Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:56, доклад
Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг.
Авторские школы
– феномен инновационной
Инновационные
школы ищут и указывают пути и
способы развития образования, открывают
новые цели, разрабатывают содержание
обучения, изобретают и апробируют новые
педагогические технологии и системы.
Концепции и
практика авторских школ обычно существенно
отличаются от традиционной практики
школ и часто строятся на противопоставлении
этой практике, ее критике и доказательстве
преимуществ новых подходов перед известными.
В качестве отличительной черты авторских
школ многие специалисты выделяют также
и то, что такие школы создаются на основе
заранее разработанного оригинального
(отсюда - авторская школа) концептуального
проекта.
.Можно выделить
следующие отличительные
• инновационность (наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса);
• альтернативность;
• концептуальность учебно-воспитательного процеса использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований);
• системность
и комплексность учебно-
• социально-педагогическая целесообразность;
• наличие признаков
или результатов, определяющих реальность
и эффективность авторской школы.
В роли создателей авторских школ выступают как ученые, так и практики. Авторские школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.
Термин «Авторские
школы» часто применяют и к
наиболее известным образовательным
учреждениям прошлых
Адаптивная
школа С.Н.Ямбурга и
Б.А.Бройде. адаптивная
школа-это школа, где должно быть место
каждому ребенку вне зависимости от его
индивидуальных психофизических особенностей
и склонностей. Основную структуру комплекса
определяет идея о дифференциации обучения
по уровню развития детей. Организационно
она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий,
построенных по вертикали от первого класса
начальной до последнего класса полной
средней школы:
*траектория базового стандарта;
* траектория продвинутого образования;
* траектория компенсирующего обучения.
Каждая траектория
имеет ряд разветвлений, подуровней
и вариантов.
Под компенсирующим
обучением в широком смысле слова
подразумевается система
Компенсирующее
обучение-это создание вокруг ребенка
реабилитирующего пространства, в котором
компенсируются недостатки школьного
образования, семейного воспитания,
устраняются нарушения
Педагогика комплекса вариативного образования носит адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также совместимость ребенка и школы.
Адаптация школы
к ребенку, к его возрастным и индивидуальным
особенностям достигается системой дифференциации
учебно-воспитательного процесса, предусматривающей
разнообразие уровней и вариантов содержания
и методов образования. Адаптация ребенка
к школе обеспечивается тем, что его признают
субъектом обучения, опосредованно воздействуют
на него через родителей, а также всем
комплексом социальной, экономической,
психологической и педагогической поддержки.
К компенсирующим
элементам реабилитационного