Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

2 часть. Большинство профессий с приводимыми кодами расклассифицированы по 5 сферам профессий Климова, что позволяет выявить оптимальное соотношение между ведущими типами и сферой. Кроме того, справочный материал облегчает проведение диагностики в мини-групповых профконсультациях, когда требуется быстро ориентироваться в ситуации, отвечая на вопрос оптанта, подходит или не подходит ему выбранная профессия, и решая вопрос о необходимости для него индивидуальной профконсультации [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методика «Карта профессиональных  интересов»  А.Е. Гломштока (модификация  А.А. Азбель, А.Г. Грецова)

позволяет конкретизировать, в каких из областей сосредоточены  профессиональные интересы. Учащимся предлагалось оценить ряд утверждений  о различных видах занятий, которые  они смогут освоить в будущем, следующим образом:

« ++ » —очень нравится, хотелось бы заниматься; « + » —нравится, но не очень; «0» — сомневаюсь; « - » — не хотел бы заниматься, не нравится; « - - » — совершенно не нравится, совсем не хотел бы работать. Отвечать на вопросы нужно не пропуская ни одного из них. За каждый знак « + » в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак « - » проставляется –1 балл, за нулевой ответ — 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.

Исходя из структуры  бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам). Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности: биология, география, геология, медицина, лёгкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, электро- и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство, транспорт, авиация и морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, педагогика, юриспруденция, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, изобразительное искусство, сценическое искусство, музыка, физкультура и спорт.

Уровни выраженности: от –12 до –6 — высшая степень отрицания  данного интереса; от –5 до –1 — интерес  отрицается; от+1 до +4 — интерес выражен слабо; от +5до +7 — выражен интерес; от +8 до +12 — ярко выраженный интерес.

Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности.

Ключ к тесту

Вариант А

Вариант Б

Вариант А

Вариант Б

1

Р

С

16

Р

С

2

И

П

17

И

П

3

О

А

18

О

А

4

Р

С

19

Р

С

5

И

П

20

И

П

6

О

А

21

О

А

7

Р

С

22

Р

С

8

И

П

23

И

П

9

О

А

24

О

А

10

Р

С

25

Р

С

11

И

П

26

И

П

12

О

А

27

О

А

13

Р

С

28

Р

С

14

И

П

29

И

П

15

О

А

30

О

А


 

Обработка результатов  теста

8-10 баллов - ярко выраженный тип;

5-7 баллов - средне выраженный тип;

2-4 баллов - слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает  на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются  редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

  1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую  силы, ловкости, подвижности, хорошей  координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны - их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. 
Близкие типы: интеллектуальный и офисный. 
Противоположный тип: социальный.

  1. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать  и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. 
Близкие типы: реалистический и артистический. 
Противоположный тип: предпринимательский.

  1. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский. 
Противоположный тип: реалистический.

  1. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют  склонность к работе, связанной с  обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение  документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. 
Близкие типы: реалистический и предпринимательский. 
Противоположный тип: артистический.

  1. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной  обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. 
Близкие типы: офисный и социальный. 
Противоположный тип: исследовательский.

  1. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются  на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной  чувствительностью. Отношения с  людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. 
Близкие типы: интеллектуальный и социальный. 
Противоположный тип: офисный.

 

 

 

Тест Айзенка.

Данный тест разработан Г.Ю. Айзенком, являющимся представителем теории черт, или диспозиционной теории. Изучая работы К. Юнга, Р. Вудворса, И.П. Павлова, Э. Кречшера и других психологов Айзенк предположил существование трех базисных измерений личности: нейротизма,  экстра - интроверсии и  психотизма.

Интерпретация результатов 
Флегматик - сумма по показателю Б - от 0 до 12

                                 по показателю В - от 0 до 12 
Меланхолик - сумма по показателю Б - от 0 до 12

                                 по показателю В - от 12 до 24

Сангвиник -  сумма по показателю Б - от 12 до 24

                                  по показателю В - от 0 до 12 
Холерик -  сумма по показателю Б - от 12 до 24

                                  по показателю В - от 12 до 24

 
 
Сангвиник  
Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.  
 
Холерик  
Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.

 
Флегматик  
Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.  
 
Меланхолик  
Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеётся тихо. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темперамент. Обиды носит в себе, фиксируется на ошибках и неудачах.

 

Для того, чтобы  получить более точные портреты, можно использовать следующую схему анализа:

Б>16, В>16

Вы импульсивный, вспыльчивый, легко  возбудимый человек. Вам трудно сдерживать себя и вы бываете излишне резки  и прямолинейны. Увлеченно отдаетесь  делу, но при неудаче быстро теряете  интерес. Люди вашего типа предпочитают работу с ярко выраженной цикличностью, требующую максимального напряжения сил, но не длительную. Их привлекает высокий темп движений, разнообразие, необходимость проявлять смекалку и сообразительность.  
Вам больше подходят профессии технической направленности или связанные с преподаванием технических дисциплин, а так же профессии, связанные с переменой обстановки, путешествиями, разъездами (геолог, инженер-радиофизик, инженер-строитель, инженер по связи, инженер-преподаватель, программист и др.)

 Б>16, В<8

Вы человек уравновешенный, умеете себя сдерживать. В сложных жизненных  ситуациях можете иногда "потерять голову", но волевым усилием способны восстановить равновесие. Достаточно легко переносите смену обстановки, схватываете новое, гибки в общении с людьми, склонны к активной деятельности. Предпочитаете самостоятельность в делах, работу, требующую смекалки, находчивости, энергичности, напряжения, выдержки. Люди вашего типа лучше справляются с деятельностью, требующей четкого планирования, учета последовательности событий. Чаще всего они становятся лидерами, организаторами.  
Вам подходят профессии: преподаватель, психолог, дефектолог, воспитатель, диспетчер, журналист, специалист по связям с общественностью, социолог, экскурсовод, агент по туризму, страховке и другим направлениям, экономист, технолог, переводчик, юрист, водитель разнообразных видов транспорта и т. п.

Б>16, 8<В<16

Вы человек достаточно живой  и общительный, активный, когда видите перед собой ясную задачу и  конкретное дело. Неплохо переносите смену обстановки, достаточно быстро к ней приспосабливаетесь, легко схватываете новое. Вы энергичны, способны много работать не утомляясь, сдержанны, спокойны, легко можете включаться в новую деятельность.  
Вам подходят разнообразные профессии: геолог, археолог, инженер-физик, педагог, проводник пассажирского поезда, летчик, системный администратор, строитель, юрист, инженер-конструктор, наладчик оборудования, инженер транспорта, технолог по производству питания, одежды и др.

 Б<8, В<8

Вы человек весьма уравновешенный в своих чувствах и действиях. Остаетесь спокойным и ровным в сложных жизненных ситуациях. Очень сдержанны, рассудительны, но медлительны. Труднее приспосабливаетесь к изменяющейся обстановке. Вам требуется  время для обдумывания, раскачки, но, начав дело, вы обычно стараетесь довести его до конца, вы малоразговорчивы, не любите говорить по пустякам, вам трудно общаться с людьми. Предпочитаете работу, не требующую частой смены заданий, медленного темпа. Затрудняетесь самостоятельно принимать решения, поэтому вам лучше не брать на себя ответственность за руководство людьми и организацию деятельности других.  
Вам больше подходят профессии: оператор станков с программным управлением, оператор связи, компьютерных систем, экономист, бухгалтер, корректор, лесничий, машинист, техник-технолог по разным видам производства и др.

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци