Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.
Оглавление
с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .
Новеллой Федерального закона № 294-ФЗ является предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям с 1 января 2011 года права направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 27 Федерального закона № 294-ФЗ).
В дополнении к инструментам поддержки МСП 15 мая 2008 г. был выпущен указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодолевания административных барьеров», под которыми понимаются трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008г. №178 образована правительственная комиссия по развитию МСП. В Постановлении отмечается, что решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.
Правила определяют порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Выборочные статистические
наблюдения за деятельностью субъектов
МСП осуществляются Федеральной
службой государственной
Формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Федеральная служба государственной
статистики через свои территориальные
органы обеспечивает субъекты МСП, подлежащие
выборочному статистическому
Малые и средние предпринимательства - получатели поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будут вноситься в реестры, создание которых было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», которое также определяет порядок ведения реестров и устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.
Помимо вышеперечисленных
документов, создание системы прямой
государственной поддержки
Кроме этого, указывается на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.
При этом, отмечается также,
что малые и средние
Анализ действующих законодательных и нормативных актов за период с 2003 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности МСП и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.
При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает совершенствование нормативно-правового и научно-методического обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, включая вопросы:
- нормативно-правового закрепления за исполнителем научно-технических проектов, выполненных за счет средств городского бюджета, прав на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность;
- нормативно-правового урегулирования механизма передачи хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;
- регулирования порядка учета, инвентаризации, амортизации, регламентации проведения стоимостной оценки и налогообложения результатов интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность;
- совершенствования нормативно-
- подготовки нормативно-
Совершенствование нормативно-правовой базы с соответствующим научно-методическим обеспечением в указанных направлениях в комплексе позволит качественно и количественно расширить конкуренцию среди поставщиков продукции и услуг на городских рынках, что обеспечит экономию бюджетных ресурсов и улучшит качество продукции (услуг).
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России
Под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).
Существует большой
соблазн скопировать формы
Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:
- структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат;
- высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;
- технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;
- в экономике продолжается спад производства;
- не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;
- для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.
В этих условиях малый
бизнес без соответствующей
В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.
В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий.
Основными направлениями
государственной поддержки
- создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности;
- формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.
Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.
Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.
Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.