Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

2. «Человек-техника» Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки, творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.

3. «Человек - знаковая система»  мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать в какой-нибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях, которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к вниманию.

4. «Человек-искусство» важнейшие требования, которые предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной,  литературно-художественной,  актерско-сценической деятельностью человека — наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.

5. «Человек-человек» даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Подумайте, куда вы обращены- к людям или к себе? С кем бы вы хотели общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д.

Анкета   по   типам   интеллекта  
(структура  интеллекта  согласно теории Говарда Гарднера)

Различные  типы   интеллекта 

Типы   интеллекта

Краткая характеристика  типов

Рекомендуемые виды  
деятельности, упражнения

1

2

3

Лингвистический

Любят писать, читать и  слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова»

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. «Карты памяти» и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и  «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты  и диаграммы. Любит наблюдать  все в движении, а также рассматривать  слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление  таблиц. Раскраски, «дорисовки», незаконченные предложения и др.

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят  играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма

Пение, танцы. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда  сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и  др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу  людей. Имеют много друзей. Хорошие  организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей

Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в  роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках  и др.


 

            

ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»

(Адаптация и модификация  для учащихся — Ю.А. Кореляков)

Результаты работы с тестом дают возможность каждому об следуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении  данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и по лучения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводится не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных. Наличие этих данных позволит учесть и использовать закономерности и средства социально-психологического воздействия на личность.

Опросник Юнга  
для выявления типологических особенностей личности

Опросник предназначен для выявления  типологических особенностей личности.

Обработка результатов

Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.  
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.  
Баллы: 0-35 - интроверсия; 36-65 - амбоверсия; 66-100 - экстраверсия.

Экстраверты ("вывернутые наружу") - легки в общении, имеют высокий уровень агрессивности, тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.

Интроверты ("обращенные внутрь") - направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, имеют высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.

Амбоверты - личности, в которых  присутствуют слабовыраженные черты  обоих типов.

 

 

 

 

 

 

Методика «Карта склонностей к различным видам  деятельности»

Методика позволяет выявить  степень склонностей учащегося  к каждому из шести предложенных видов деятельности:

1. Работа по обслуживанию, взаимодействию  и общению с людьми – работа, связанная с обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием  помощи. Главным содержанием является  взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.

2. Работа умственного характера  – различные виды работ, связанные  с изучением, исследованием какой-либо  проблемы, получением новых знаний, требующие абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с расчетами, вычислениями.

3. Практическое изготовление и  производство чего-либо, ремонт и  обслуживание технических систем  - работа, требующая практического склада ума, хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики, слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.

4. Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) –  работа, направленная на создание  произведений искусства и эстетической среды обитания человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.

5. Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск – работы, при выполнении которых предполагается  либо физическая активность и  нагрузки, либо постоянное перемещение  работника. Возможные профессии:  все спортивные профессии, большинство  военных профессий, профессии моряков, летчиков,  каскадеров, охранников.

6. Экономические виды – работа  в области экономики, непосредственно  связанная с вопросами ценообразования  товаров и услуг, определением  стоимости различных видов работ.  Возможные профессии: бухгалтера и экономисты, дилеры.

    Анкетирование проводится  групповым методом. Испытуемым  предлагается оценить степень  значимости или предпочтения  различных аспектов профессиональной  деятельности, которые наиболее  характерных для предложенных  шести групп.

Обработка результатов

    Подсчитывалось количества  баллов (в соответствии с ключом  ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности, получившее максимальное  количество плюсов, указывают область  деятельности, к которой у  учащегося имеются наиболее выраженные склонности.

  Обработка результатов: подсчитывается  сумма баллов по 6 видам деятельности  в соответствии с ключом:

1. Работа с людьми, взаимодействие  и обслуживание – 3б, 5б, 7б, 9б, 14б, 17а, 20б, 23а, 25а, 27а.

2.  Работа умственного характера  – 1а, 3а, 6а, 10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.

3. Практическое производство, изготовление  – 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б  (для мальчиков, направленностью  на эту деятельность считается  19 баллов и выше).

4. Работа эстетического характера  – 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для девочек, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).

5. Работа подвижного характера,  спорт, профессии, связанные с  повышенным риском – 2б, 6б, 9а, 11а, 13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.

6. Работа экономического характера, повышенные требования к уровню материальной обеспеченности – 1б, 4а, 7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.

Виды деятельности, получившие максимальные баллы считаются наиболее предпочитаемыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Профессиональный тип твоей личности. Тест Дж. Холланда

Воробьёв А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. «Опросник  профессиональных предпочтений: Адаптация  теста Дж. Холланда «Самонаправленный  поиск». « Тип личности» Дж. Холланда — определение профессионально  ориентированного типа личности. Эта методика была разработана для помощи в оптимальном планировании профессиональной карьеры. С её помощью можно исследовать профессиональные интересы и предпочтения, соотносить склонности, способности и интересы с различными  конкретными профессиями, определяя круг запросов в профессиональной сфере.

Методика широко используется в профориентационной практике и имеет ряд достоинств:

- Важным достоинством методики по сравнению с другими является её -достаточно солидная теоретическая и эмпирическая база;

- Результаты, полученные по методике Дж. Холланда, хорошо соотносятся с результатами других психодиагностических методик, определяющих как интересы и склонности, так и личностных.

- Методика Холланда даёт вывод на конкретные профессии, поэтому её удобно применять как при профотборе, так и при проведении экспресс - диагностики с целью определения обоснованности выбора.

В исследовании используется первый вариант методики «Самонаправленный  поиск» .

 Тест состоит  из двух частей:

1 часть. Из 42 пар различных профессий. Оптант из каждой пары может выбрать только одну профессию, наиболее предпочитаемую. Однако если он не в состоянии предпочесть какую-либо из двух предложенных в паре профессий, то может пропустить эту пару, но в какой-то другой паре уже обязан выбрать две профессии. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Обработка осуществляется по шести шкалам, которые  соответствуют шести типам личности. Для получения результатов по каждой шкале, испытуемый должен подсчитать количество отмеченных вариантов ответов и в строке «сумма» бланка ответов написать баллы. Каждый выделенный ответ эквивалентен одному баллу.

Полученный  результат испытуемого показывает степень соответствия каждому из шести типов личности. Чем выше количество баллов по какой-либо шкале, тем больше соответствие испытуемого данному типу личности и тем сильнее его интересы в этой области, а следовательно, тем выше степень соответствия тем или иным профессиям.

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци