Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:46, реферат
В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.
Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-- 11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16--17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.
Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».
Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.
2. На стадии
профессиональной подготовки
Таким образом,
кризис ревизии и коррекции
3. После завершения
профессионального образования
наступает стадия
Возможны
два варианта разрешения
кризиса:
· конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;
· и деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.
4. Следующий
нормативный кризис
Кризис профессионального роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.
Стабилизация же всех сторон профессиональной жизни способствует профессиональной стагнации личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться годами, иногда до ухода на пенсию.
5. Дальнейшее
профессиональное развитие
Во многих случаях
качественное и высокопродуктивное
выполнение деятельности приводит к
тому, что личность перерастает свою
профессию. Усиливается
Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального становления -- стадию мастерства.
6. Стадия мастерства
характеризуется творческим и
инновационным уровнем
Кризис нереализованных возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, -- это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него -- новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса -- увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.
7. Следующий
нормативный кризис
8. После ухода
на пенсию начинается
Помимо нормативных
кризисов профессиональное становление
сопровождается ненормативными, обусловленными
жизненными обстоятельствами. Такие
события, как вынужденное увольнение,
переквалификация, смена места жительства,
перерывы в работе, связанные с
рождением ребенка, потеря трудоспособности
вызывают сильные эмоциональные
переживания и часто
К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-
Таблица 21 Кризисы профессионального развития личности
Кризис
Факторы, обусловливающие кризис
Способы преодоления кризиса
Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)
Кризис профессионального выбора (16-18 лет)
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)
Кризис профессионального роста (23-25 лет)
Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
Кризис социально-
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-- 60 лет)
Кризис социально-
Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности
Неудовлетворенность
профессиональным образованием и профессиональной
подготовкой. Изменение социально-
Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
Неудовлетворенность воз-можностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей
Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция «Я-концеп-ции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформация
Уход на пенсию
и новая социальная роль. Новый
способ жизнедеятельности. Сужение
социально-профессионального
Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью
Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки
Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии
Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии
Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт
Переход на новую должность или работу. Освоение новой специ-альности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения
Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи
Социально-психологи-ческая
подготовка к новому виду жизнедея-тельности.
Организация социально-экономической
взаимопомощи пенсионеров. Во-влечение
в общественно-полезную деятельность
Социально-
Информация о работе Кризисы профессионального становления личности