Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:12, контрольная работа
Целью данной научной работы является разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии
Задачи научной работы:
• Изучить управление персоналом в современных условиях
• Дать характеристику антикризисному управления персоналом
• На примере предприятия провести диагностику финансового со-стояния
• Разработать антикризисные меры по управлению персоналом
Введение________________________________________________________3
Глава 1. Управление персоналом в условиях кризиса____________________6
1.1.Управление персоналом в современных условиях____________________6
1.2 Сокращение численности персона-ла______________________________21
1.3 Антикризисные характеристики управления персона-лом_____________24
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»_______________________32
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________32
2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ»______________33
2.3 Анализ системы управления персоналом ЗАО «ЭКО-МАЛ»__________40
Глава 3 Предложения по управлению персоналом на ЗАО «ЭКО-МАЛ»___42
3.1 Реструктуризация и оптимизация численности персона-ла____________42
3.2 Мотивация персонала в период кризи-са___________________________46
Заключение______________________________________________________69
Список используемой литературы___________________________________61
Управление персоналом - это совокупность целенаправленных действий руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений, включающих определение потребности в персонале в соответствии с целью и возможностями организации; планирование работы с персоналом (привлечение, отбор, подбор и высвобождение); расстановку и распределение персонала, его использование; исследование и оценку персонала; ротацию персонала, движение в системе управления, траекторию карьеры; развитие персонала, повышение квалификации, образования, компетенции, накопление опыта; мотивацию и стимулирование персонала, создание благоприятных условий для эффективной деятельности [3].
Антикризисное управление персоналом предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (планирование, отбор, подбор, расстановку и т.п.), но и совокупность факторов социально-психологического, нравственного характера - демократический стиль управления, заботливое отношение к нуждам человека, учет его индивидуальных особенностей и т.д.
Значительные перемены, наличие кризисной ситуации в социальной, экономической, политической, духовной сферах России одновременно как расширяют возможности, так и создают серьезные ограничения для каждого человека, стабильности его существования и роста. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации сотрудника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации. Особое внимание должно уделяться анализу мотивационных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребители продукции. Важно повернуть сознание персонала к потребителю, а не к угождению начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к новатору, а не к механическому исполнителю; перейти к социальным нормам, базирующимся на прочном экономическом фундаменте, не забывая о духовности и нравственности.
В состав системы управления персоналом входит целый набор относительно самостоятельных функциональных подсистем:
подсистема управления наймом и учетом персонала;
подсистема управления трудовыми отношениями;
подсистема обеспечения нормальных условий труда;
подсистема управления развитием персонала;
подсистема управления социальным развитием;
подсистема развития организационной структуры управления;
подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом
подсистема правового обеспечения управления персоналом;
подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом [6].
Структура системы управления персоналом зависит от масштабов организации, ее территориального расположения, характера деятельности и других факторов. В малых и средних фирмах одна подсистема может выполнять функции нескольких функциональных подсистем, в предкризисных и кризисных условиях деятельности организации могут быть упразднены одни подсистемы и созданы другие с набором новых функций, возможны и иные структурно-функциональные преобразования.
Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и т.п. [30].
Основная задача работы с персоналом предприятия заключается в определении оптимальной численности, состава и структуры работающих с целью повышения производительности труда, снижения затрат на производство продукции.
Планирование персонала в условиях неполного финансирования включает:
1. Подсистему планирования требований к конкретным рабочим местам. Основной принцип планирования при этом таков: не рабочее место создается под работника с его квалификационными и личностными характеристиками, а работник нанимается на рабочее место с заранее определенными профессиональными и личностными требованиями.
На предприятии должен быть разработан перечень требований квалификационных, личностных по каждой специальности, по каждому уровню руководителя (бригадир, мастер, начальник цеха и т.д.).
В этом перечне выделяют четыре группы требований:
обязательные квалификационные и личностные требования;
желательные дополнительные требования;
нежелательные, но терпимые требования, например самоуверенность;
недопустимые качества работника, например, пьет на рабочем месте [32].
2. Подсистему планирования конкретной потребности предприятия в специалистах, руководителях, в которую входит подбор кадров.
3. Подсистему развития персонала:
дополнительное обучение и постоянное повышение квалификации работников: курсы, семинары, второе образование;
оценку индивидуальных результатов трудовой деятельности работника и соответственно должностные перемещения. При этом дается текущая оценка и комплексная в форме аттестации работника, по результатам которой принимается решение: продолжение работы или увольнение;
управление резервом на выдвижение.
4. Подсистему организации и оплаты труда: разработку систем оплаты труда с учетом неполного финансирования предприятия и особенностей производственной деятельности данной группы работников;
Планирование потребности в трудовых ресурсах в период кризиса, как правило, направлено на сокращения численности промышленно-производственного персонала. Исключение из этого общего правила имеет место при наличии двух производственных ситуаций:
частичное перепрофилирование кадров в связи с изменением
номенклатуры выпускаемой продукции;
плановая замена специалистов, руководителей предприятия, которые бесспорно необходимы кризисному предприятию, например, замена специалиста по ценным бумагам, маркетолога, бухгалтера.
Есть две должности, которые не могут оставаться вакантными на кризисном предприятии - это руководитель и главный бухгалтер.
Дополнительным организационным мероприятием по реализации плановых сокращений численности промышленно-производственного персонала или повышения эффективности работы специалиста, профессионального менеджера (руководителя) предприятия является механизм индивидуальной контрактации. Надо начинать компанию по переконтрактации персонала. В течение трех месяцев должны быть заново заключены контракты, учитывающие специфику кризисного момента на предприятии.
Основные требования, предъявляемые к контракту в условиях кризисного предприятия, следующие:
1. Исключение из практики долгосрочных контрактов.
2. В первую очередь заключаются контракты с работниками высшей квалификации, которые не подлежат сокращению и переводу на неполную рабочую неделю ни при каких результатах деятельности предприятия (элитный персонал).
3. Затем заключаются контракты с работниками, не подлежащими сокращению при стабильном финансовом состоянии предприятия.
Срок действия контрактов по этим двум категориям работников не должен превышать 18 месяцев. Обычно заключаются контракты на 3-6 месяцев.
В индивидуальном контракте должны быть четко определены следующие возможности для работодателя:
возможность использования механизма неполной загрузки рабочей недели;
перевод работника на другое место работы, например из одного цеха в другой, по этой же специальности без согласия профсоюза;
исключение из контракта любых дополнительных обязанностей со стороны администрации, прежде всего социальных льгот, за исключением установленных действующим трудовым законодательством [2].
С элитными работниками могут заключаться дополнительные трудовые договоры на выполнение каких-либо дополнительных работ с целью обеспечения возможности дополнительной оплаты труда.
Глава 2. Анализ деятельности ЗАО «ЭКО-МАЛ»
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «ЭКО-МАЛ»
В 1990 году создано совместное российско-австрийское предприятие «ЭКО-МАЛ», учредителями которого стали Мценский завод «ВТОРЦВЕТМЕТ» и австрийская фирма «Алфер Холдинг ГМБХ».Цель создания предприятия - сбор и переработка алюминий содержащих шлаков; строительство и эксплуатация полигона захоронения отходов, образующихся после переработки шлаков; переработка и ликвидация шлакового отвала «Думчинский».В настоящее время в своей структуре предприятие имеет три основных подразделения: шлаковый отвал «Думчинский», цех переработки шлаков, полигон захоронения отходов после переработки шлаков «Воинский». Таким образом, предприятие внутри себя замыкает весь технологический цикл - поставка сырья, его переработка и захоронение отходов после переработки.Закрытое акционерное общество «ЭКО-МАЛ» специализируется на переработке алюминий содержащих шлаков и захоронении отходов после переработки на специально построенном полигоне. Технология переработки шлаков, принятая на предприятии, позволяет перерабатывать как солевые, так и отвальные шлаки.
Все поступающие на предприятие шлаки проходят дозиметрический и пиротехнический контроль. Предприятие имеет лицензию Донского межрегионального территориального округа Госатомнадзора России на право обращения с радиактивными веществами. Объем переработки шлаков 130000 тонн в год, в том числе : шлаки Думчинского отвала - 60000 тонн в год; привозные шлаки - 50000 тонн в год.
Выпуск продукции 100000 тонн в год. В том числе :лом черных металлов - 6000 тонн в год;
алюминиевый концентрат - 12000 тонн в год;
продукт глиноземсодержащий - 82000 тонн в год.
Предприятие ведет реконструкцию производства с увеличением мощностей переработки шлаков по безотходной технологии.
2.2 Диагностика финансового состояния ЗАО «ЭКО-МАЛ»
Для диагностики экономического состояния предприятия ЗАО «ЭКО-МАЛ», необходимо рассчитать показатели, которые покажут прошлую оценку финансового состояния предприятия, на основе которых необходимо составить прогноз дальнейшей работы организации.
Таблица 2.2.1 – Показатели ликвидности
Показатели | 2009 год |
1. Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,007 |
2. Коэффициент уточнённой ликвидности | 0,2 |
3. Коэффициент текущей ликвидности | 0,9 |
4. Коэффициент соотношения оборотного капитала и источников собственных средств | -0,03 |
5. Доля оборотных средств в активах | 0,2 |
6. Доля собственных оборотных средств в их общей сумме | -0,08 |
Информация о работе Разработка антикризисных мер по управлению персоналом на предприятии