Разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной научной работы является разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии
Задачи научной работы:
• Изучить управление персоналом в современных условиях
• Дать характеристику антикризисному управления персоналом
• На примере предприятия провести диагностику финансового со-стояния
• Разработать антикризисные меры по управлению персоналом

Оглавление

Введение________________________________________________________3
Глава 1. Управление персоналом в условиях кризиса____________________6
1.1.Управление персоналом в современных условиях____________________6
1.2 Сокращение численности персона-ла______________________________21
1.3 Антикризисные характеристики управления персона-лом_____________24
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»_______________________32
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________32
2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________33
2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ»__________40
Глава 3 Предложения по управлению персоналом на ЗАО «ЭКО-МАЛ»___42
3.1 Реструктуризация и оптимизация численности персона-ла____________42
3.2 Мотивация персонала в период кризи-са___________________________46
Заключение______________________________________________________69
Список используемой литературы___________________________________61

Файлы: 1 файл

Разработка антикризисных мер по управлению персоналом.doc

— 405.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научная работа

По дисциплине «Производственный менеджмент»

На тему: Разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2011 год

Содержание

Введение________________________________________________________3

Глава 1. Управление персоналом в условиях кризиса____________________6

1.1.Управление персоналом в современных условиях____________________6

1.2 Сокращение численности персонала______________________________21

1.3 Антикризисные характеристики управления персоналом_____________24

Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»_______________________32

2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________32

2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________33

2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ»__________40

Глава 3 Предложения по управлению персоналом на ЗАО «ЭКО-МАЛ»___42

3.1 Реструктуризация и оптимизация численности персонала____________42

3.2 Мотивация персонала в период кризиса___________________________46

Заключение______________________________________________________69

Список используемой литературы___________________________________61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово "кризис" происходит от греческого crisis, которое означает "приговор, решение по какому - либо вопросу или в сомнительной ситуации". Современное значение слова находит более частое применение в медицине и означает решающую фазу развития болезни, переломный пункт, поворотную точку к лучшему или худшему.

Применительно к бизнесу кризис - это период нестабильности, ситуация, когда надвигаются серьезные перемены. При этом результат перемен может быть как крайне неблагоприятный, так и положительный. Но однозначно, что любой кризис представляет собой угрозу выживанию предприятия.

В случае несостоятельности предприятия и переживания им кризиса обычно основное внимание уделяется финансовым и правовым механизмам, используемым в рамках антикризисного управления.

Вообще до последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждым предприятием имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Основным структурным подразделением по управлению персоналом до сих пор является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. Для выполнения последних функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

Службы управления персоналом пока имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормативных условий его работы.

Если раньше, в условиях командно-административной системы, эти задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.

Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.

В связи с этими фактами особую актуальность приобретает тема научной  работы – разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии. За рубежом принципы и методы управления персоналом в кризис развивались и исследовались в течение многих десятилетий, основные закономерности управления персоналом давно изучены, существует множество методических разработок. Несомненно, что отечественным предприятиям нет необходимости заново "изобретать колесо". Изучение зарубежного опыта управления персоналом позволит избежать уже давно совершенных ошибок и просчетов, используя только подтвержденные временем методы.

Целью данной научной работы является разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии

Задачи научной работы:

        Изучить управление персоналом в современных условиях

        Дать характеристику антикризисному управления персоналом

        На примере предприятия провести диагностику финансового состояния

        Разработать антикризисные меры по управлению персоналом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Управление персоналом в условиях кризиса

 

1.1.Управление персоналом в современных условиях

 

Кардинальные изменения подходов к управлению персоналом, наблюдаемые в последние годы, объясняются серьезными переменами, происходящими в настоящее время на рынке труда. Эти изменения (демографический перелом, переход формы товара от продукта к услуге, замена физического труда интеллектуальным и процесс глобализации) наряду с внедрением Интернета в совокупности привели к удорожанию труда с одновременным дефицитом рабочей силы. Рост - как абсолютный, так и относительный - доли труда в себестоимости товара, стоимости трудовых ресурсов - потребовал повышения эффективности их использования. В таблице приведен ряд ключевых фактов, подтверждающих необходимость перехода к принципиально новым стратегиям управления персоналом.

 

Таблица 1.1 - Современное состояние рынка труда

Тенденция

Факты

Следствия

Снижение рождаемости и старение населения

Коэффициент рождаемости:

Европа - 1,5; Япония - 1,3; Болонья - 0,8%. Эта ситуация возникает в истории человечества второй раз (первый - 200-250 г. н. э)

Рост стоимости трудовых ресурсов.

Необходимость использовать "неполноценные" ресурсы

"Интернетизация" и сдвиг от продукта к услуге

Сегодня идет четвертая информационная революция (Месопотамия, Китай, Европа, США). Информатика - наиболее быстро развивающаяся отрасль

Устранение барьеров на международном рынке труда. Рост конкуренции за ресурс и его стоимости

Интеллектуализация труда

В начале XX в. из 10 работающих 9 были рабочими и один - работником интеллектуального труда, к концу века соотношение стало 8 к 2. Рост продолжительности и стоимости обучения. Непрерывное образование. Сокращение периода обновления знаний. Знание становится средством производства

Работник становится владельцем "средств производства" - знаний. Рост доли затрат на труд в себестоимости продукта и особенно услуги. Теперь скорее работник больше нужен работе, чем наоборот

Сдвиг в структуре потребления

Сегодня государство - один из самых важных потребителей, ранее его роль была значительно меньшей. Здравоохранение, досуг и спорт, путешествия, шоу-бизнес стали наиболее капиталоемкими отраслями

Рост в сфере услуг и перераспределение рабочей силы в информационный сектор. Портфельная модель поведения

Глобализация

Английский язык - стандарт международного общения де-факто. Возникновение интернациональной культуры. Стандартизация поведения, образования и т.д.

Рост динамики рабочей силы

Увеличение времени, затрачиваемого на досуг

Рабочий во времена Форда работал 60 ч в неделю, при недельном отпуске. Сегодня рабочая неделя в Европе составляет примерно 36 ч при отпуске в шесть недель

Изменения в структуре потребления. Развитие туризма, шоу-бизнеса и спорта


 

В целом указанные явления вызваны действием множества факторов технологического, экономического, политического и социально-культурного характера.

Факторы, определяющие современную кадровую стратегию.

Макроэкономические факторы и прежде всего изменение ориентации и динамики спроса и направленного на его удовлетворение производства; обострение конкуренции на мировом рынке; повышение значимости качества продукции.

Примерно с 60-70-х гг. под влиянием экономического роста и повышения благосостояния населения происходит постепенная переориентация производства с массовой, многосерийной продукции на мелкосерийную. Необходимость быстрой приспособляемости к непрерывно изменяющемуся спросу повышает потребность в более качественном уровне общего и профессионального образования, непрерывном обучении работников, развитии у них способности к творчеству и постоянному обновлению. Наличия у персонала такого рода качеств требует также обострение конкуренции на мировом рынке, общая ситуация на котором характеризуется сближением используемой различными странами техники и технологий. В этих условиях качество персонала все чаще становится решающим фактором победы в конкурентной борьбе. Первостепенная значимость персонала в современном производстве во многом определяется выдвижением на первый план в конкурентной борьбе качества продукции. Причем качество сегодня понимается не только как надежность продукции, но и как ее способность максимально удовлетворять потребности людей, т.е. как "тотальное" качество. Оно обеспечивается всеми этапами производственного процесса - от проектирования продукции до ее реализации и требует высокой производственной культуры персонала.

Развитие демократии на производстве и в обществе.

Демократия на макроуровне, в масштабах государства влияет на персонал и управление прежде всего через формирующуюся под ее воздействием культуру, элементами которой являются чувство собственного достоинства, уважение прав личности, в том числе ее трудовых и социальных прав, ожидание демократического стиля руководства, готовность к участию в делах организации и т.п., а также через принятие законов, защищающих права работника и регулирующих отношения на производстве. Непосредственное воздействие на положение персонала и управление им оказывает производственная демократия. Сегодня в большинстве стран мира существуют те или иные формы демократии на производстве: производственные (рабочие) советы, профессиональные организации, тарифные соглашения и т.п. Многие предприятия вообще являются коллективной собственностью их работников, которые имеют права на принятие важных управленческих решений. Разнообразные права на производстве имеют профсоюзы. Налаживание взаимоотношений с профсоюзами и другими органами производственной демократии - важное направление деятельности современного управления персоналом. Хотя производственная демократия не распространяется на технологический процесс, однако с ее помощью работники могут участвовать в решении многих жизненно важных, прежде всего социальных, вопросов. Права же руководителей во многом ограничены.

Принципиальные изменения в содержании труда, вызванные автоматизацией и компьютеризацией.

Производство, а также использование ряда новых технологий и методов требуют от работника не только добросовестного выполнения индивидуальных задач, но и коллективной ответственности, более четкой организации труда в целом. К таким технологиям относятся, например, изготовление и поставка продукции точно в срок, опережение во времени, компьютерная интеграция производства (оказывающая не только позитивное, но и негативное влияние на персонал) и др.

Изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины.

Современные техника, технология и методы ведения бизнеса затрудняют возможность текущего систематического контроля непосредственно в трудовом процессе. Для эффективной деятельности организации требуется прежде всего самоконтроль, необходимыми предпосылками которого являются высокая сознательность и ответственность, самодисциплина, а также контроль по конечным результатам.

Изменение форм организации труда на предприятии.

К таким изменениям относится прежде всего более широкое использование коллективных форм организации труда как в масштабе всей корпорации (на макроуровне), так и в ее отдельных подразделениях (на микроуровне). Опыт ряда передовых предприятий, а также эмпирические исследования показали, что требуемые современным производством многофункциональность и высокая ответственность работника наиболее успешно формируются и реализуются с максимальной полнотой именно в трудовом коллективе. На микроуровне коллективистские формы организации труда и управления проявляются в широком распространении автономных бригад, берущих на себя главную организационную ответственность за результаты труда и предполагающих помощь и взаимозаменяемость членов бригады, а также в массовом использовании кружков качества. Очевидно, что управление высококвалифицированными, автономными работниками, самостоятельно обеспечивающими контроль за "тотальным" качеством продукции, - это нечто иное, по сравнению с ролью руководителя как надсмотрщика за подчиненными на традиционной фабрике или при конвейерной системе.

Повышение квалификации, образовательного и культурного уровня работника, рост его личностных запросов к трудовой деятельности.

Предсказания ряда теоретиков 70-80-х гг. XX в. о деквалификации работников и падении личностной ценности труда и его культуры не оправдались. В 90-е гг. формируется новый, более зрелый тип личности работника, который не довольствуется послушанием и обезличенным, механическим трудовым усердием, а стремится найти в трудовой деятельности смысл жизни, стать активным соучастником и даже сохозяином производства. В последние десятилетия наметилось сближение возможностей производства и ожиданий и требований работников к организации труда и характеру управления. В целом же рост образованности и культуры персонала способствует повышению его роли в современном производстве и обществе, подрывает эффективность традиционных, преимущественно авторитарных, методов руководства

Информация о работе Разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии