Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

Курганский  институт государственной и муниципальной  службы (филиал) УрАГС

 

Региональные  программы поддержки малого предпринимательства (на примере Курганской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 

2010

 

Оглавление

 
 

с.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..

Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников и литературы.. . . . . . . . . . . .

Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

 

5

 

5

 

11

 

14

 

30

 

30

36

 

46

 

46

62

 

65

73

77

81


 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость и актуальность проведения данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в большинстве регионов РФ местными администрациями сформированы региональные фонды, агентства, центры поддержки предпринимательства. В то же время лишь в половине из них разработаны соответствующие программы. Формирование таких программ на региональном уровне зачастую не отвечает требованиям программно-целевого подхода - отсутствуют обоснования выбранных приоритетов, целей, расчеты эффективности реализации как отдельных компонентов, так и программы в целом. По мере того, как в процесс разработки программ поддержки предпринимательства будут включаться остальные регионы, исключительную важность приобретает методическая помощь разработчикам, включающая описание процедуры формирования программ по этапам, анализ типичных ошибок, с тем, чтобы избежать их тиражирования, которое может дискредитировать саму идею государственной поддержки частного сектора.

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.

Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:

1. Определить основные  направления государственной поддержки  предпринимательства.

2. Рассмотреть формы  и методы государственной поддержки  предпринимательства в России.

3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.

4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Объектом исследования стали региональные программы поддержки малого предпринимательства.

Предметом служат формы и методы реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.

В качестве исходной информации использованы региональные программы  поддержки малого предпринимательства, имевшиеся в распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, данные государственной статистики, а также законодательно-нормативная база в области поддержки малого предпринимательства в обследуемом регионе.

Данной проблемой занимались такие известные ученые, как Й. Шумпетер, А. Тюрбо, Ф. Кенэ, А. Смит, А. Маршалл, М. Вебер, К. Маркс и др. Среди российских ученных, внесших вклад в развитие теории предпринимательства можно выделить А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, В. В. Радаева, Ю. М. Осипова.

Законодательной базой  послужили:

1. Федеральный закон  от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (с изменениями  от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).

2. Закон Курганской области от 26 сентября 2008 года №389 «О поддержке малого предпринимательства в Курганской области».

3.  Постановление от 23 сентября 2008 года №3406 «О целевой  программе Курганской области  «О развитии и поддержке малого  и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года №691-Р. Региональная программа «Развитие конкуренции в Курганской области на 2010 – 2012 годы».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы государственной поддержки предпринимательства

 

1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства

 

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки  малого предпринимательства в настоящее  время составляют:

- государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства; 

- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

1. Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной  политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время  в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены  правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства требуются шаги по преобразованию нормативной правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий, как между собой, так и с органами власти.1

Основным инструментом реализации государственной политики усиления поддержки малого предпринимательства является Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Программа включает комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.

Основная цель Программы - обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства  и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства на основе создания современной рыночной среды2. Достижение цели предполагает реализацию соответствующих задач по шести направлениям усиления государственной поддержки предпринимательской деятельности: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки; реализация региональных и специальных программ в сфере малого предпринимательства и международное сотрудничество в области малого предпринимательства.

Программа включают в  себя разделы, отражающие приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

1) нормативно-правовое  обеспечение малого предпринимательства  (содержит мероприятия по совершенствованию  правовой базы, обеспечивающей развитие  малого предпринимательства, и  анализу регионального законодательства);

2) развитие прогрессивных  финансовых технологий (рассматривает  создание специализированных кредитных  организаций для работы с малым  бизнесом, развитие рынка ценных  бумаг малых предприятий, создание  условий для удешевления кредитных  ресурсов, использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и микрокредитования);

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом