Кризисы профессионального становления личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:46, реферат

Краткое описание

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным. Чтобы объяснить правомерность нашей позиции, рассмотрим факторы, инициирующие кризисы.

Файлы: 1 файл

Кризисы профессионального становления личности.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-- 11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16--17 лет, перед завершением школьного  образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения  профессионального образования  или профессиональной подготовки. Следует  подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант  продолжения учебы, ориентированной  на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию.

Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту «Я-концепцию».

Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или  профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши  попадают в сообщества с отклоняющимся  поведением. Асоциальное поведение  часто является формой компенсации  внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности.

2. На стадии  профессиональной подготовки многие  учащиеся и студенты переживают  разочарование в получаемой профессии.  Возникает недовольство отдельными  учебными предметами, появляются  сомнения в правильности профессионального  выбора, падает интерес к учебе.  Наблюдается кризис профессионального  выбора. Как правило, он отчетливо  проявляется в первый и последний  годы профессионального обучения. За редким исключением этот  кризис преодолева-ется сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Увеличивающаяся год от года профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального  выбора на данной стадии не доходит  до критической фазы, когда неизбежен  конфликт. Можно отметить вялотекущий  характер этого кризиса. Но изменение  социальной ситуации развития и перестройка  ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

3. После завершения  профессионального образования  наступает стадия профессиональной  адаптации. Молодые специалисты  приступают к самостоятельной  трудовой деятельности. Кардинально  изменяется про-фессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Возможны  два варианта разрешения кризиса: 

· конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы;

· и деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.

4. Следующий  нормативный кризис профессионального  становления личности возникает  на завершающей стадии первичной  профессионализации, после 3 -- 5 лет  работы. К этому времени специалист  освоил и продуктивно (производительно  и качественно) выполняет нормативно  одобряемую деятельность, определил  свой социально-профессиональный  статус в иерархии производственных  отношений. Динамика прошлого  опыта, инерция профессионального  развития, потребность в самоутверждении  вызывают протест, неудовлетворенность  профессиональной жизнью. Осознанно  или неосознанно личность начинает  испытывать потребность в дальнейшем  профессиональном росте, в карьере.  При отсутствии перспектив профессионального  роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются  мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Кризис профессионального  роста может временно компенсироваться разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами или же кардинально решаться путем ухода из профессии. Но вряд ли такое разрешение кризиса можно считать продуктивным.

Стабилизация  же всех сторон профессиональной жизни  способствует профессиональной стагнации  личности: смирению и профессиональной апатии. Стагнация может длиться  годами, иногда до ухода на пенсию.

5. Дальнейшее  профессиональное развитие специалиста  приводит его ко вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение про-фессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Ему присущи социально-профессиональная позиция, ус-тойчивая профессиональная самооценка. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что свидетельствует о переходе специалиста на новую стадию профессионального развития, так как эти изменения приводят к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности, которая характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.

Во многих случаях  качественное и высокопродуктивное выполнение деятельности приводит к  тому, что личность перерастает свою профессию. Усиливается неудовлетворенность  собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени  профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность  в самоопределении и самоорганизации. Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами  приводят к развитию кри-зиса профессиональной карьеры. При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения. Можно констатировать: идет перестройка профессиональной ситуации развития.Возможные сценарии выхода из кризиса: увольнение, освоение новой специальности в рамках той же профессии, переход на более высокую должность.

Одним из продуктивных вариантов снятия кризиса является переход на следующую стадию профессионального  становления -- стадию мастерства.

6. Стадия мастерства  характеризуется творческим и  инновационным уровнем выполнения  профессиональной деятельности. Движущим  фактором дальнейшего профессионального  развития личности становится  потребность в самореализации, самоосуществлении.  Профессиональная самоактуализация личности приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми.

Кризис нереализованных  возможностей, или, точнее, кризис социально-профессиональной самоактуализации, -- это душевная смута, бунт против себя. Продуктивный выход из него -- новаторство, изобретательство, стремительная карьера, социальная и профессиональная сверхнормативная активность. Деструктивные варианты разрешения кризиса -- увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессия.

7. Следующий  нормативный кризис профессионального  развития обусловлен уходом из  профессиональной жизни. По достижении  определенной возрастной границы  человек уходит на пенсию. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессиональ-ного поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса утраты профессиональной деятельности зависит от характера тру-довой деятельности (работники физического труда переживают его легче), семейного положения и здоровья. Для снятия кризисных явлений оправданно было бы проводить курсы по подготовке к уходу на пенсию, тренинги социально-экономической взаимопомощи, организовывать клубы досуга пенсионеров.

8. После ухода  на пенсию начинается социально-психологическое  старение. Оно проявляется в ослаблении  интеллектуальных процессов, повышении  или снижении эмоциональных переживаний.  Снижается темп психической деятельности, появляется настороженность к  нововведениям, ко всему новому, наблюдается постоянная погруженность  в прошлое и ориентация на  прошлый опыт. Отмечается также  пристрастие к морализированию  и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление  своего поколения поколению, идущему  на смену. Неудачно прожитая  жизнь завершается страхом смерти, постоянными жалобами на здоровье, близких родственников, упущенные  возможности. 

Помимо нормативных  кризисов профессиональное становление  сопровождается ненормативными, обусловленными жизненными обстоятельствами. Такие  события, как вынужденное увольнение, переквалификация, смена места жительства, перерывы в работе, связанные с  рождением ребенка, потеря трудоспособности вызывают сильные эмоциональные  переживания и часто приобретают  отчетливо выраженный кризисный  характер.

К эффективным психотехнологиям преодоления кризисов профессионального становления относятся психопрофилактика кризисов, диагностика социально-

Таблица 21 Кризисы  профессионального развития личности

Кризис 

Факторы, обусловливающие  кризис 

Способы преодоления  кризиса 

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Кризис профессионального  выбора (16-18 лет)

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Кризис профессионального  роста (23-25 лет)

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года) 

           Кризис утраты профессиональной деятельности (55-- 60 лет)

           Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет) 

Формирование  профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических  условий жизнедеятельности. Перестройка  ведущей деятельности

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей  деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Неудовлетворенность воз-можностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Стабилизация  профессиональной ситуации. Неудовлетворенность  собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция «Я-концеп-ции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформация

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый  способ жизнедеятельности. Сужение  социально-профессионального поля. Сужение финансовых воз-можностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологическое  старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Выбор профессионального  учебного заведения или способа  профессиональной подготовки

Смена мотивов  учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда  и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Переход на новую  должность или работу. Освоение новой  специ-альности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Переход на инновационный  уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или  работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой  семьи

Социально-психологи-ческая подготовка к новому виду жизнедея-тельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Во-влечение в общественно-полезную деятельность 

           Социально-психологическая  активность, освоение новых социально  полезных видов дея-тельности

Информация о работе Кризисы профессионального становления личности