индивидуальных способностей одинаково овладевают профессией. И подготовка к профессии, и последующая деятельность протекают по-разному, в зависимости от этих особенностей. Важнейшим и необходимейшим элементом является профессиональная направленность, положительная профессиональная мотивация [21]. Найти своё призвание не просто. Если бы каждый рождался именно для определённой работы и с детства знал об этом, никакой проблемы с развитием способностей и не стояло бы: просто делай своё дело. Однако не всё зависит от врождённых характеристик, многое развивается или приобретается в жизни по мере накопления опыта. Какой потенциал заложен в нас? Что такое способности?
Способности — индивидуально-
А. Грецов даёт такое понятие «способностей»: «Способности — это система психологических и физиологических качеств, которые обеспечивают лёгкость приобретения знаний и умений, а также создают предпосылки для достижения максимальных результатов в каком-либо виде деятельности. Но сами они к умениям и навыкам не сводятся» (10). Чем больше способности человека соответствуют требованиям того дела, которым он занимается, тем успешнее он его выполняет, быстрее им овладевает и меньше сил тратит. Даже люди с очень низкими способностями к какой-либо профессии при большом старании могут достичь в ней определённых результатов. Но им придётся потратить гораздо больше сил и времени, да и их успехи будут в итоге не столь высоки [2].
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци