Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:32, реферат
Несмотря на достигнутые успехи в развитии предприятий малого и среднего бизнеса, в современной России этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых стран Западной Европы, Америки и Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Введение. 2
1.Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах. 6
1.1 Поддержка малого бизнеса в США 6
1.2 Поддержка малого бизнеса в Японии 8
2. Состояние и проблемы малого предпринимательства 10
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства 15
В экономически
развитых странах число малых
и средних предприятий
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Доля малого бизнеса в общественном производстве России и экономически развитых стран также существенно разнится: от 50-60 % валового внутреннего продукта в развитых странах мира до 10-11% – в России.
Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых в 1995 году составляла: в США – 70%, Япония – 78%, Италия – 73%, Франция – 54%.
Несмотря
на то, что в Российской Федерации
численность персонала малых
предприятиях неуклонно увеличивается
и в настоящее время вместе
с индивидуальными
Понятие среднего
предприятия не формализовано в
российском законодательстве. Никакие
данные об этой группе предприятий
не рассчитываются и не публикуются.
Они могут быть получены только путем
специальных расчетов на основе баз
данных по отдельным предприятиям,
хранящихся в субъектах Российской
Федерации. Число средних предприятий
(например, имеющих не более 500 человек
персонала и не являющихся малыми)
составляет примерно 100 тысяч или 93%
от общего числа крупных и средних
предприятий. Поэтому в ряде случаев
совокупные данные о крупных и
средних предприятиях достаточно точно
характеризуют группу средних предприятий.
Таким образом, идентификация ситуации
и проблем развития среднего бизнеса
невозможна с использованием процедур,
применимых к малому предпринимательству,
что требует выделения этого
вопроса для разработки отдельного
направление государственной
Развитие
малого предпринимательства в
В 1999 году 15,8%
малых и средних предприятий
относилось к строительному сектору.
Почти такое же количество малых
и средних предприятий (15,7%) относятся
к сектору промышленного
Отличительной
особенностью российского малого предпринимательства
продолжает оставаться высокая доля
“теневого” сектора. По разным оценкам
она составляет от 30 до 50% реального
оборота субъектов малого предпринимательства,
при этом значительная часть используемых
“теневыми” предпринимателями ресурсов
оказывается незадействованной
для решения
Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всех уровней. Несмотря на то, что в 2000 году по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации (14,7 миллиардов рублей) на 80% превысили поступления 1999 года.
В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Одна из причин этого – экономические барьеры на пути входа малых предприятий на рынок. Другая – административные барьеры и неуспешные попытки их снижения. Необходимость уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и более равноправно распределить управленческую ответственность среди различных государственных исполнительных органов, была признана специальным Указом Президента Российской Федерации. Но на практике ситуция лишь улучшилась незначительно.
Собственники малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными препятствиями, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.
Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить целый ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого и среднего бизнеса:
несовершенство нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны государства;
отсутствие
действенных финансово-
несовершенство системы налогообложения;
высокий уровень монополизации рынков;
слабая кооперация малого и крупного предпринимательства;
несовершенство государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;
проблемы
кадрового обеспечения и
трудность в
осуществлении инновационных
3.Цель, задачи и принципы государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства
В соответствии с представленной концепцией, целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
повышение экономической
эффективности деятельности малых
предприятий – увеличение доли малого
предпринимательства в
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий – рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий;
стабилизацию
и устойчивость темпов развития малого
предпринимательства как
Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены следующие задачи:
выбор приоритетных (стратегических) направлений развития малого предпринимательства в России и субъектах Российской Федерации;
формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
формирование
системы инфраструктурной поддержки
малого предпринимательства, обеспечивающей
доступность для субъектов
повышение эффективности деятельности органов государственной власти по выполнению следующих функций:
управление и контроль при реализации государственных программ поддержки малого предпринимательства;
координация межотраслевого и межрегионального взаимодействия структур, реализующих меры государственной поддержки малого предпринимательства;
установление диалога и гармонизация деятельности структур, относящихся к различным секторам поддержки малого предпринимательства: государственного (государственные структуры поддержки), рыночного (коммерческие структуры поддержки) и общественного (общественные объединения предпринимателей);
участие в распределении кредитных рисков в рамках механизмов финансового и имущественного обеспечения малого предпринимательства.
Механизмы и меры, реализуемые для решения основных задач государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства, должны базироваться на следующих принципах:
безоговорочное
признание конституционного права
граждан на частную собственность
и свободу экономической
признание малого
предпринимательства сферой экономической
деятельности, где в силу действия
фактора максимизации адаптивности,
самоорганизации и саморазвития
открытая и действенная государственная
поддержка малого предпринимательства
гарантирует быстрый и
меры государственной поддержки малого предпринимательства, осуществляемые на федеральном и региональном уровнях должны удовлетворять условиям системности и комплексности;
создание благоприятной для развития малого предпринимательства среды и гарантии его правовой, судебной и физической защиты должны осуществляться на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса