Психолог в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей работы школьным психологом.

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
подробно рассмотреть проблему психологической безопасность в образовательном учреждении.
рассказать о праве существования психологов системы образования.
рассмотреть какие специалисты нужны современному образованию.

Оглавление

Введение
1. Мы нужны образованию!


2. Психологическая безопасность образовательного учреждения.

3. Отношения психологов с системой образования.

4. Специалисты – психологи нужны современному образованию.

Файлы: 1 файл

псих. в школе.docx

— 30.12 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      Новгородский  государственный университет имени  Ярослава Мудрого

Институт  непрерывного педагогического образования 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

Психологическая служба в учреждениях различного типа

 на  тему:

«Психолог в школе» 
 
 
 
 
 

                                                                                   Выполнила: 

                                                                                   Суммер Н.М.

                                                                                   студентка III курса ППФ                                         

                                                                                   психология  030301

                                                                                   группы 9561

                                                                                   Проверила: 

                                                               Моркина Т.Б 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2011 

           Содержание: 
       
       
       
       

 Введение

1. Мы нужны  образованию!

 

2. Психологическая  безопасность образовательного  учреждения. 

3. Отношения  психологов с системой образования. 

4. Специалисты  – психологи нужны современному  образованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение 

     В своей работе я хочу рассказать о  работе психолога в образовательном  учреждении.

     Психологические службы в наших школах стали активно  развиваться после перестройки. В советское время психологов особо не жаловали, предпочитая пионерские уголки и собрания. Но они, в основном занимались дисциплиной и построением  системы коммунистических ценностей  растущих личностей, не особо обращая  внимания на их индивидуальные проблемы и трудности. После крушения коллективистского  строя именно в красных уголках (за неимением специальных помещений) расположились психологические  кабинеты.

     С появлением школьных психологов учителя  получили возможность иметь представление  о психическом здоровье и состоянии  того или иного ученика, его способностях, склонностях и интересах. На каждого ученика составляется индивидуальный профиль личности (тест Кеттелла), куда, кроме особенностей характера, входят скорость сенсомоторных реакций, темперамент, особенности протекания психических процессов: восприятия, памяти, речи, воли, воображения и т.д. Во многих школах изменилась и система комплектации классов — теперь детей группируют по более или менее одинаковым личностным особенностям.

          Много учителям пользы принесла диагностика мышления каждого ученика. Представьте, сколько времени требовалось даже опытному педагогу, чтобы отгадать, почему до ученика так медленно доходит материал — или у него низкая скорость мышления, или объяснение материала с помощью картинок не соответствует его абстрактно-логическому мышлению. А может быть, у ученика вообще плохое внимание (настроение), либо он хочет, чтобы его заметили среди других учеников. Бывает, что причина непонимания ребенком материала кроется в более серьезных нарушениях психики.

 Таким образом, психолог экономит учительское время.

Целью данной работы является изучение особенностей работы школьным психологом.

Для раскрытия  темы необходимо рассмотреть следующие задачи:

  • подробно рассмотреть проблему психологической безопасность в образовательном учреждении.
  • рассказать о праве существования психологов системы образования.
  • рассмотреть какие специалисты нужны современному образованию.
 

    Эта тема, на данный момент актуальна, потому что сейчас растёт поколение, которое  воспитанно на американских мультфильмах, компьютерах, мобильных телефонах. И при всём этом с очень слабой психикой. Поэтому их воспитание должно осуществляться под надзором психологов.

1. МЫ  НУЖНЫ ОБРАЗОВАНИЮ!

    В этой работе мы поговорим о психологе в системе образования. В системе образования трудятся десятки тысяч психологов. Они работают в самых различных образовательных учреждениях: от детского сада до высших учебных заведений. И все, так или иначе, сталкиваются с общими проблемами, которые не могут быть решены в рамках отдельно взятого учреждения для одного-единственного психолога. Более того, проблемы эти касаются не столько самих психологов, сколько образования в целом. Особенно сейчас, в период реформирования.

2. Психологическая  безопасность образовательного  учреждения.

     Возникает вопрос, о психологической  безопасности образовательного  учреждения. В стране (и в мире) происходит своеобразная катастрофизация сознания: мы понимаем, что живем в мире катастроф и, при этом нам регулярно об этом напоминают. Утренние новости из уст «друга семьи» — телевизора: взорвался припаркованный автомобиль, столкнулись поезда, погиб известный политик, снежная лавина засыпала две деревни. А вот вечерний подбор телепрограмм: отечественный бандитский сериал, американский бандитский сериал, сводка криминальных происшествий за день. Спокойной ночи!

     О навязывании уголовных понятий  через телеэкран и об общей  сексопатологии современных средств  массовой информации можно говорить  долго. Вопрос в том, может  ли школа этому противостоять  и, соответственно, какими же могут  быть направления обеспечения  психологической безопасности образовательного  учреждения. Сразу подчеркнем: создать  систему психологической безопасности  можно только вместе с психологами  и при поддержке руководства  школы. Вообще говоря, разбирая  потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп  факторов, составляющих окружение  школьника.

 Это:  — психолого-педагогические факторы  (личность учителя, сложность  учебной программы, возможности  ребенка усвоить эту программу);

— социальные (статус в классе, отношения с  другими учениками вне класса и т.д.);

— физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания  и т.д.).

     В разном возрасте те или  иные факторы приобретают большее  или меньшее значение. Так, для  младшего школьника наиболее  значимой фигурой является учитель,  для подростка — сверстники. Физические  факторы ученики практически  не замечают, хотя испытывают  на себе их серьезное воздействие.  Вообще на физические факторы,  с одной стороны, повлиять легче  всего, так как существуют регламентирующие  ситуацию санитарные нормы и  правила. С другой стороны,  сократить учебную нагрузку для  старшеклассников, желающих поступить  в вузы, практически невозможно. Так же как невозможно разделить  класс из 40 человек на два класса, если нет дополнительного помещения,  учителя и ставки. 
Рассмотрим два других направления.

     Поскольку психологическая безопасность  впрямую связана с психологическим  здоровьем, обратим внимание на  некоторые причины возникновения  соматических заболеваний у детей.  Мы знаем, как может испортить  настроение, а то и довести  до инфаркта грубый, несправедливый  начальник. У взрослого человека  всегда есть возможность изменить  ситуацию, в конце концов —  уволиться. У ребенка такой  возможности нет. Значит —  надо заболеть. Исследования, проводимые  в течение нескольких лет научно-методическим  центром «Диагностика. Адаптация.  Развитие» им. Л.С. Выготского Минобрнауки РФ показали: в начальных классах у авторитарных педагогов учащиеся болеют достоверно чаще. Причина имеет психосоматическое происхождение, так как у ребенка единственным легальным способом пропустить занятия является болезнь. Утомленный психологическим давлением организм «с радостью» заболевает, предоставляя ученику долгожданную передышку.

     Однако авторитарность педагога  еще не означает, что с ней  надо бороться ради психологической  безопасности учащихся. Рискну отметить, что субъект-субъектный подход, в соответствии с которым ребенок должен чувствовать себя равным среди равных (в том числе и среди педагогов), — не для каждого учителя и не для каждого ученика. Более того, следует различать: а) процесс передачи школьнику определенных знаний через формирование мотивации к самостоятельному обучению и б) процесс воспитания, в ходе которого ребенок должен не только знакомиться с социальными правилами и нормами, но и понимать, что нарушать их нельзя. 
Очевидно, дело не авторитарности, а в том, что нередко педагоги переносят на учащихся свои негативные эмоции и переживания. Те же, кто искренне старается удержать негатив в себе, как правило, сами приходят к заболеванию (язве, неврозу) и, как следствие, к профессиональной деградации.

     Таким образом, исходя из тезиса, что психологическое здоровье  педагогов является необходимым  условием здоровья детей, мы  должны задуматься о психогигиене  — системе мероприятий, направленных  на сохранение и укрепление  психологического здоровья учителей.

     Психогигиена возникла как научное  направление в конце XIX в., а в конце XX в. получила широкое распространение во всем мире, включая Россию. Она является таким же необходимым атрибутом педагогической работы, как гигиена санитарная. Существуют определенные методы ее осуществления, в том числе самостоятельно (за счет методов саморегуляции), однако начинать эту работу рекомендуется под руководством психологов.

     Сразу хочется отметить, что психогигиенические  мероприятия встречают немалое  сопротивление в школах, прежде  всего со стороны самих педагогов.  Это вполне объяснимо. Дело  не только в известной нелюбви  учителей к тому, что кто-то  будет учить их самих. Ясно  ведь, что пока гром не грянет... Многие ли могут похвастаться  тем, что два раза в год  в целях профилактики посещают  стоматолога? Cкажите загруженной работой и семейными проблемами учительнице, что «сегодня после уроков завуч с психологом будут всех лечить», и гарантированно получите отрицательную эффективность психогигиенических мероприятий. Очевидно, что для эффективного внедрения психогигиены в школьную действительность необходима продуманная, последовательная система мер. Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности.     Специалисты ВОЗ выделяют школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на личностное становление подростка. Школьная психологическая служба способна, превратившись из «службы спасения» для проблемных детей в «службу развития», обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося.    В международной практике выделяют две основные модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Обе модели ставят перед собой три основные задачи: 1) развитие личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения); 
2) выработка и развитие навыков психологической защиты (обучение умению противостоять различным факторам риска); 3) предупреждение возникновения проблем (формирование навыков саморегуляции и т.д.).  На практике наиболее успешными оказались программы, объединяющие подходы обеих моделей. Одним из примеров может служить разработанная в США и реализуемая в 30 странах мира программа «Жизненные навыки» (
Life skills), адресованная школьникам всех возрастов: от начальных классов до выпускных. 
          Существуют профилактические программы и в современной России. В общей сложности они охватывают все возрастные группы: от дошкольников и младших школьников до подростков и юношей. Однако каждая из них по отдельности в основном посвящена какой-либо одной возрастной группе. В лучших из них учитывается позитивный опыт, наработанный зарубежными специалистами и доказавший свою эффективность после апробации в России. Среди авторов — практики и теоретики, специалисты в области педагогики, психологии, медицины. Вместе с тем серьезной проблемой для школьного психолога становится то, что большинство этих программ недостаточно приспособлены для реализации в рамках школы с ее жестким временным и контингентным регламентом классно-урочной системы.     Оптимальным вариантом могли бы стать программы, ориентированные именно на школу. Это предполагает, что: — продолжительность одного занятия – не более 40–45 минут; — весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков; — группа может быть довольно большой (25–30 человек, которые объединены в один класс большей частью случайно, а не в силу индивидуальных психологических особенностей); — занятия может вести не только психолог, но и педагог, прошедший некоторую подготовку.

Информация о работе Психолог в школе