Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:32, реферат
Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Введение. 2
1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6
1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6
1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 2
1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6
1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6
1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15
Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малый бизнес не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность.
Неоправданно низкие темпы развития малого бизнеса препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса – основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание необходимого количества новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Вместе с тем анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Российской Федерации существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:
К сожалению достаточно велико влияние на развитие малого и среднего предпринимательства отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства:
Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, – там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.
Обоснование
комплекса мер, направленных на преодоление
негативного влияния явлений, препятствующих
эффективному развитию малого и среднего
предпринимательства на базе существующих
объективных предпосылок и
В ходе разработки Концепции достижение главной цели обеспечивалось путем решения следующих задач:
В мировой
практике считается нормой
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латин¬ской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широ¬кую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уде¬ляют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содейство¬вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай¬мов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, стра¬ховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемо¬го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и аморти¬зационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль макси¬мальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорирован¬ного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.
Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития ин¬новационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посред¬ством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
Большое внимание
поощрению мелкого
Средние и мелкие фирмы не приспособились к глобализации рынка, тем бо¬лее что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.
В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников регио¬нальных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм;
информирование малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координа¬ция деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.
Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи¬заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.
Государственная политика содействия малым и средним предприятиям вклю¬чает следующие направления:
• обеспечение
конкурентоспособности путем
• поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель¬ности, улучшения условий труда, содействие торговле;
• сбор и
анализ информации об экономических
показателях и технической
Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру¬ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас¬ти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.
Финансовая поддержка технического перевооружения производства осуще¬ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.
Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред¬приятий.
Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повы¬шение квалификации работников.
Финансируется
также установка компьютеров, сбор
и анализ информации для разработки
энергосберегающих и
Оценка состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации должна производиться в контексте соответствия развития этого неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства подлинной цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.
За последние десятилетия можно наблюдать определенное структурное преобразование экономической системы, заключающееся в переходе лидерства в ней от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса