Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

Оглавление

Введение. 2
1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6
1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6
1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15

Файлы: 1 файл

реф.docx

— 37.38 Кб (Скачать)

В экономически развитых странах число малых  и средних предприятий достигает 80-99% от общего числа предприятий, в  этом секторе сосредоточены две  трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах  проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

Россия существенно  уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности  малых предприятий. Количество малых  предприятий, приходящееся на тысячу жителей  в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Доля малого бизнеса  в общественном производстве России и экономически развитых стран также  существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира до 10-11% – в России.

Малые предприятия  в развитых странах являются основными  создателями дополнительных рабочих  мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих  мест, в то время как на государственных  предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось  почти на 6 миллионов. Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятых в 1995 году составляла: в США – 70%, Япония – 78%, Италия – 73%, Франция – 54%.

Несмотря  на то, что в Российской Федерации  численность персонала малых  предприятиях неуклонно увеличивается  и в настоящее время вместе с индивидуальными предпринимателями  составляет около 14 миллионов человек, это составляет менее 22% от общей  численности занятых в российской экономике.

Понятие среднего предприятия не формализовано в  российском законодательстве. Никакие  данные об этой группе предприятий  не рассчитываются и не публикуются. Они могут быть получены только путем  специальных расчетов на основе баз  данных по отдельным предприятиям, хранящихся в субъектах Российской Федерации. Число средних предприятий (например, имеющих не более 500 человек  персонала и не являющихся малыми) составляет примерно 100 тысяч или 93% от общего числа крупных и средних  предприятий. Поэтому в ряде случаев  совокупные данные о крупных и  средних предприятиях достаточно точно  характеризуют группу средних предприятий. Таким образом, идентификация ситуации и проблем развития среднего бизнеса  невозможна с использованием процедур, применимых к малому предпринимательству, что требует выделения этого  вопроса для разработки отдельного направление государственной политики.

Развитие  малого предпринимательства в различных  регионах Российской Федерации происходит весьма неравномерно – как в региональном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах Российской Федерации, около четверти – в Москве. Подавляющее большинство малых предприятий в России занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.

В 1999 году 15,8% малых и средних предприятий  относилось к строительному сектору. Почти такое же количество малых  и средних предприятий (15,7%) относятся  к сектору промышленного производства. Большинство предприятий занимались машиностроением и металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое  значение рост малых и средних  предприятий в области науки  и высокопрофессиональных научных  услуг, затем, в 1994-95 годах их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться. Приоритетные отрасли реального сектора экономики  в настоящее время развиваются  в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или  выпускающих образцы принципиально  новой продукции чрезвычайно  мала.

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам  она составляет от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства, при этом значительная часть используемых “теневыми” предпринимателями ресурсов оказывается незадействованной  для решения общегосударственных  задач.

Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки  зрения формирования бюджетов всех уровней. Несмотря на то, что в 2000 году по единому  налогу, взимаемому с применением  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому  налогу на вмененный доход для  определенных видов деятельности поступления  в консолидированный бюджет Российской Федерации (14,7 миллиардов рублей) на 80% превысили поступления 1999 года.

В целом ожидаемое  широкомасштабное развитие малого бизнеса  в России не состоялось. Одна из причин этого – экономические барьеры  на пути входа малых предприятий  на рынок. Другая – административные барьеры и неуспешные попытки их снижения. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана специальным Указом Президента Российской Федерации. Но на практике ситуция лишь улучшилась незначительно.

Собственники  малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность  и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое  давление, что по их мнению является основными препятствиями, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.

Основная  часть трудностей и препятствий  на пути становления и развития российского  малого предпринимательства лежит  за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании  имеющихся статистических и аналитических  данных можно выделить целый ряд  острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители  малого и среднего бизнеса:

несовершенство  нормативно-правовых основ администрирования  малого бизнеса со стороны государства;

отсутствие  действенных финансово-кредитных  механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого бизнеса;

несовершенство  системы налогообложения;

высокий уровень  монополизации рынков;

слабая кооперация малого и крупного предпринимательства;

несовершенство  государственной инфраструктуры поддержки  малого бизнеса;

неразвитость  системы информационной поддержки  малых предприятий;

проблемы  кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

трудность в  осуществлении инновационных проектов и программ предпринимателей.

 

3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства

В соответствии с представленной концепцией, целью  государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства  является создание политических, правовых и экономических условий для  свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

повышение экономической  эффективности деятельности малых  предприятий – увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий;

повышение социальной эффективности деятельности малых  предприятий – рост численности  занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;

стабилизацию  и устойчивость темпов развития малого предпринимательства как стратегического  фактора социально-экономического развития государства.

Для достижения поставленной цели государственной  политики в сфере малого предпринимательства  должны быть решены следующие задачи:

выбор приоритетных (стратегических) направлений развития малого предпринимательства в России и субъектах Российской Федерации;

формирование  правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное  развитие сферы малого предпринимательства;

формирование  системы инфраструктурной поддержки  малого предпринимательства, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых  услуг и ресурсов;

повышение эффективности  деятельности органов государственной  власти по выполнению следующих функций:

управление  и контроль при реализации государственных  программ поддержки малого предпринимательства;

координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия структур, реализующих  меры государственной поддержки  малого предпринимательства;

установление  диалога и гармонизация деятельности структур, относящихся к различным  секторам поддержки малого предпринимательства: государственного (государственные  структуры поддержки), рыночного (коммерческие структуры поддержки) и общественного (общественные объединения предпринимателей);

участие в  распределении кредитных рисков в рамках механизмов финансового  и имущественного обеспечения малого предпринимательства.

Механизмы и  меры, реализуемые для решения  основных задач государственной  политики развития и поддержки малого предпринимательства, должны базироваться на следующих принципах:

безоговорочное  признание конституционного права  граждан на частную собственность  и свободу экономической инициативы;

признание малого предпринимательства сферой экономической  деятельности, где в силу действия фактора максимизации адаптивности, самоорганизации и саморазвития открытая и действенная государственная  поддержка малого предпринимательства  гарантирует быстрый и значительный социально-экономический эффект для  развития общества в целом, в связи  с чем для развития государственной  системы инфраструктурной поддержки  развития малого предпринимательства  целесообразно систематическое  выделение финансовых средств из государственного бюджета;

меры государственной  поддержки малого предпринимательства, осуществляемые на федеральном и  региональном уровнях должны удовлетворять  условиям системности и комплексности;

создание  благоприятной для развития малого предпринимательства среды и  гарантии его правовой, судебной и  физической защиты должны осуществляться на основе федеральных законов и  законов субъектов Российской Федерации.

 

 

Список литературы:

  1.  Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 2007. №4
  2. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал. 2006. №10, 56с.
  3. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики. 2006. №7
  4. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2004. №7, 78с.
  5. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд. 2003. №8
  6. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика. 2002. №9-12
  7. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко Экономика и жизнь. 2008. №20, 88с.
  8. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы Вопросы экономики. 2007. №4
  9. . Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия Вопросы экономики. 2000. №6
  10. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России Российский экономический журнал. 2004. №5-7
  11. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства Российский экономический журнал. 2001. №5, 99с.
  12. Колчина Н. В. – «Финансы предприятий»: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 447 с.
  13. Яковлева Е. Б. – «Микроэкономика». – М. – СПб.: Поиск, 2001. – 358с.
  14. Конспект лекций по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности», КОЭК, г. Красногорск, 2003/2004 учебный год.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса