Личность и ее вклад в развитие профессиональной этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:11, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Файлы: 1 файл

Личность и ее вклад в развитие профессиональной этики.docx

— 35.58 Кб (Скачать)

 

  Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.            Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов .

Профессиональная  этика  изучает:

- отношения трудовых коллективов  и каждого специалиста в отдельности;                - нравственные качества личности  специалиста, которые обеспечивают  наилучшее выполнение профессионального  долга;                                                                          - взаимоотношения внутри профессиональных  коллективов, и те специфические  нравственные нормы, свойственные  для данной профессии;                                         - особенности профессионального  воспитания

    Профессиональная  этика  не является следствием  неравенства в степени моральности  различных профессиональных групп.  Просто к некоторым видам профессиональной  деятельности общество проявляет  повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные  сферы, в которых сам процесс  труда  требует согласованности  действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным  качествам работников той сферы,  которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне  моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества  работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные  нормы должны быть конкретизированы  в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная  мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением   общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести  в конечном счете и к деградации самой личности.

 Сейчас в России  выявляется необходимость выработки  нового типа профессиональной  морали, которая  отражает  идеологию  трудовой активности на основе  развития рыночных отношений.  Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.  В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.             Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

  Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют  определенные виды профессиональной  этики.

  Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни  и деятельности в обществе.   Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы.

 Профессиональные моральные  нормы - это правила, образцы,  порядок внутренней саморегуляции личности  на основе этических идеалов.

  Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм.  Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы  требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

  Личность-это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно- практической  деятельности  и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде  всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность- это всегда творчество,  победа  и  поражение,  поиск  и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи.

  Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и целеустремленность. Современный  человек-это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее  формах (труд,политика, познание, воспитание,  и  др.)  являетcя  способом  существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он  изменяет  не только окружающий мир,  но  и  свою  собственную  природу. Все качества  и способности  людей  носят  конкретно-  исторический   характер,   т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал,  что все пять внешних  чувств  человека  созданы  историей  труда  и  промышленности. Само собой разумеется, что становление человека как личности начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается процесс его социализации.

На первой ступени ребенок  вместе с родным взрослым (родной матерью, или человеком выполняющим материнские функции) начинает строить общение, вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта уникальная, в силу своей непосредственности, общность названа ступенью оживления. Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. На второй ступени ребенком вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения как в совместных иммитационно-предметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную самость (знаменитое "Я сам!"), осознает себя субъектом собственных хотений и умений. На третьей ступени партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия - в науке, искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой ступени - персонализация.

  Процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на ту человеческую общность, в которую включен, но при этом он порой кардинально меняется сам.Помимо возрастного разделения по принципу общности, существует еще достаточно интересное возрастное разделение на психосоциальные кризисы. В основе этого принципа лежит процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения.

  Личность во время старения знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от  того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.

  Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.

Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему  смертного приговора.Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует вторую стадию. Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим. Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким. И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца. Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Социальная смерть -умирающий старается изолироваться от общества, замкнуться в самом себе. Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания. Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга. Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

  Вклад личности в развитии профессиональной этики очень значителен.Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.

Во-первых, это отношение  к общественному труду, к участникам трудового процесса.

Во-вторых, это те моральные  отношения, которые возникают в  области непосредственного соприкосновения  интересов  профессиональных групп  друг с другом  и обществом.

  Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда  требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы  в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии.

  В своей работе я хочу ознакомить Вас с этическими проблемами, связанными с юридической профессией. В Органах Внутренних Дел я работаю 6 лет. Изменения, происходящие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к специалистам юридического профиля. Интеграция Российской Федерации в единое правовое пространство Европейского союза, осознание необходимости взаимопонимания и сотрудничества в правовых вопросах с различными странами мира, высокая потребность в межкультурной коммуникации, обеспечение национальной правовой безопасности России, – все вышеперечисленное инициирует появление в системе вузовского образования юристов новых направлений профессиональной подготовки, ориентированных на формирование профессиональной компетентности, профессионально-этической культуры специалиста.

  Юрист - личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества.

  Профессионально-этическая культура юриста – это интегративное личностное образование, отражающее готовность и способность специалиста к осуществлению личностно-делового общения на основе гуманного, профессионально-толерантного взгляда на клиентов, субъектов правозащитной деятельности. Она отражает системную целостность знаний, умений и навыков в области профессиональных коммуникаций, позволяющих успешно решать задачи в ситуации личностно-деловых контактов в рамках правового поля.

Информация о работе Личность и ее вклад в развитие профессиональной этики