Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

Б<8, В>16

Вы впечатлительный, стеснительный  человек, трудно находящий контакты с другими людьми. Зачастую обидчивы, чувствуете себя уверенно лишь в знакомой, привычной обстановке. Люди, мало вас знающие, часто не понимают вас. Вам рекомендуется работать в обстановке, не требующей большого нервного напряжения, быстрых реакций и частой смены характера деятельности.  
Вам больше подойдут профессии: ландшафтный дизайнер, микробиолог, лаборант в хим-лаборатории, библиотекарь, корректор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, сборщик радиодеталей и микросхем, деталей на часовом заводе, чертежник, художник-архитектор, конструктор-модельер, музыкальный работник, технолог в легкой и пищевой промышленности.

Б<8, 8<В<16

Вы человек необщительный, застенчивый, довольно сдержанный в чувствах, вдумчивый, склонный к рассуждениям. В поступках  ориентируетесь в основном на собственные  чувства, представления. Такой человек сближается только с немногими друзьями. Свои действия планирует заранее, не любит сильных впечатлений, стремится к спокойной, упорядоченной жизни. Людям этого типа предпочтительны профессии, где требуются усидчивость, пунктуальность, внимательность в работе. Они предпочитают работать в одиночку. Вам больше подойдут профессии: программист, инженер леса, зоолог, биолог, переводчик иностранного текста и др.

8<Б<16, В>16

Вы человек эмоционально неустойчивый, чувствительный. В меру общительный, но в отношениях с людьми не очень выдержанный, легко обижаетесь. Ваши поступки часто зависят от вашего настроения: вы то очень энергичны, то становитесь вялым и апатичным. Непостоянны во взглядах и интересах. У вас хорошо развита интуиция. Люди вашего типа предпочитают работу интересную, связанную с эмоциями, но непродолжительную и не очень напряженную, больше умственную, чем физическую.  
Вам подойдут профессии: филолог, актер драмтеатра, певец, архитектор, специалист в легкой и пищевой промышленности, конооператор, журналист, кондитер, фармацевт, ювелир, юрист и т. д.

8<Б<16, В<8

Вы человек спокойный, постоянный в дружбе и интересах. Эмоции не мешают вам видеть вещи реалистично, умеете приспосабливаться к действительности, рассудительны, в меру общительны, но в поведении не зависимы от взглядов других, охотно делитесь советами, не боитесь неудач, пытаетесь разобраться в их причинах. Люди этого типа могут добиться успеха в разнообразных видах деятельности, особенно в тех, где четко определены действия и наглядно представлен конечный результат.  
Вам подойдут профессии: геолог, офицер, преподаватель, врач, пилот, специалист в области социологии, права, дизайнер, журналист, переводчик, дипломат и т. д.

 8<Б<16, 8<В<16

Вы человек в меру общительный, довольно спокойный, но иногда даете волю эмоциям. Достаточно открытый, не очень тревожный, хорошо переносите одиночество, не очень любите шумные компании. Люди вашего типа в меру активны, универсальны в поведении. Они хорошо работают в разных областях деятельности, но при условии осознания важности работы, наличия перспективы продвижения по службе.  
Вам подойдут профессии: специалист в области разнообразных видов транспорта, радиоэлектроники, техники, систем связи, педагог, врач, работник сферы обслуживания и др.

 

 

                      2.2. Результаты исследования и их анализ.

В психологической литературе нет  единого взгляда на то, как формируется  выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двусторонностью самой ситуации выбора профессии. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что использование  данных методик будет более целесообразно. Так как они предназначены для изучения психологических особенность личности: типа темперамента, направленность, способности, склонности и  интересы и позволяют конкретизировать, в каких из областей возможно сосредоточены профессиональные предпочтения учащихся 10 классов.

Для математической обработки результатов использовался  коэффициент  корреляции рангов Спирмена. Коэффициент корреляции рангов, предложенный К.Спирменом, относится к непараметрическим  показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Число ранжируемых признаков может быть любым. Критерий Фридмана применяется для сопоставления показателей, измеренных в трех или более условиях на одной и той же выборке испытуемых.

 

 

 

 

                                                     ГЛАВА 3

Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов

    1. Результаты  исследования

профессиональных  предпочтений старших школьников.

Используя данные, полученные в ходе исследования мы проанализируем особенности профессионального самоопределения, учеников  10-х  классов Красносельского района школы № 276.

Результаты  теста  по Айзенку позволили выявить следующие типы темперамента у испытуемых.

Таблица 1 Результаты диагностики по тесту Айзенка

Всего испытуемых

Выявленный  тип темперамента

меланхолик

флегматик

сангвиник

холерик

40

12

1

11

16


 

Для наглядности  представим данные на рисунке 1.

Выявленный  тип темперамента.

 

 Результаты  диагностики по тесту Айзенка.

Данные диагностики  показывают, что 16 подростков (40%) имеют тип темперамента "холерик". Это сильные, подвижные, неуравновешенные подростки. Отличаются большой силой, отвагой, предприимчивостью, доминированием в общественной деятельности. Эти подростки способны эффективно работать в условиях риска; соревнования, трудности активизируют на их преодоление. Общительны, имеют широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием берут на себя решения проблем других людей, ответственность. В борьбе упорны, настойчивы, не боятся сильного противника. Чрезвычайно ценят признание их заслуг окружающими. В обучении стремятся к признанию, лидерству. Учатся не всегда ровно, часто отношение к предмету зависит от отношений с преподавателем, для успеха в обучении важна конкуренция, эмоциональность, разнообразие учебного материала. На уроке не всегда дисциплинированы, но быстрее остальных усваивают, соображают, запоминают; ориентированы на все новое, необычное.

11 испытуемых подростков (28%) имеют тип темперамента "сангвиник". сильный, подвижный, уравновешенный. Ведут себя спокойно и смело, открыты для любых проблем, любят точность, основательность и объективность. Умеют рассчитывать силы, ничего не доводят до крайности, умеют чередовать работу и отдых. Инициативны, способны эффективно работать в условиях риска, соревнования, трудности их не пугают, однако редко идут " на пролом ", предпочитают компромисс или обойти препятствие.

Общительны, имеют  широкий круг друзей и знакомых, стремятся к лидерству, с удовольствием  помогают другим людям решать их проблемы, жизнерадостны, открыты, хорошие лидеры, во многом определяют эмоциональный настрой группы.

1 испытуемый (2%) - "флегматик". Спокойный, уравновешенный, настойчивый и упорный. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Не боится работать с полной отдачей, но только если это ему выгодно или в этой работе он видит смысл. Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Лучше всего выполняет работы, ориентированные на дальнюю перспективу, требующие равной затраты сил, длительного и методичного усилия. Малообщителен, обычно имеет одного, максимум двух-трех друзей, с которыми объединяет общность интересов. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Не разговорчив, разговор сводит к выяснению сути вопроса, проблемы; мало эмоционален. Не любит лезть в душу к другим, но и не допускает этого по отношению к себе. Мнение окружающих на его действия и позицию волнуют его мало, да если и волнуют, то опосредованно. Сам помощь предлагать не склонен, но отзывчив на просьбы. Убедить его можно только доводами, логикой и фактами. Его терпение кажется беспредельным, но если воздействие чрезмерно, способен на аффективные поступки.

В обучении предпочитает больше размышлять, чем действовать. Легко подчиняется установленному распорядку, вырабатывает систему в  работе, устойчив, трудолюбив, но ему  мешает инертность там, где нужно быстро переключиться,  способен глубоко анализировать, ориентироваться на весьма отдаленный результат.

12 испытуемых (30%) - "меланхолики". Эмоционально чувствительны, ранимы, глубоко все переживают, помнят, постоянно возвращаясь к своим впечатлениям и ощущениям, радостям и огорчениям; глубокая, мечтательная, постоянная натура. Верны своим привычкам, не любят перемен. Предпочитают одиночество. Трудолюбивы, особенно в условиях благоприятного психологического климата, но решения принимают с трудом. Творческие натуры, склонны к интеллектуальным занятиям в гуманитарной сфере – искусство, музыка, литература.

В обучении предпочитают больше размышлять, чем действовать. дисциплинированны, добродушны, ответственны, способны глубоко анализировать, работать на отдельный результат. Процесс  обучения связан с эмоциями. Их мотивация в учебе может быть только внутренней, внешние побудительные стимулы имеют гораздо меньшее значении.

 

  1. Для измерения уровня готовности подростков к дальнейшему обучению использовалась методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков).

Рис.2

Из рисунка 2 следует, что средние показатели отношения к обучению данной методики: что готовность к дальнейшему обучению учащихся 10 классов – 76%, изменили свое решение и не желают учиться дальше – 24%

 

 

  1. Результаты исследования по методике ДДО опросник Климов Е.А.

Рис.3

  1. Опросник К. Юнга - данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических особенностей личности. Применяется в профессиональной ориентации для определения экстраверсии, интроверсии как у подростков, так и у взрослых.

Как видно из рисунка 4, в 10 классах: 52% учащихся являются экстравертами; 34% - интровертами;  14% - амбивертами.

Рис. 4

  1. Методика «Типы интеллекта» (структура интеллекта, согласно теории Говарда Гарднера) предназначена для определения типа интеллекта и выбора направленности деятельности в соответствии с преобладающим типом интеллекта.

Таблица 2

Результаты  исследования интеллекта учащихся 10 классов по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера

 

Тип интеллекта

Процентное соотношение

математико-логический

39%

визуально-пространственный

10%

Межличностный

28%

Лингвистический

14%

Музыкальный

3%

Кинестетический

6%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Тип интеллекта

Результаты  исследования интеллекта учащихся 10 классов по методике «Типа интеллекта» Г. Гарднера :

Наибольшее количество учащихся 39% имеют математически – логический склад ума, далее – межличностное – 28% и третье место по значимости – лингвистический тип интеллекта – 14%

 

 

 

 

 

 

 

  1. Результаты исследования по методике «карта склонностей» . Проанализировав данные получили следующее: преобладание
  1. коммуникативных и организаторских склонностей - 9 чел,  

  1. технические склонности  -8 чел,

  1. склонности в природоохранной и медицинской деятельности  - 3чел,

  1. художественно-изобразительные склонности  -2 чел,

  1. склонности к профессиям социальной сферы - 3 чел,

  1. организаторские и технические склонности — 7 чел,

  1. организаторские и природоохранные, медицинские склонности  - 2 чел,

  1. организаторские и художественно-изобразительные склонности - 2 чел,

  1. организаторские и склонности к профессиям социальной сферы – 4 чел.

 

  1. Результаты исследования по методике «карта интересов». Анализ результатов показал следующие интересы:
  2. биология — 1 чел,
  3. география —1 чел,
  4. медицина — 2 чел,
  5. физика — 1 чел,
  6. химия — 1 чел,
  7. техника — 6 чел,
  8. электротехника —3 чел,
  9. военные специальности — 1 чел

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци