Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

При выборе профессии  важно учитывать помимо способностей и ряд психологических качеств: темперамент, черты личности, интересы. Когда человек понимает, как он «устроен», каковы его способности, преимущества и недостатки, он гораздо лучше приспосабливается к самым разным жизненным обстоятельствам. В современной психологии под темпераментом понимается характеристика психики со стороны её динамических качеств — интенсивности и скорости протекания психических процессов.

Профессиональная  ориентация личности в старших классах  средней школы предполагает диагностику и развитие профессионально важных качеств (ПВК) (высокий уровень социализации, нервно - психическая устойчивость, познавательная устойчивость, познавательная активность, коммуникативная компетентность, организаторские способности и т.д.), интересов и склонностей, а также изучение потребностно - мотивационной сферы деятельности личности (что побуждает и привлекает к профессиям) [16]. 
Психологические аспекты изменения отношения личности к процессу профессионального становления обусловлены сравнительно длительным периодом овладения профессией и относительно быстрым обновлением (около 500 видов профессий в год) и сменой (более 5000 за десять лет) видов профессионального труда. Данная противоречивая ситуация выступает в качестве одного из субъективных условий, определяющих настрой и внутреннее отношение человека к процессу профессионализации. Система наиболее общих представлений о самом себе и своём месте в мире называется идентичностью. Она предполагает осознание себя как профессионала. Человек не просто выбирает профессию, а в значительной степени предопределяет весь свой дальнейший образ жизни, круг общения [23].

Н. С. Пряжников выделил особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп [32].    

 В этом  возрасте продолжают формироваться и одновременно реализовываться жизненные планы и профессиональные устремления личности. Жизненный план возникает в результате обобщения и конкретизации целей и мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. В юношеском возрасте важнейшей составляющей жизненного плана является профессиональное самоопределение: "ни один из жизненных планов не выступает в этом возрасте так ярко, выпукло, определенно, как профессиональный план, который действительно становится ядром, стержнем самоопределения на этом этапе" [43]. 
Личностное развитие испытуемые прямо связывают более всего с продуктивностью в жизни, с максимальным использованием своих возможностей и способностей. Такого рода связи определяют также влияние высоких требований к жизни, высоких притязаний с одной стороны и непримиримость к недостаткам, свободу самовыражения с другой. 
Но развитие противопоставляется деятельной, активной жизни; познание свободе, честности, твердой воле; творчество аккуратности; высокие запросы чуткости; продуктивная жизнь уверенности в себе и счастье других. Эти отношения ярко отражают собой проблемы нашего современного общества, актуальные вопросы воспитания и формирования молодого поколения. Такого рода информация позволяет более объективно планировать воспитательные и образовательные процессы, ответственно подходить к формированию и коррекции профессионального отношения будущих специалистов в высшем учебном заведении [1].

Дж. Холланд  исходил из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими компонентами направленности, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

 Ценностные  ориентации - важнейшая составляющая  структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями [35]. 
Ценностные ориентации — дифференцирование (шкалирование) объектов по их значимости для данного индивида, выявление личностного смысла различных объектов, содержательная сторона направленности личности, внутренняя основа её внешнего взаимодействия с различными объектами [11]. Ценностные ориентации сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей содержащие смысл ценности,  позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации. 
Ценностные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы, являются проекцией духовной жизни общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены системой воспитания и обучения в семье, школе, определенной структурой общественных отношений. 
В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности. 
В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались в основном внутри личностных образований - личностных смыслов (Зейгарник Б. В., Асмолов А. Г. , Братусь Б. С.), направленности личности (Ломов Б.Ф.). 
Направленность личности выделяется ими в качестве ведущей характеристики и определяется у разных авторов по-разному: "динамическая тенденция", "основная жизненная направленность", "смыслообразующий мотив" [47]. 
Проблема субъективных отношений, их онтологии и гносеологии впервые была поставлена в отечественной психологии А.Ф.Лазурским. Особо Лазурский выделил отношение личности к профессии, к труду вообще, к собственности, к другим людям и к обществу. В.М.Мясищев, развивая идеи Лазурского, разработал психологическую концепцию отношений личности, дающую теоретическую трактовку их форм и видов. 
Изучению мотивационной сферы личности в профессиональной деятельности и ее профессиональной направленности посвящены работы В.Д. Шадрикова. В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э.Шпрангером,   Дж. Холандом,  М. Рокичем, В. Франклом и другими. 
В частности Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как "форму познания мира" или "форму жизни", как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла построена на признании смысла жизни базовым фундаментальным образованием, определяющим поведение и отношение личности, который проявляется в виде системы ценностей (творчества, переживания, отношения). 
Начиная с 60-х годов вырос интерес к экспериментальному изучению ценностей и ценностных ориентаций (Л. Гордон, У. Хольцман, П. Верном, Г. Линдсей). По мнению И. Дарли, Т. Хагена, Дж. Холанда основным аспектом общих жизненных установок и ценностей являются профессиональные установки.

Ситуация профессиональной консультации чрезвычайно подходит для изучения ценностных ориентаций личности. Бубнова С. С. выделяет восемь значимых для личности ценностей, полученных в условиях профессионального консультирования, две из которых относятся к сфере материальной жизни, четыре - к сфере духовной и три - к сфере социальных общественных взаимоотношений [47].

При выборе профессии  индивид выбирает наиболее близкие  ему способы регуляции поведения  и соотносит свой выбор со структурой значимых для него системных ценностей. Главное, чтобы у человека сформировалась внутренняя готовность самостоятельно и осмысленно решать свои проблемы. Это приведет к осознанию ценности будущей профессии, осознанию необходимости профессионального образования, общей ориентировки в мире профессионального труда (макроинформационная основа выбора), выделению важных жизненных целей и их согласование с профессиональной мечтой, выделению ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальнейшей цели, знанию своих достоинств и недостатков, которые могут повлиять на успешность деятельности и достижений, наличию резервных вариантов выбора. Определяя личностно значимые смыслы в процессе профессионального самоопределения, молодой человек становится реальным субъектом своих выборов. 
Таким образом, ценности и ценностные ориентации рассматриваются как осознанный и принятый человеком общий смысл его жизни, где личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. 
Ценности, как и другие личностные образования (направленность, установки, убеждения) рассматриваются как результат отражения в сознании человека общественных отношений и социально-экономических условий жизни [43].

Ценности взаимосвязаны, находятся в динамическом равновесии и соотносятся друг с другом по признаку личностной значимости. В  качестве базового отношения, определяющего  индивидуальную структуру ценностных ориентаций, выступает их относительная  значимость для личности.

Таким образом, — это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. Человек стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема.

 

 

 

 

1.5.Вывод по первой главе.

Таким образом, это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. В подросток стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема.

Способности — индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условием  успешности выполнения той или иной продуктивной деятельности.

При разговоре о способностях психологи обычно подчеркивают три аспекта:

1) способности — это  индивидуальные особенности, отличающие  людей друг от друга; 

2) под способностями  понимаются не всякие индивидуальные  особенности, а только те, которые  влияют на успешности деятельности;

3) способности не сводятся к имеющимся знаниям, умениям, жизненному и профессиональному опыту человека, а выступают предпосылками для их освоения.

При выборе профессии  важно учитывать помимо способностей и ряд психологических качеств: темперамент, черты личности, интересы. Такие качества личности, как интересы и жизненные ценности, оказывают существенное влияние на то, как человек реализует себя в профессии. Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первое место по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлечении обучением и работой это вполне удаётся компенсировать.

Таким образом, для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

На ход профессионального  самоопределения человека влияет множество  факторов, наиболее важные из которых  таковы:

    • Знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;
    • Склонности (интересы, мотивы труда);
    • Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
    • Уровень притязаний и самооценка;
    • Мнение родителей, семьи;
    • Мнение сверстников
    • Позиции учителей, профессионалов;

Личный профессиональный план - это система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Организация  экспериментального  психологического  исследования.

 

2.1. Методы исследования  и их характеристика

 

Эмпирической базой исследований стала МОУ СОШ №276 Красносельского района, было проведено психологическое исследование с учащимися 10 классов  в количестве 40 человек: 18  девушек и 22 юноши.

В исследовании использовались  методики:

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климов. На основе этого опросника лежит разработанная Е.А. Климовым психологическая классификация профессий, которая предназначена для профориентационной работы. Испытуемым предлагалось прочитать предложенные высказывания. Каждое из этих высказываний необходимо оценить по трём критериям. Первый критерий характеризует подготовленность испытуемого, умение что-то делать или наличие способностей; второй — отношение к определённому виду действий, третий — намерение посвятить себя этой профессии. Каждый из этих критериев формулируется следующим образом:

1) «я умею  или я мог бы»; 

2) «мне нравится, я хотел бы»;

3) «я намерен».

 Если тот  или иной вариант отражает  подготовленность, отношение или  намерение, то нужно дать ответ  «да», в противном случае — ответ «нет». Ответы необходимо дать на все высказывания. Время диагностики не ограничено.  Всего 54 высказывания. Испытуемым даётся бланк ответов. Методика позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

- Ч-З (Человек  – знак)

- Ч-Т (Человек  – техника)

- Ч-П (Человек  – природа)

- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

- Ч-Ч (Человек  – человек).

В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

1. «Человек-природа»  Представителей этих профессий  объединяет одно очень важное  качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным;

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци