Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить  профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3                                                                                              
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации                                                       
1.1. .Профориентация как важная составляющая  профориентологии……...6                                                                            1.2.  Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика  личности подростка…………………41                                                                            1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов                                                                                                                              
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод  …………………………………………………………………………..97                           
Заключение……………………………………………………………………..98                                                                                         
Список используемых источников…………………………………………...101
Таким образом, это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. В подросток стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема.
Всё больше  10-х  
классников стали задумываться о будущем 
не на последнем году обучения. Профориентация 
в нашей стране находится в критическом 
состоянии. С одной стороны, необходимость 
проведения качественной и крупномасштабной 
профориентационной работы с молодежью 
прекрасно осознается теми чиновниками 
и специалистами, которые вынуждены заниматься 
трудовыми ресурсами.  
С другой стороны, межведомственная разобщенность 
привела к тому, что на систему образования 
возложили ответственность за профессиональное 
самоопределение выпускников и подготовку 
их к выбору профессии, профессиональному 
обучению и дальнейшему реальному трудоустройству. 
Именно молодые люди, особенно нуждающиеся 
в квалифицированной помощи при выборе 
профессии, чаще всего не могут качественно 
ее получить.
В связи с этим цель исследования: исследовать взаимосвязь личности и профессиональной ориентации —достигнута.
Практические рекомендации:
Полученные сведения о профессиональных предпочтениях учащихся данной школы позволяют спроектировать необходимую систему предпрофильной подготовки. Она осуществлялась, прежде всего, через
Список использованных источников
32.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
33.Практикум 
по общей, экспериментальной и 
прикладной психологии. 2-е изд./ Под 
ред. А.А. Крылова, С.А. 
34.Психологическое 
обеспечение профессиональной 
35.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: 1990. —197 с.
36. Райс Ф. 
Психология подросткого и 
37. Ратанова 
Т.А., Шляхта Н.Ф. 
38.Равич – 
Шербо В.В. Возможный 
39.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.- 488 с.
40.Рубинштейн 
С.Л. Проблемы общей 
41.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
42.Русалов В.М. 
Темперамент. Современная 
43.Сафин В.Ф., 
Ников Г.П. Психологические 
44.Стреляу Я. 
Роль темперамента в 
45.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Под ред. Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1985.
46.Хаккер В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. Пер. с нем. / под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985.
47.Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Изд-е 2-е доп. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
48.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
49.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002 — 432 с. ( Серия «Библиотека психолога»)
50.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999 — 672с.
51.Чебышева В.В. 
Индивидуальные различия в 
52.Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. №5. С. 3 —10.
53.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.
Приложения.
Методика Е.А. Климова 
«Определение типа будущей профессии»
Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.
Типы профессий 
 Утверждения для самооценки  | 
  1. Природа  | 
  2.Техника  | 
  3.Знак  | 
  4. Искусство  | 
  5. Человек  | 
1. Легко знакомлюсь с людьми  | 
  1  | ||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить  | 
  1  | 
  ||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки  | 
  1  | 
  ||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными  | 
  1  | 
  ||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить  | 
  1  | 
  ||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами  | 
  1  | ||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными  | 
  1  | 
  ||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах  | 
  1  | 
  ||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших  | 
  2  | 
  ||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности  | 
  2  | 
  ||||
11. Охотно читаю о растениях, животных  | 
  1  | 
  ||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах  | 
  1  | 
  ||||
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин  | 
  1  | 
  ||||
14. Подолгу могу 
  разгадывать головоломки, задач  | 
  2  | 
  ||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми  | 
  2  | ||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой  | 
  2  | 
  ||||
17.Людям нравится мое художественное творчество  | 
  2  | 
  ||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными  | 
  2  | 
  ||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме  | 
  2  | 
  ||||
20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь  | 
  1  | ||||
21. Результаты моего техническоготворчества одобряют незнакомые люди  | 
  1  | 
  ||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки  | 
  1  | 
  ||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям  | 
  2  | ||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.  | 
  1  | 
  ||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных  | 
  2  | 
  ||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов  | 
  1  | 
  ||||
27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения  | 
  1  | ||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными  | 
  1  | 
  ||||
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику  | 
  1  | 
  ||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.  | 
  1  | 
  ||||
Результаты  | 
  
Типы интеллекта | 
  Пункты анкеты | 
  Общая сумма | 
Лингвистический | 
  5, 9, 19, 20 | 
  |
Математико-логический | 
  6, 11, 22, 28 | 
  |
Визуально-пространственный | 
  2, 12, 18,24 | 
  |
Музыкальный | 
  4, 10, 17, 27 | 
  |
Межличностный | 
  3, 8, 13, 23 | 
  |
Внутриличностный | 
  7, 15, 16, 26 | 
  |
Кинестетический | 
  1, 14, 21, 25 | 
  
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци