Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить  профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3                                                                                              
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации                                                       
1.1. .Профориентация как важная составляющая  профориентологии……...6                                                                            1.2.  Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика  личности подростка…………………41                                                                            1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов                                                                                                                              
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод  …………………………………………………………………………..97                           
Заключение……………………………………………………………………..98                                                                                         
Список используемых источников…………………………………………...101
2.2. Результаты исследования и их анализ.
Для математической 
обработки результатов 
ГЛАВА 3
Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов
профессиональных предпочтений старших школьников.
Используя данные, полученные в ходе исследования мы проанализируем особенности профессионального самоопределения, учеников 10-х классов Красносельского района школы № 276.
Результаты теста по Айзенку позволили выявить следующие типы темперамента у испытуемых.
Таблица 1 Результаты диагностики по тесту Айзенка
Всего испытуемых  | 
  Выявленный тип темперамента  | |||
меланхолик  | 
  флегматик  | 
  сангвиник  | 
  холерик  | |
40  | 
  12  | 
  1  | 
  11  | 
  16  | 
Для наглядности представим данные на рисунке 1.
Выявленный тип темперамента.
 
Результаты диагностики по тесту Айзенка.
Данные диагностики показывают, что 16 подростков (40%) имеют тип темперамента "холерик". Это сильные, подвижные, неуравновешенные подростки. Отличаются большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной деятельности. Эти подростки способны эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учатся не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинированы, но быстрее остальных усваивают, соображают, запоминают; ориентированы на все новое, необычное.
11 испытуемых подростков (28%) имеют тип темперамента "сангвиник". сильный, подвижный, уравновешенный. Ведут себя спокойно и смело, открыты для любых проблем, любят точность, основательность и объективность. Умеют рассчитывать силы, ничего не доводят до крайности, умеют чередовать работу и отдых. Инициативны, способны эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности их не пугают, однако редко идут " на пролом ", предпочитают компромисс или обойти препятствие.
Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием помогают другим людям решать их проблемы, жизнерадостны, открыты, хорошие лидеры, во многом определяют эмоциональный настрой группы.
1 испытуемый (2%) - "флегматик". Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; мало эмоционален. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.
В обучении предпочитает 
больше размышлять, чем действовать. 
Легко подчиняется 
12 испытуемых (30%) - "меланхолики". Эмоционально чувствительны, ранимы, глубоко все переживают, помнят, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верны своим привычкам, не любят перемен. Предпочитают одиночество. Трудолюбивы, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимают с трудом. Творческие натуры, склонны к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере – искусство, музыка, литература.
В обучении предпочитают больше размышлять, чем действовать. дисциплинированны, добродушны, ответственны, способны глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс обучения связан с эмоциями. Их мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значении.
Рис.2
Из рисунка 2 следует, что средние показатели отношения к обучению данной методики: что готовность к дальнейшему обучению учащихся 10 классов – 76%, изменили свое решение и не желают учиться дальше – 24%
Рис.3
Как видно из рисунка 4, в 10 классах: 52% учащихся являются экстравертами; 34% - интровертами; 14% - амбивертами.
Рис. 4
Таблица 2
Результаты исследования интеллекта учащихся 10 классов по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера
Тип интеллекта  | 
  Процентное соотношение  | 
математико-логический  | 
  39%  | 
визуально-пространственный  | 
  10%  | 
Межличностный  | 
  28%  | 
Лингвистический  | 
  14%  | 
Музыкальный  | 
  3%  | 
Кинестетический  | 
  6%  | 
Рис. 5 Тип интеллекта
Результаты исследования интеллекта учащихся 10 классов по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера :
Наибольшее количество учащихся 39% имеют математически – логический склад ума, далее – межличностное – 28% и третье место по значимости – лингвистический тип интеллекта – 14%
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци