Кризисы профессионального становления личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:46, реферат

Краткое описание

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.

Файлы: 1 файл

Кризисы профессионального становления личности.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

           Кризисы профессионального  становления личности 

           Типология кризисов личности

           В отечественной  психологии большое значение придавалось  исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия  «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность  нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.

В обобщающей статье К.Н.Поливановой, посвящен-ной кризисам психического развития детей, убедитель-но показано, что ведущими факторами кризисов детства являются изменение социальной ситуации развития, перестройка системы отношений со взрослыми и окружающим миром, а также смена ведущей деятельности1.

Развитие кризисных  явлений наблюдается в определенные относительно кратковременные периоды. Но они никак не инициируются возрастом. Возраст -- всего лишь фон, на котором проявляется кризис, главное -- перестройка, изменение социальной ситуации и ведущей деятельности. И конечно, кризисы психического

развития не ограничиваются периодом детства. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность изменяются и за пределами детского возраста.

Таким образом, кризисы психического развития -- это переход от одной стадии развития к другой, характеризующийся изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований.

С 14--16 лет изменение  ведущей деятельности и социальной ситуации продолжает инициировать возникновение  кризисов психического развития. Поскольку  ведущей деятельностью взрослого  человека становится учебно-профессиональная и профессиональная, оправданно называть эти кардинальные изменения кризисами  профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении  этих кризисов принадлежит смене  и перестройке ведущей деятельности. Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные  творческой несостоятельностью, отсутствием  значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

А как же быть с возрастными кризисами? Могут  ли возрастные изменения стать фактором возникновения кризисных явлений? Возраст -- это в первую очередь биологический фактор, обусловленный созреванием, перестройкой, старением организма человека. В исследованиях ленинградских психологов, начатых еще под руководством Б.Г.Ананьева, показана гетерохронность интеллектуального развития взрослых. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Следующую группу кризисов обусловливают внутриличностные изменения: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -- все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Это кризисы невротического характера. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт  кризисных явлений, обусловленных  значительными резкими изменениями  условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие  важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения  индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств  сопровождаются значительными субъективными  трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни: драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три  группы психологических кризисов имеют  относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса  не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных  кризисов -- конструктивная, развивающая личность.

Вторые три  группы жизненных кризисов имеют  ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы возникают  вследствие стечения обстоятельств. Выход  из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда  общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Рассмотренные шесть групп кризисов в жизни  каждого человека переплетены, и  когда отдельные из них совпадают, то кризисы протекают очень остро, конфликтно.Предметом нашего анализа являются кризисы профессионального развития, а проведенный типологический анализ позволит рассматривать их на фоне других кризисов.

Факторы, детерминирующие  кризисы профессионального  развития

Основываясь на концепции профессионального становления  личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора  ее профессионального развития. Непродолжительные  по времени, они наиболее ярко проявляются  при переходе от одной стадии профессионального  становления к другой. Кризисы  протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального  поведения. Однако происходящая перестройка  смысловых структур профессионального  сознания, переориентация на новые  цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к  изменению взаимоотношений с  окружающими людьми, а в отдельных  случаях -- к смене профессии.

Подробнее рассмотрим факторы, детерминирующие кризисы  профессионального развития. В качестве детерминант могут выступать  постепенные качественные изменения  способов выполнения деятельности. На стадии первичной профессионализации наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование ее индивидуального стиля  невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность либо смириться. Сверхнормативная профессиональная активность может выразиться в переходе на новый образовательно-квалификационный либо творческий уровень выполнения деятельности.

Другим фактором, инициирующим кризисы профессионального  становления, может стать возросшая  социально-профессиональная активность личности вследствие ее неудовлетворенности  своим социальным и профессионально-образовательным  статусом. Социально-психологическая  направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная напряженность  нередко приводят к поиску новых  спо-собов выполнения профессиональной деятельности, путей ее совершенствования, а также к смене профессии или места работы.

В качестве факторов, порождающих профессиональные кризисы, могут выступать социально-экономические  условия жизнедеятельности человека: ликвидация предприятия, сокращение рабочих  мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое местожительство  и др.

Факторами, обусловливающими кризис профессионального развития, становятся возрастные психофизиологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических  процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром  «эмоционального сгорания» и  т.д.

Профессиональные  кризисы нередко возникают при  вступлении в новую должность, участии  в конкурсах на замещение вакантной  должности, аттестации и тарификации  специалистов.

Иногда наблюдаются  кризисные явления при уровне профессиональной компетентности, более  высоком, чем требуется для выполнения нормативной работы. Как следствие  возникает состояние профессиональной апатии и пассивности.

Л.С. Выготский при анализе возрастных кризисов выделил три фазы: предкритическую, собственно критическую и посткритическую. По его мнению, в первой фазе происходит обострение противоречия между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития; в критической фазе это противоречие начинает проявляться в поведении и деятельности; в посткритической -- противоречие разрешается путем образования новой социальной ситуации развития.

Основываясь на этих положениях, можно анализировать  кризисы профессионального развития личности.

1. Предкритическая фаза обнаруживается в неудовлетворенности существующим профессиональным статусом, содержанием деятельности, способами ее реализации, межличностными отношениями. Эта неудовлетворенность не всегда отчетливо осознается, но проявляется в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителями и т.п.

1. Критическая  фаза отличается осознанной неудовлетворенностью  реальной профессиональной ситуацией.  Намечаются варианты ее изменения,  проигрываются сценарии дальнейшей  профессиональной жизни, усиливается  психическая напряженность. Противоречия  усугубляются, и возникает конфликт, который становится ядром кризисных  явлений.

Анализ конфликтных  ситуаций в кризисных явлениях позволяет  выделить следующие типы конфликтов профессионального развития личности:

мотивационный, обусловленный потерей интереса к учебе, работе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентации, установок, позиций;

когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;

поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем зарплаты и т.п.

Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей.

3. Разрешение  конфликта приводит кризис в  посткритическую фазу. Способы разрешения конфликтов могут иметь конструктивный, профессионально-нейтральный и деструктивный характер.

Конструктивный  выход из конфликта предполагает повышение профессиональной квалификации, поиск новых способов выполнения деятельности, изменение профессионального  статуса, смену места работы и  переквалификацию. Такой путь преодоления  кризисов требует от личности проявления сверхнормативной профессиональной активности, совершения поступков, которые прокладывают новое русло для ее профессионального  развития.

Профессионально-нейтральное  отношение личности к кризисам приводит к профессиональной стагнации, равнодушию и пассивности. Личность стремится  реализовать себя вне профессиональной деятельности: в быту, различного рода хобби, садоводстве и т.п.

Деструктивные последствия кризисов выражаются в  нравственном разложении, профессиональной апатии, пьянстве, безделье.

           Психологические особенности кризисов профессионального  становления 
 

           В развиваемой нами концепции профессионального становления  личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная  профессионализация и мастерство. Согласно определению кризисов, переход от одной стадии к другой порождает  нормативные кризисные явления. Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.1. Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации -- формирования профессиональных намерений. В 14--16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самооп-ределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии. Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация. Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессио-нальную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную.Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации.

Информация о работе Кризисы профессионального становления личности