Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

Новеллой Федерального закона № 294-ФЗ является предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям с 1 января 2011 года права  направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 27 Федерального закона № 294-ФЗ).

В дополнении к инструментам поддержки МСП 15 мая 2008 г. был выпущен  указ Президента Российской Федерации  № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодолевания административных барьеров», под которыми понимаются трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 марта 2008г. №178 образована правительственная  комиссия по развитию МСП. В Постановлении  отмечается, что решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства  РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.

Правила определяют порядок  проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов  МСП - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов  МСП осуществляются Федеральной  службой государственной статистики путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ9.

Формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральная служба государственной  статистики через свои территориальные  органы обеспечивает субъекты МСП, подлежащие выборочному статистическому наблюдению, бланками форм федерального статистического  наблюдения на безвозмездной основе.

Малые и средние предпринимательства - получатели поддержки, оказываемой  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления будут вноситься в реестры, создание которых было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», которое также определяет порядок ведения реестров и устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.

Помимо вышеперечисленных  документов, создание системы прямой государственной поддержки малых  инновационных предприятий отражено также в Стратегии развития науки  и инноваций в Российской Федерации  на период до 2015 года, в которой отмечается необходимость оказания финансовой поддержки инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы, в частности, «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, названного в Стратегии одним из основных элементов системы государственной поддержки малых инновационных предприятий.

Кроме этого, указывается  на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства  в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.

При этом, отмечается также, что малые и средние инновационные  фирмы недостаточно интегрированы  в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный  малый и средний бизнес – крупный бизнес», что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. При выполнении всех поставленных в Стратегии задач прирост числа малых инновационных предприятий должен составить к 2015 г. – 100-120 единиц в год. При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий к 2015 г. составит 1,1-1,5 %.

Анализ действующих  законодательных и нормативных  актов за период с 2003 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности МСП и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.

При переходе к широкому использованию инноваций в  экономике особое значение приобретает совершенствование  нормативно-правового и научно-методического обеспечения поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, включая вопросы:

- нормативно-правового закрепления за исполнителем научно-технических проектов, выполненных за счет средств городского бюджета, прав на результаты научной и научно-технической деятельности, включая интеллектуальную собственность;

- нормативно-правового  урегулирования механизма передачи хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;

- регулирования порядка  учета, инвентаризации, амортизации, регламентации проведения стоимостной оценки и налогообложения результатов интеллектуальной деятельности, включая интеллектуальную собственность;

- совершенствования нормативно-правового  обеспечения по привлечению и консолидации научных, производственных и финансовых ресурсов в городской инфраструктуре малого инновационного предпринимательства для реализации цикла «разработка-внедрение-производство-реализация»;

- подготовки нормативно-правовых  актов, регулирующих сферу городского заказа и закупок, способствующих непосредственному участию субъектов малого инновационного предпринимательства в поставках для нужд города новой высокотехнологичной продукции и услуг.

Совершенствование нормативно-правовой базы с соответствующим научно-методическим обеспечением в указанных направлениях в комплексе позволит качественно и количественно расширить конкуренцию среди поставщиков продукции и услуг на городских рынках, что обеспечит экономию бюджетных ресурсов и улучшит качество продукции (услуг).

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

 

2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России

 

Под государственной  поддержкой следует понимать с одной  стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и  правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение  в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо  льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

Существует большой  соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:

- структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат;

- высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;

- технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;

- в экономике продолжается спад производства;

- не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;

- для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

В этих условиях малый  бизнес без соответствующей государственной  поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых  занято 15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

В этих условиях главным  принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить  малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий.

Основными направлениями  государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

- создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

- помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности;

- формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Например, на Западе для  привлечения ресурсов крупных предприятий  в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в  том, что крупная головная фирма  представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом