Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,
2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах,
3. Рассмотреть применение опыта зарубежных стран
В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................2
ГЛАВА 1...............................................................................................................................4
1.1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА..............................................................................4
1.2РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.............................8
1.3 ЧИСЛО МП В РОССИИ ЗА 2010-2011 гг...................................................................11
ГЛАВА 2. ….........................................................................................................................14
2.1 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП В РФ.........................................14
2.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП …...................................17
ГЛАВА 3...............................................................................................................................18
3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН....................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................23
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИКУ2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................2

ГЛАВА 1...............................................................................................................................4

1.1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО  БИЗНЕСА..............................................................................4

1.2РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.............................8

1.3 ЧИСЛО МП В РОССИИ ЗА 2010-2011 гг...................................................................11

ГЛАВА 2. ….........................................................................................................................14

2.1 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП В РФ.........................................14

2.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП …...................................17

ГЛАВА 3...............................................................................................................................18

3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН....................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................23

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам. По сути, малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право.

     В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах  мира, а его развитие во многом зависит  от государственной поддержки, поэтому  изучение вопроса о мерах государств мира в отношении малых предприятий является актуальным.

     Объектом изучения данной курсовой работы являются меры государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, а предметом – изучение сходств и различий влияния государства на развитие малого предпринимательства в разных странах мира.

       Наличие трудов, посвещенных изучению малого бизнеса в России и за рубежом, свидетельствует о том, что проблема достаточно неплохо изучена. Однако, до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов. Наиболее принципиальные вопросы касаются самой сущности малого бизнеса и мер государства  по его  поддержке  в разных  странах мира.

   Именно поэтому, целью исследования является изучение поддержки малого предпринимательства государством. В центре нашего внимания находится анализ таких источников, как Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также мнений и выводов ученых. Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

     1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,

     2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах,

      1. Рассмотреть применение опыта зарубежных стран

       В заключении подводятся итоги проделанной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  

     
    1.   СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
 

    Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

     Малый бизнес в настоящее время –  широко распространённое явление. Малое  предпринимательство – это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях.

     Часто определение малого бизнеса связывают  с критериями, по которым разделяют  малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

     В соответствии с Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

       под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает предельных уровней, представленных в таблице 1 (см. приложение).

     Изучая  численность занятых на предприятии, представленную в таблице 1, можно  сделать вывод о том, что она является оптимальной для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии людей достаточно для ведения малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определённой отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней. [12]

     Средняя численность работников за отчётный период малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правого характера и  по совместительству с учётом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

     В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, не период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

     Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся  к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

     В Российской Федерации к субъектам  малого бизнеса относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

     В Европейском союзе принята такая  классификация малых и средних  предприятий:

     · микропредприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек

     · малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек

     · средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.[3]

     Но  для всех категорий предприятий  товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Достаточно важным критерием  является экономическая независимость  предприятий (не очень большой процент зависимости от внешних собственников).

     Например, в Австрии к малым относят  предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

     Из  выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия с  численностью около 10 человек, но с товарооборотом, превышающим границы товарооборота, требуемого от малых предприятий. Такими предприятиями являются, например, небольшие фирмы оценщиков ювелирных изделий. А значит, при рассмотрении только численности нельзя сделать точный вывод о том, является ли это предприятие малым или нет. [9]

     Малый бизнес можно разделить на несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

     По  формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

     По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

     По  организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

     По  виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

     Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

     Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.  [5]

     Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов. [13]

     Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта  управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.  

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса