Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

Выявлены особенности  личности в переходный период.

Личностную  рефлексию следует рассматривать  как механизм, как один из возможных  вариантов познания подростком и  юношей самого себя, своего внутреннего мира. Человек, пытаясь представить, что о нем думают другие люди, анализирует собственное поведение, свои личностные качества, т.е. старается понять, каков он во взаимодействии с другими людьми. В результате такого анализа субъект приходит к некоторому познанию своего "Я". В подростковом возрасте рефлексивный анализ весьма самокритичен, учащиеся переживают наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Представления такого рода имеют существенное значение в процессе самовоспитания, ибо, анализируя себя в общении с другими людьми, человек начинает понимать свойства своего характера, в том числе и негативные. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда обычные воспитательные меры, применявшиеся раньше, не только не дают эффекта, но и вызывают протест. Когда же подростки сами приходят к пониманию нежелательных черт своего характера, это может сыграть существенную роль в процессе самовоспитания.

Что касается наблюдаемой  в подростковом возрасте потребности  побыть одному, то она ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой  при целенаправленно организуемой воспитательной работе лишь потребность в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления.

Разумеется, возрастные психологические особенности по-разному  выражены у различных подростков. Одна или несколько черт личности могут быть развиты более других, то или иное свойство может оказаться доминирующим. Эти черты или свойства могут быть определяющими в общем поведении или в отдельных поступках подростков в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

 Одна из  ключевых особенностей это темперамент.

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов  и поведения человека, проявляющаяся  в их скорости, изменчивости, интенсивности  и других характеристиках. По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический. Темперамент не бывает ни «плохим» ни «хорошим», у каждого свой темперамент. Он хорош в одних случаях и плох в других.     Изолированное рассмотрение одной или отдельных психологических особенностей не дает глубокого представления о личности в целом, конкретные особенности личности могут быть понятны в органической связи ее черт друг с другом, т.е. необходимо учитывать соотношение возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет оптимальным образом организовывать процесс их воспитания.

 Решающее  значение приобретает в этом  возрасте стремление детей найти свое место в обществе -   это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует возникновению у подростка желания понять, что представляет он сам, пробуждает ответственное, критическое отношение к себе и другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода.

Подросток постоянно  пытается испробовать, "чего он может  добиться". Отсюда противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ребенок нередко оскорбляет окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. Но весь негативизм, упрямство подростка, желание настоять на своем не что иное, как своеобразные упражнения в познании своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Так объясняется развивающийся у подростка повышенный интерес к другим людям, особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними, промериванием их особенностей и качеств на себя он создает свое "я".

В подростковом возрасте формируется нравственные принципы, которыми ребенок начинает руководствоваться в поведении, упорно их отстаивать. С  развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникают идеальные образы поведения. Нравственный идеал подростка - это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему "возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять своим развитием" (Л.И. Божович)

Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал - "делать жизнь с кого? ". В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношении к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, оценок достоинств и недостатков взрослых, подростки начинают оценивать других людей не только раньше, но и строже, требовательнее, чем самих себя. Правда, оценивают они людей зачастую по отдельным действиям, поступкам или качествам, перенося эту оценку на личность в целом, более того, подростки порой оценивают поступки человека, не понимая их мотивов и целей, неумело обобщая недостатки взрослых и вынося скороспелые и максималистские суждения. Характерно, что если в младшем подростковом возрасте в качестве идеала выступает образ того или иного конкретного человека (родителей, учителей, товарищей), то в старшем подростковом возрасте в качестве идеала начинают выступать и обобщенные образы как совокупность идеальных черт. Это связано с более критическим осознанием личности знакомых людей.

Формирование  личности предполагает становление  определенной системы жизненных  ценностей человека: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни" (С.Л. Рубинштейн).

Переходный  от подросткового к юношескому возраст синзетивен для формирования ценностных ориентаций, как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Вместе с тем этот процесс характерен лишь для части подростков, у большинства из них он находится в своей начальной стадии развития. Так, ценностные ориентации в области социальных норм оказались сформированными к концу 9 класса лишь у 68% учащихся, причем у 23%  они носят социально неадекватный характер. Выявлено, что основным психологическим механизмом формирования ценностных ориентаций является усвоенный учащимися способ ориентировки в мире ценностей. В возрастной психологии подростковый возраст принято определять как период закрепления основных психологических структур и личностных образований.

 Поэтому обнаруженные возрастные особенности формирования ценностных ориентаций в данный переходный период, с одной стороны, говорят об определенном инфантилизме в личностном развитии, а с другой - открывают перед учителями и воспитателями возможность целенаправленного воздействия путем изменения содержания психологических механизмов, ответственных за характер и направленность ценностных ориентаций личности

 

1.4. Психосоциальное развитие подростков.

 

Важнейшими  задачами в этом возрасте становится решение социальных задач: приобретение профессии, достижение определённого  социального статуса, создание семьи. Рассмотрим два аспекта психосоциального развития: развитие «Я» как члена семьи и развитие «Я» как профессионала.

Развитие «Я»  как члена семьи взаимосвязано  с социально-историческим изменение  её функций, структуры, ролевого поведения членов семьи.     Общеизвестно, что в юности, как правило, закладываются основы для формирования параметров выбора партнёра, особенностей идентичности индивида как члена семейной или не оформленной юридически, но устойчивой пары. Этой проблеме посвящено много исследований, имеющих различные методологические основания. На выбор партнёров довольно часто влияют неосознаваемые импульсы, что в последствии довольно часто может породит супружеские конфликты. Распространённый динамический подход в супружеской терапии основан на изучении прошлого, преимущественно детского опыта супругов.

Важнейшей особенностью подросткового возраста является осуществление профессионального самоопределения как необходимой составляющей личностного самоопределения. Из всего круга вопросов, относящихся к самоопределению, вопросы профессионального самоопределения наиболее детально.

Профессиональное  самоопределение можно рассматривать в двух планах: как ориентацию на определённые виды и характер труда или же как стремление к определённому статусу и месту в системе социальных отношений. Если понимать профессиональное самоопределение как процесс, протекающий в течение некоторого времени, то условно в нём можно выделить два этапа, приходящихся на юношеский возраст: выбор профессии и первичное профессиональное становление.

Этап выбора профессии начинается не с поступления в то или иное учебное заведение, а с принятия молодым человеком решения работать по той или иной  специальности. При этом выбранная профессия далеко не всегда соответствует полученному образованию.

На выбор  профессии чаще всего влияют родители, черты личности самого человека и его стремление к самоактуализации.

Подростковый возраст всегда рассматривался как один из самых сложных и наиболее важных и ответственных в плане формирования личностных периодов. Исследователи по-разному характеризуют место, занимаемое этим возрастом в общем цикле развития личности "завершающий этап подготовки к вступлению в самостоятельную, трудовую и общественную деятельность" (С.В.Черенкова); "важнейший этап развития личности как субъекта труда, познания и общения" (А.В. Иващенко, В.П. Ижицкий, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик); "период самоопределения, решения вопросов "кем быть" и "каким быть" тревожного поиска гражданского идеала и призвания к профессиональной деятельности" (Е.А. Михайлычев) и т.д. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л.И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте. В юношеском возрасте стабилизируются, и вместе с тем получают новый виток развития черты характера и основные формы межличностного поведения, интенсивно развивается сознание и самосознание личности, формируется "Я-концепция" [4]. 
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, И.С.Кон и т.д.) [47].

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя   в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности [24].

В 15 — 16 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворённость реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии осознания собственного «Я» (кто я? Каковы мои способности? Каков мой жизненный идеал? Кем я хочу стать?) Cамоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован [49].

Психологически  более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы  девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии [36].

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду [50].

Таким образом, для старших подростков и для  девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение  — осознанный выбор путей профессионального  образования и профессиональной подготовки.

На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:

    • Знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;
    • Склонности (интересы, мотивы труда);
    • Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
    • Уровень притязаний и самооценка;
    • Мнение родителей, семьи;
    • Мнение сверстников
    • Позиции учителей, профессионалов;
    • Личный профессиональный план - система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере [10].

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци