Психолог в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 23:23, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей работы школьным психологом.

Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи:
подробно рассмотреть проблему психологической безопасность в образовательном учреждении.
рассказать о праве существования психологов системы образования.
рассмотреть какие специалисты нужны современному образованию.

Оглавление

Введение
1. Мы нужны образованию!


2. Психологическая безопасность образовательного учреждения.

3. Отношения психологов с системой образования.

4. Специалисты – психологи нужны современному образованию.

Файлы: 1 файл

псих. в школе.docx

— 30.12 Кб (Скачать)

     При этом программа должна  охватывать все учебные параллели  — от первого до выпускного  класса. Занятия не должны напоминать  школьникам уроки, и их проведение  могло бы осуществляться не  только психологами, но и педагогами, в том числе учителями физической культуры, классными руководителями, социальными педагогами.

          Целью занятий должно стать  не столько получение учащимися  определенных знаний, сколько формирование  адекватного отношения к отдельным  явлениям, ситуациям, проблемам,  создание стойких убеждений в  приемлемости или неприемлемости  соответствующих способов поведения.  При этом хотелось бы рекомендовать  соблюдение определенной последовательности: сначала у учащихся формируется  представление о предмете или  явлении, затем вырабатывается  соответствующее отношение к  нему и далее — осваиваются  адекватные способы поведения  в данной ситуации.

        Но что бы это осуществить  психологам системы образования  необходимо отстаивать своё право  на существование. Основная причина  этого, по-моему, заключается в  неопределенности взглядов психологов  и чиновников системы образования  на то, чем должна заниматься  психологическая служба. На практике  подавляющее большинство педагогов-психологов  заняты психологическим консультированием. Это является правильным с точки зрения большинства специалистов, но с точки зрения управленца это неверно. Руководителю любого уровня системы образования нужно, чтобы каждый специалист, который находится у него в структуре, решал целостные задачи этой структуры: работал на ее развитие, сохранение, усиление ее влияния. В чем же тогда уникальность психолога как специалиста системы образования? Почему его невозможно заменить другими специалистами? Что такое особенное он умеет делать, без чего образование не сможет отвечать современным требованиям? Пока сам психолог не сформулирует ответ на этот вопрос, к нему по-прежнему будут относиться как к необязательному субъекту образовательного процесса.

     У психолога как специалиста  системы образования должна быть  уникальная задача, которую может  решать только он: в рамках  системы образования, в интересах  системы образования и для  решения задач системы образования.  Эта задача прямо вытекает  из целей самой системы образования,  что четко прописано в Законе  Российской Федерации «Об образовании». Там сказано, что образование  — это целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  личности, общества и государства.  А если это так, то основной  целью образования является не  только передача знаний, умений  и навыков, но и личностное  развитие учащегося. И если  педагоги — специалисты по  передаче знаний, то психолог  в системе образования должен  выступать как специалист по  обеспечению развивающего компонента  образования. Сразу отвечу на  возможные возражения, что любое  образование является развивающим. 

     Психолог — это тот уникальный  специалист, который может взглянуть  на образовательную деятельность  в целом, дать ей экспертную  оценку, провести мониторинг и  выяснить, в какой мере данное  образовательное учреждение или  данная образовательная программа  развивает ребенка. 

3. Отношения  психологов с системой образования.

     В отношениях психологов с системой образования все поставлено с ног на голову. Ведь для эффективного функционирования система образования сама должна быть заинтересована в психологической службе. Психологи системы образования выживут в любой ситуации. Они могут уйти из самой системы или как-то перестроиться. И это будет не так критично для психологического сообщества, как для самого образования.

     Если система образования действительно  хочет решать задачи, которые  она для себя определила, то  ей психологическая служба просто  необходима. Причем именно служба, а не отдельный педагог-психолог. Под службой понимается структура с единой управленческой вертикалью, конкретной миссией и понятными задачами. И профессиональное сообщество может предложить эту структуру. Здесь нужно двигаться навстречу друг другу, добиваясь определенных договоренностей. Прежде всего, профессиональному сообществу и управленцам системы образования нужно прийти к единому мнению по поводу того, какие задачи стоят перед службой практической психологии в образовании и для чего эта служба нужна. Это системный вопрос, который должен решаться на федеральном уровне.

4. Специалисты  – психологи нужны современному  образованию.

     Сегодня образованию нужны психологи, имеющие различную специализацию. Эта специализация определяется направлениями деятельности психологической службы в образовании. Нужны специалисты по организации и проведению психологического мониторинга, психологической экспертизы, специалисты по психологическому проектированию, есть большая потребность в грамотных психологах-консультантах, игротерапевтах, арт-терапевтах и т.д. Вопрос только в том, где и в каких структурах системы образования эти специалисты должны работать. Нужны центры, где обучающимся могут оказать высокопрофессиональную индивидуально-психологическую помощь. Нужны центры мониторинга. Нужны отделы службы практической психологии в региональных и муниципальных управлениях образования.

           Заключение

          Современная психология несколькими  различными путями оказывает  воздействие на практическую  деятельность людей. Один из  таких путей - это  непосредственная  психологическая помощь различным  категориям населения.     Психолог, получивший специальную  подготовку, способен оказать консультативную  психологическую помощь родителям  в воспитании детей, супругам  в ситуации семейного кризиса,  детям, у которых нарушен ход  нормального развития личности, юношам и девушкам в выборе  профессии, руководителям в формировании  стиля и приёмов общения и  многим другим. Психологическое  консультирование основано не  только на знании психологом  предмета анализа и обсуждения (семейные и производственные, внутри- и межличностные конфликты), но  и на знании закономерностей  самого процесса консультирования, его стратегии и тактики. 

         Психологическая помощь чаще  и эффективнее всего оказывается  в ситуации не только существующего  объективно, но и субъективно  переживаемого неблагополучия. Это  переживание может быть острым  и выражаться в глубоком недовольстве  собой, окружающими, жизнью в  целом, а иногда и в страдании.  В таких случаях требуется  оказание не просто консультативной,  но и психотерапевтической помощи. Если страдания человека складываются  в клиническую картину заболевания  и человек обращается к врачу,  то психотерапевтическая помощь  носит медицинский характер и  оказывается врачом-психотерапевтом  или психологом под руководством  врача. Во многих случаях, однако, требуется психотерапевтическая  помощь несколько иного характера.  По своей форме и цели это   психотерапевтическое вмешательство  совпадает с тем, которое используется  при лечении больных. Оно совершается  в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и направлено на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, его вызвавших. Это вмешательство, однако, отличается от медицинского в двух существенных аспектах; 1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими; 2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признаёт себя больным.

              Список литературы:
1. Ждан А.Н. История психологии М.: 1990.
2. Климов Е.А. Основы психологии М.: «ЮНИТИ», 1997.

3. Родионов В.А., Аханькова Т.Е., Лангуева Е.А., Ступницкая М.А. С чего начинается школа. Психолог и школьная служба безопасности // Школьный психолог. — 2003. — № 38.

4. Спрангер Б. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. — 1993. — № 3.

5. Чечельницкая С.М., Родионов В.А. и соавт. Результаты аналитического исследования «Обучение жизненным навыкам» // Образование. — 2002. — № 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психолог в школе