Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

Оглавление

Введение. 2
1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6
1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6
1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 37.38 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. 2

1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6

1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6

1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8

2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10

3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15

 

 

Введение.

Несмотря  на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший  сектор предпринимательства не оказывает  столь существенного влияния  на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и  Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального  продукта.

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической  эффективности функционирования предприятий  малого и среднего бизнеса, хотя именно малый бизнес не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, экономно и быстро решает проблемы реструктуризации экономики, оперативно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике гибкость и стабильность.

Неоправданно  низкие темпы развития малого бизнеса  препятствуют достижению и главных  социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих  малых и средних предприятий: формирование среднего класса – основного  гаранта социальной и политической стабильности общества, создание необходимого количества новых рабочих мест, в  том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности  и экономического неравенства.

Вместе с  тем анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии  и динамике развития малого предпринимательства  показывает, что в Российской Федерации  существуют необходимые предпосылки  для реализации эффективной государственной  политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его  развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:

  • традиционно высокий уровень предпринимательской активности и предпринимательских способностей россиян;
  • конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
  • законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки;
  • наличие находящихся на разных стадиях формирования практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
  • достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

К сожалению достаточно велико влияние на развитие малого и среднего предпринимательства отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства:

  • избыточные административные барьеры и высокий уровень коррупции в системе государственных и контролирующих органов;
  • априорное восприятие предпринимателей значительной частью представителей властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса, с нанесением ущерба государству и остальной части населения;
  • недоверие граждан к государству и государственной политике, выражающееся, в частности, в таких формах, как “консервация” личных сбережений, теневая предпринимательская деятельности;
  • слабо развитые традиции предпринимательства, следствием чего является недостаточный уровень предпринимательской культуры и низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Эти явления  и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические  корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, – там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.

Обоснование комплекса мер, направленных на преодоление  негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства на базе существующих объективных предпосылок и вызовов  времени, является главной целью  Концепции государственной политики развития и поддержки малого бизнеса, разработанной по поручению Президента Российской Федерации при участии  представителей государственных органов  власти Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства.

В ходе разработки Концепции достижение главной цели обеспечивалось путем решения следующих  задач:

  • идентификация основных проблем развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на основе анализа истории становления и современного состояния;
  • выявление причин и параметров несоответствия существующей системы поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации задаче решения основных проблем развития малого бизнеса;
  • исследование возможности использования опыта промышленно развитых стран для решения основных проблем развития малого бизнеса в Российской Федерации;
  • формирование основных направлений совершенствования государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации и механизмов их реализации;
  • формирование программы мероприятий, необходимых для реализации государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации.

 

1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах.

 В мировой  практике считается нормой государственное  поощ¬рение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам фи¬нансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу лю¬бой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и эконо¬мический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на пла¬ву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в  Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной  Азии и Латин¬ской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широ¬кую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уде¬ляют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

1.1 Поддержка малого бизнеса в США

Содействие  развитию малого бизнеса в США  входит в компетенцию специальной  государственной организации —  Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность  оказывать мелким, предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содейство¬вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

В соответствии с федеральными программами поддержки  малому бизнесу предоставляются  прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более  низкие процентные ставки, чём при  получении кредита на частном  рынке капитала. При выдаче гарантированных  зай¬мов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, стра¬ховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемо¬го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

Другой мерой  поощрения частной инициативы являются налоговые и аморти¬зационные льготы. При общем снижении в 1987 г. ставок налога на прибыль макси¬мальная ставка для крупных компаний упала с 46 до 34% для неинкорпорирован¬ного бизнеса, включая единоличных собственников; вместо применявшихся ранее 15 ставок, максимальная из которых составляла 50%, были введены только две — 15% и 28%.

Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития ин¬новационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посред¬ством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

Большое внимание поощрению мелкого предпринимательства  уделяется на региональном уровне. Одной из первостепенных задач администрация  США и Конгресс считают подключение  малого бизнеса к национальному  экспорту. Глобализация ключевых отраслей промышленности, таких как автомобилестроение, электроника, машино¬строение, привела к росту объемов международной торговли, однако большинст¬во американских компаний остались в стороне от этих процессов.

Средние и  мелкие фирмы не приспособились к  глобализации рынка, тем бо¬лее что власти штатов не спешили оказывать содействие мелким экспортерам, направляя все свои усилия на поддержку крупных производителей. В 1994 г. 85% всего американского экспорта приходилось всего на 15 компаний.

В качестве других мер предложено следующее: обучение сотрудников регио¬нальных и местных банковских институтов методам финансирования малых фирм;

информирование  малых фирм о возможностях кредитования экспорта; координа¬ция деятельности федеральных агентств, которые участвуют в финансировании экспорта.

1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии

Малое и среднее  предпринимательство в Японии находит  помощь не только со стороны правительства  и нескольких созданных им специализированных органи¬заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малым и средним  предприятиям вклю¬чает следующие направления:

• обеспечение  конкурентоспособности путем выделения  субсидий и ссуд — пря¬мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио¬нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благо¬даря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

• поощрение  структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель¬ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

• сбор и  анализ информации об экономических  показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий  для оценки эффективности господ¬держки.

Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру¬ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас¬ти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуще¬ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение  получило выделение субсидий, покрывающих  до 50% затрат, на создание центров повышения  технического уровня малых и средних  фирм, консультирование, повышение  квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред¬приятий.

Неотъемлемый  элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация  затрат, связанных с подготовкой  кадров, и 2/3 расходов на повы¬шение квалификации работников.

Финансируется также установка компьютеров, сбор и анализ информации для разработки энергосберегающих и природоохранных  меро¬приятий, консультирование предпринимателей по поводу эффективных методов ведения розничной торговли и программного обеспечения.

 

2. Состояние и проблемы малого предпринимательства

Оценка состояния  и проблем малого предпринимательства  в Российской Федерации должна производиться  в контексте соответствия развития этого неотъемлемого элемента современной  рыночной системы хозяйства подлинной  цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень  и качество жизни населения и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

За последние  десятилетия можно наблюдать  определенное структурное преобразование экономической системы, заключающееся  в переходе лидерства в ней  от крупных фирм к малому бизнесу. Хотя “лицо” любого развитого государства  формируют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса