Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101
Флегматики выбрали типы профессий «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система» (флегматики — также интроверты, спокойны и рассудительны. Они последовательны и рассудительны в делах, молчаливы и не любят зря болтать, обладают спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. Обычно выбирают профессии, в которых нужна аккуратность, внимательность, терпеливость, сдержанность, точность и тщательность, умение владеть собой.
Сангвиники выбрали типы профессий «человек — человек», «человек — художественный образ» (сангвиники — экстраверты, ориентированы на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях. Сангвиники обладают высокой работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики. Обычно выбирают профессии, в которых нужны общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности, доброжелательность, эмпатия, потребность в самовыражении, склонность к творчеству.
К тому моменту, когда молодой человек выбирает профессию, качества его личности в значительной степени уже сформированы, и от того, на сколько они соответствуют специфике определённой деятельности, во многом зависят грядущие успехи в ней. Но профессия тоже накладывает отпечаток на личностные качества человека: те из них, которые требуются в работе, со временем становятся выражены ярче, а нежелательные, наоборот, ослабевают. Но это происходит тогда, когда человек растёт и развивается как профессионал и воспринимает свою деятельность как прямо связанную со своей личностью, а не как нечто отстранённое от себя. Если человек увлечён работой, она затрагивает его личность. А увлекается человек работой тогда, когда она исходно отвечает его личностным качествам.
Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на то, как человек реализует себя в профессии. Любая профессия подразумевает работу в определённой среде, где востребованным оказывается определённый набор таких качеств. Люди, по-настоящему заинтересованные своим делом, трудятся много и с удовольствием, рабочее время для них протекает незаметно. Такой труд почти не утомляет, если же усталость и наступает, она сама по себе для человека приятна. В психологии такое состояние, при котором человек полностью отдаёт себя работе и не знает усталости, называется состоянием потока. В нём человек испытывает удовлетворение и даже восторг от того, что делает. И ещё от того, что его знания, умения, способности находят применение. Возникает почти физическое чувство роста, совершенствования. Естественно в таком состоянии повышается работоспособность, дело спорится, и результативность труда гораздо выше, чем если бы пришлось заставлять себя работать «через силу».
Обычно интерес к профессии связан с факторами такого рода:
1) Новизна, необычность, престижность.
2) Непосредственная «отдача» от предмета труда: благодарность и радость, исправная работа технического устройства и т.п. (то, что в науке называется «положительная обратная связь» ).
3) Понимание важности, осмысленности, востребованности работы.
4) Познавательная мотивация: профессия как возможность получать новую информацию.
5) Изменение, улучшение предмета труда в результате воздействия на него. Многих людей буквально завораживает созерцание того, как из их рук появляется новая вещь.
6) Ощущение своей компетенции, мастерства.
От чего же больше зависит успешность в освоении профессии — от интересов или от способностей? Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первое место по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлечении обучением и работой это вполне удаётся компенсировать.
Но если речь идёт о профессиях, где предъявляются жесткие требования к специальным способностям, или если человек ориентирован исключительно на достижение высочайшего уровня, никакой интерес уже не в состоянии компенсировать недостаток способностей. Для мастерской игры на скрипке нужен абсолютный музыкальный слух, а для того чтобы стать олимпийским чемпионом по гимнастике — ярко выраженные двигательные способности (в первую очередь координацию и гибкость). Если этого нет — никакой интерес не позволит добиться таких результатов. Довольно часто способности к определённой деятельности совпадают со склонностями к ней — выраженным интересом, желанием ею заниматься. Хотя так бывает далеко не всегда: подобное желание может возникнуть и безотносительно к способностям. Скажем, потому что заниматься каким-либо делом считается модным, престижным. Или потому, что этим увлечены родители. Именно таким феноменом подчас объясняется возникновение так называемых «семейных династий».
Чтобы отличить внутреннюю тягу к какой-либо деятельности от желания выполнять её по соображениям престижа, по совету родителей и под влиянием подобных внешних факторов, психологи предпочитают использовать разные понятия: склонность и предпочтение. Склонность — это нередко безотчетное стремление к определённому роду занятий, даже без ясного понимания причины самого стремления, внутренняя «тяга» к чему-либо [11]. Её возникновение, как правило, сочетается со способностями к этой деятельности. Предпочтение — это сознательный выбор определённой деятельности. Оно может возникнуть и без выраженной способности, а под влиянием моды, престижности, наличия хороших условий именно для этой деятельности и т.п. конечно, лучше всего, когда предпочтения совпадают со склонностями и способностями. Но так бывает далеко не всегда, и сами по себе предпочтения служить признаком способностей не могут. Учитывать склонности при выборе дела, которым предполагаешь заниматься, совершенно необходимо. Во-первых, потому что они чаще всего совпадают со способностями. Во-вторых, если у человека есть выраженный интерес к какому-либо делу, он рано или поздно начнёт этим делом заниматься. И будет очень обидно, если потратишь несколько лет жизни, чтобы научиться одной профессии, а «потянет» к другой. Тот, кто не имеет базового образования по профилю выполняемой работы, часто надолго или на всю жизнь остаётся дилетантом, достигнуть вершин мастерства ему гораздо сложнее, чем тому, кто сразу учился именно этой профессии. К счастью, человек свободен в выборе: он может проверять свои способности в разных видах деятельности, увлекаться, ошибаться, сомневаться — и постоянно учиться. Кроме своего основного дела могут быть многочисленные хобби, увлечения, где можно реализовать свои способности.
В 1966 году Дж. Холланд разработал психологическую концепцию, которая объединила теорию личности с теорией выбора профессии. Эта концепция и созданная на её основе классификация профессий получили широкое распространение за рубежом.
Дж. Холланд исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления
основных компонентов направленности:
интересов и ценностных ориентаций
— Дж. Холланд выделил шесть
профессионально
Дж. Холланд
предложил шкалу приспособленно
Согласно теории Дж. Холланда успех в профессиональной деятельности, удовлетворённость трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.
Для установления типов личности Дж. Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы.
Дж. Холланд также считает, что интеллектуальный потенциал личности (способности), конечно же, определяет успешность профессиональной деятельности, но не является главным. Определяющим успешность профессиональной деятельности особенностями личности являются качества, связанные с её направленностью,— такие как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения и т.п. именно эти качества личности обуславливают направленность и уровень развития интеллектуального потенциала человека.
По результатам диагностики выделяют три профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. И, следовательно, составить альтернативные пути профессионального развитии [4].
Рис.1. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды.
Р — реалистический тип; И — интеллектуальный; С — социальный;
К — конвенциальный; П — предпринимательский;
Х — художественный
Таблица 1
Связь типа личности и профессиональной среды (по Дж. Холланду)
Тип личности |
Тип профессиональной среды |
Р И С К П Х | |
Реалистический (Р) |
+ + + - - + - - |
Интеллектуальный (И) |
+ + + - - - - + |
Социальный (С) |
- - - + + - + + |
Конвенциональный (К) |
+ - - + + + - |
Предпринимательский (П) |
- - - + + + + - |
Художественный (Х) |
- + + - - - + + |
Примечании: в таблице приняты следующие обозначения:
+ + тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
+ тип личности хорошо приспособлен;
- тип личности недостаточно приспособлен;
- - тип личности совершенно не приспособлен к окружающей среде.
Таким образом, природные особенности человека обладают громадной, хотя и не безграничной пластичностью.
Способности — индивидуально-
При разговоре о способностях психологи обычно подчеркивают три аспекта:
1) способности — это
индивидуальные особенности,
2) под способностями
понимаются не всякие
3) способности не сводятся к имеющимся знаниям, умениям, жизненному и профессиональному опыту человека, а выступают предпосылками для их освоения.
Принято выделять
общие и специальные
При выборе профессии важно учитывать помимо способностей и ряд психологических качеств: темперамент, черты личности, интересы. Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на то, как человек реализует себя в профессии. Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первое место по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлечении обучением и работой это вполне удаётся компенсировать.
Дж. Холланд разработал методику диагностики «Тип личности», которая позволяет определить профессиональные предпочтения и интересы и тем самым показал связь личности и профессиональной ориентации.
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Эти процессы связаны с определенным уровнем развития самосознания подростков и старших школьников. В исследовании установлено, что при переходе от старшего подросткового к раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического, динамического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны - в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется "знак" отношения к себе, в отличие прежнего двухполюсного (хороший - плохой) оно приобретает более сложный характер. Развитие регуляторной стороны идет в направлении, как бы обратном указанному выше: оно проявляется, во все большей дифференцированности, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци