Авторские школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:56, доклад

Краткое описание

Авторские школы – феномен инновационной образовательной практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг.

Файлы: 1 файл

Авторские школы.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

Авторские школы  – феномен инновационной образовательной  практики в России в конце XX века. Так называются экспериментальные  образовательные учреждения, деятельность которых строится на основе ведущих  психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Термин «Авторская школа» употребляется с конца 80-х гг.  

Инновационные школы ищут и указывают пути и  способы развития образования, открывают  новые цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и апробируют новые педагогические технологии и системы. 

Концепции и  практика авторских школ обычно существенно  отличаются от традиционной практики школ и часто строятся на противопоставлении этой практике, ее критике и доказательстве преимуществ новых подходов перед известными. В качестве отличительной черты авторских школ многие специалисты выделяют также и то, что такие школы создаются на основе заранее разработанного оригинального (отсюда - авторская школа) концептуального проекта.  

.Можно выделить  следующие отличительные качества  авторских школ:

• инновационность (наличие оригинальных авторских  идей и гипотез относительно перестройки  педагогического процесса);

• альтернативность;

• концептуальность учебно-воспитательного процеса использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований);

• системность  и комплексность учебно-воспитательного  процесса;

• социально-педагогическая целесообразность;

• наличие признаков  или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы. 

В роли создателей авторских школ выступают как  ученые, так и практики. Авторские  школы известны, как правило, по именам их создателей — «школа В.А. Караковского», «школа Е.А. Ямбурга» или по обобщающим названиям философских и психолого-педагогических идей, лежащих в основе образовательной системы школы: «школа диалога культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), «школа развивающего обучения» (В.В. Давыдов), «школа самоопределения» (А.Н. Тубельский) и др.

Термин «Авторские школы» часто применяют и к  наиболее известным образовательным  учреждениям прошлых десятилетий («школа А.С. Макаренко», «школа В.А. Сухомлинского», «яснополянская школа» и др.).

Адаптивная школа С.Н.Ямбурга и Б.А.Бройде. адаптивная школа-это школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Основную структуру комплекса определяет идея о дифференциации обучения по уровню развития детей. Организационно она реализуется в виде трех учебных потоков-траекторий, построенных по вертикали от первого класса начальной до последнего класса полной средней школы:  

*траектория  базового стандарта;

* траектория  продвинутого образования;

* траектория  компенсирующего обучения.

Каждая траектория имеет ряд разветвлений, подуровней и вариантов. 

Под компенсирующим обучением в широком смысле слова  подразумевается система диагностических, коррекционных, методических, организационных  мер, которые предпринимает школа  для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построить индивидуальную траекторию развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.  

Компенсирующее  обучение-это создание вокруг ребенка  реабилитирующего пространства, в котором  компенсируются недостатки школьного  образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности  и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.  

Педагогика комплекса  вариативного образования носит  адаптирующий характер, обеспечивает взаимное сближение, приятие, а также  совместимость ребенка и школы.

Адаптация школы  к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания и методов образования. Адаптация ребенка к школе обеспечивается тем, что его признают субъектом обучения, опосредованно воздействуют на него через родителей, а также всем комплексом социальной, экономической, психологической и педагогической поддержки.  

К компенсирующим элементам реабилитационного пространства относятся в первую очередь: педагогическая любовь к ребенку; понимание детских трудностей и проблем; сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции.

Информация о работе Авторские школы