Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Краткое описание
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов. Задачи: Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы); Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..3 Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации 1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23 1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46 1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55 Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования 2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57 2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81 Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов 3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82 Вывод …………………………………………………………………………..97 Заключение……………………………………………………………………..98 Список используемых источников…………………………………………...101
30. Если бы Вам пришлось выбирать
только из двух вариантов, то
что бы Вы предпочли:
а) работу, в области физической
культуры и спорта или другую, связанную
с движением и активностью,
б) работу научно-конструкторскую,
исследовательскую.
Обработка результатов: подсчитывается
сумма баллов по 6 видам деятельности
в соответствии с ключом:
1. Работа с людьми, взаимодействие
и обслуживание – 3б, 5б, 7б, 9б, 14б,
17а, 20б, 23а, 25а, 27а.
2. Работа умственного характера
– 1а, 3а, 6а, 10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.
3. Практическое производство, изготовление
– 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б
(для мальчиков, направленностью
на эту деятельность считается
19 баллов и выше).
4. Работа эстетического характера
– 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для
девочек, направленностью на эту деятельность
считается 19 баллов и выше).
5. Работа подвижного характера,
спорт, профессии, связанные с
повышенным риском – 2б, 6б, 9а,
11а, 13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.
6. Работа экономического характера,
повышенные требования к уровню
материальной обеспеченности –
1б, 4а, 7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.
Виды деятельности, получившие максимальные
баллы считаются наиболее предпочитаемыми.
Методика «Карта интересов»
(модифицированная методика А.Е. Голомштока)
Методика предназначена для
изучения интересов учащихся к следующим
16 сферам деятельности: биология, медицина,
физика, химия, техника, электро- радиотехника,
металлообработка, транспорт, авиация,
военная служба, общественная деятельность,
морское дело, математика, иностранный
язык, музыка, физкультура и спорт.
Карта интересов содержит 96 вопросов,
на каждую сферу по шесть.
В целях военно-профессиональной ориентации
выявленные интересы и склонности
к таким сферам деятельности, как военная
служба и общественная деятельность, электро-
радиотехника, транспорт, физкультура
и спорт, техника и металлообработка, авиация
и морское дело косвенно могут рассматриваться
как интересы и склонности соответственно
к таким классам основных сходных воинских
должностей, как организаторские, операторские,
связи и наблюдения, водительские, специального
назначения и стремление к поступлению
в авиационные и военно-морские военные
образовательные учреждения профессионального
образования или к прохождению военной
службы по призыву в Военно-воздушных
силах или Военно-Морском Флоте.
Инструкция: «Предлагаемый перечень
вопросов поможет Вам выбрать
профессию. Подумайте перед тем
как ответить, на каждый вопрос постарайтесь
дать как можно более точный ответ.
Если Вы не раз убеждались, что очень любите
или Вам очень нравиться то, о чем мы спрашиваем,
то в листе ответов в главе под тем же номером,
что и номер вопроса, поставьте два плюса;
если просто нравится (любите) - один плюс;
если не знаете, сомневаетесь - ноль; если
не нравится (не любите) - минус; если очень
не нравится - два минуса.
Есть ли вопросы? Что непонятно?»
Вопросы
Любите ли вы (нравится ли вам, хотели
бы вы)...
1. Знакомиться с жизнью растений или
животных?
2. Уроки и учебник анатомии и физиологии
человека?
3. Читать научно-популярную литературу
о физических открытиях, о жизни и деятельности
выдающихся физиков?
4. Читать об открытиях в химии или о жизни
и деятельности выдающихся химиков?
5. Читать технические журналы
(«Техника молодежи», «Авто» и др.)?
6. Читать статьи в научно-популярных
журналах о достижениях в области электротехники
и радиоэлектроники?
7. Знакомиться с различными металлами
и их свойствами?
8. Читать книги, смотреть фильмы о водителях
различных видов транспорта (авто-, железнодорожного
и др.)
9. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках,
космонавтах?
10. Знакомиться с военной техникой, встречаться
с участниками Великой Отечественной
войны, боевых действий?
11. Обсуждать текущие дела, события в
классе и в школе?
12. Читать книги, смотреть фильмы о моряках,
речниках?
13. Читать книги типа «Занимательная
математика» или «Математический досуг»?
14. Заниматься иностранным языком?
15. Знакомиться с жизнью и творчеством
выдающихся музыкантов, с вопросами теории
музыкального искусства?
16. Читать спортивные газеты, журналы,
книги о спорте и выдающихся спортсменах?
17. Изучать ботанику, зоологию, биологию?
18. Читать о том, как люди научились
бороться с болезнями, о врачах и о достижениях
в области медицины?
19. Читать книги типа «Занимательная
физика», «Физики шутят»?
20. Находить химические явления в природе,
проводить опыты по химии, следить за ходом
химических явлений?
21. Знакомиться с новейшими достижениями
современной техники (слушать и смотреть
радио- и телепередачи, искать статьи в
газетах)?
22. Посещать радиотехнический кружок
или знакомиться с работой электрика?
23. Знакомиться с различными измерительными
инструментами (для металлообработки)
и работать с ними?
24. Читать популярную литературу о средствах
и правилах передвижения?
25. Знакомиться с новейшими разработками
в области авиации (смотреть телепередачи,
искать статьи, фотографии в газетах,
журналах, посещать выставки авиационной
техники)?
26. Читать книги, смотреть фильмы на военные
темы, знакомиться с историей войн, крупных
сражений и судьбой выдающихся полководцев?
27. Узнавать о событиях, происходящих
в городе, республике, стране?
28. Знакомиться с характеристиками современных
кораблей, с достижениями в области флота
(смотреть телепередачи, искать статьи,
фотографии в газетах, журналах)?
29. Читать научно-популярную литературу
об открытиях в математике, о жизни
и деятельности выдающихся математиков?
30. Читать художественную литературу
на иностранном языке?
31. Слушать оперную и симфоническую музыку?
32. Посещать спортивные соревнования,
слушать и смотреть радио- и телепередачи?
33. Посещать биологический кружок?
34. Изучать функции организма человека,
причины возникновения болезней и пути
их лечения?
35. Проводить опыты по физике?
36. Готовить растворы, взвешивать реактивы?
37. Разбирать и ремонтировать, собирать
различные механизмы (часы, утюг, велосипед,
швейную машинку и пр.)?
38. Пользоваться точными измерительными
приборами (вольтметром, амперметром,
осциллографом и пр.) и производить расчеты?
39. Мастерить различные детали и предметы
из металла?
41. Мастерить, собирать модели самолетов,
вертолетов?
42. Заниматься в стрелковой секции?
43. Выполнять общественную работу (организовывать,
сплачивать товарищей на какое-нибудь
дело)?
44. Мастерить, собирать модели кораблей?
45. Заниматься в математическом кружке?
46. Работать с иностранными словарями,
разбираться в оборотах речи малознакомого
языка?
47. Играть на одном из музыкальных инструментов?
48. Играть в спортивные игры?
49. Наблюдать за ростом и развитием
животных и растений, вести записи наблюдений.
50. Знакомиться с работой медсестры, врача
или фармацевта?
51. Заниматься в физическом кружке или
посещать факультативные занятия по физике?
52. Заниматься в химическом кружке
или посещать факультативные занятия
по химии?
53. Заниматься в одном из технических
кружков (моделировать самолеты, корабли,
машины и пр.)?
54. Знакомиться с устройством электроприборов,
электроаппаратуры и электрических машин,
собирать, конструировать, ремонтировать
радиоприборы (усилители, осциллографы
и пр.)?
55. Уроки труда в школьных слесарно-станочных
мастерских?
56. Контролировать соблюдение правил
передвижения пешеходами и водителями
транспортных средств?
57. Участвовать в секции парашютистов,
в кружке авиамоделистов или в работе
авиаклуба?
58. Участвовать в военизированных играх?
59. Выступать в классе с сообщениями о
международном положении, с беседами и
докладами на различные темы?
60. Участвовать в секции гребцов, парусников,
аквалангистов, в отряде по спасению утопающих,
заниматься виндсерфингом?
61. Решать сложные задачи по математике?
62. Заниматься в иностранном кружке или
вести факультативные занятия?
63. Заниматься в хоре или в одном из музыкальных
кружков?
64. Заниматься в какой-либо спортивной
секции?
65. Участвовать в биологических олимпиадах
или готовить выставки растений или животных?
66. Наблюдать и ухаживать за больными,
оказывать помощь?
67. Участвовать в физических олимпиадах?
68. Решать сложные задачи по химии?
Участвовать в химических олимпиадах?
69. Разбираться в технических чертежах
и схемах, чертить или составлять чертежи
самому?
70. Разбираться в сложных радиосхемах?
71. Посещать с экскурсией промышленные
предприятия, знакомиться с новыми
типами станков, наблюдать за работой
на них или за их ремонтом?
72. Принимать посильное участие в обслуживании
и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.?
73. Наблюдать за управлением самолетами
гражданской авиации, выполнять полеты
на компьютерных авиа-симуляторах?
74. Жить по жестко установленному режиму,
строго выполняя распорядок дня?
75. Подготавливать и проводить конференции
или дискотеки, вечера отдыха?
76. Участвовать в работе клуба "Юные
моряки", ходить в небольшие речные
или морские походы?
77. Участвовать в математических олимпиадах?
78. Беседовать с товарищем (или знакомым)
на иностранном языке?
79. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах?
80. Принимать личное или командное участие
в спортивных соревнованиях?
81. Выращивать в саду, на огороде растения
или воспитывать животных и ухаживать
за ними?
82. Работать в больнице, поликлинике,
аптеке?
83. Решать сложные задачи по физике?
84. Работать на химическом производстве
или в химической лаборатории?
85. Участвовать в выставках технического
творчества?
86. Работать в области электроэнергии
или радиоэлектроники?
87. Работать у станка (в основном стоя),
изготовлять различные металлические
детали к изделиям?
88. Возить пассажиров или грузы, соблюдать
правила уличного движения?
89. Выполнять полеты на парапланах, дельтапланах,
заниматься планерным спортом.
90. Работать военным специалистом?
91. Руководить бригадой во время трудового
десанта?
92. Работать в штормовую погоду на
большой реке или в открытом море?
93. Выполнять работу, постоянно требующую
применения математических знаний?
94. Участвовать в олимпиадах, конкурсах,
конференциях на иностранном языке?
95. Работать музыкантом, музыкальным
режиссером или преподавать музыку?
96. Работать преподавателем физкультуры
или тренером?
Обработка и интерпретация результатов
Обработка листа ответов заключается
в подсчете количества положительных
и отрицательных ответов по каждому
из 16 столбцов. Для этого в листе
ответов в каждом из 16 столбцов подсчитывается
сумма плюсов и сумма минусов. Затем подсчитывается
алгебраическая сумма этих показателей
.
Уровень выраженности интересов определяется
путем сопоставления значения суммы
со следующими нормативами: 8 и более
- высокий, 5 - 7 - выше среднего, 1 - 4 - средний,
-5 - 0 - ниже среднего, -6 и менее - низкий.
Строки, получившие максимальное количество
плюсов, указывают на предпочитаемые
сферы деятельности. Если количество
плюсов в нескольких строках одинаково,
то преобладающим интересам обследуемого
соответствуют те из них, которые содержат
меньшее количество минусов.
При интерпретации данных учитывается
и распределение плюсов и минусов
в строке. Первые две позиции в
строке ответов говорят о поверхностных
интересах и увлечениях. Вторые
две позиции в строке содержат сведения
о склонностях обследуемого, о его стремлении
к углубленному познанию. Две последние
позиции строки дают представление о развитых
склонностях и наличии некоторых навыков
и умений, о стремлении к практической
деятельности. Большое количество плюсов
говорит о хорошо развитых профессиональных
интересах. Малое количество плюсов и
большое количество минусов свидетельствуют
о несформированности познавательных
и профессиональных интересов.
16 строк листа ответов соответствуют
следующим интересам:
1
-
биология
2
-
медицина
3
-
физика
4
-
химия
5
-
техника
6
-
электро - радиотехника
7
-
металлообработка
8
-
транспорт
9
-
авиация
10
-
военная служба
11
-
общественная деятельность
12
-
морское дело
13
-
математика
14
-
иностранный язык
15
-
музыка
16
-
физкультура, спорт
Профессиональный
тип твоей личности. Тест Дж. Холланда
Каждая профессии в тестовом
материале соответствует одному
из шести типов личности. В ключе
указано, какая именно профессия какому
типу личности соответствует. Например,
на вопрос под номером 1 респондент выбирает
вариант «А». Как видно из ключа, эта профессия
соответствует Реалистическому типу личности.
Добавляем один балл в пользу Реалистического
типа личности. Если бы он выбрал "вариант
Б", то в соответствии с Ключом к тесту,
нужно было бы добавить один балл в пользу
Социального типа личности. Обозначения
в ключе соответствуют первой букве типа
личности: Р - Реалистический, С- Социальный
и т.п.