Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,
2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах,
3. Рассмотреть применение опыта зарубежных стран
В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................2
ГЛАВА 1...............................................................................................................................4
1.1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА..............................................................................4
1.2РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.............................8
1.3 ЧИСЛО МП В РОССИИ ЗА 2010-2011 гг...................................................................11
ГЛАВА 2. ….........................................................................................................................14
2.1 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП В РФ.........................................14
2.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП …...................................17
ГЛАВА 3...............................................................................................................................18
3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН....................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................23
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИКУ2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)
     
    1.   РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

     В современной экономике малый  бизнес имеет большое значение. Его роль заключается в производстве продукции и услуг, создании рабочих мест (а значит, и в сокращении безработицы и социальной нестабильности), развитии крупного предпринимательства, получении людьми возможности организациисвоего дела.

     Мировая практика свидетельствует, что:

     Во-первых, деятельность малого предпринимательства  напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики  страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

     Во-вторых, в условиях усиления конкуренции  на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

     В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В  Японии в этом секторе экономики  работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза – более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Доля МП в ВВП в России  20-25%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан. [10]

     Роль  малых предприятий в экономике  довольно велика, и эта тенденция  не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с одной стороны, наличие крупных предприятий (поскольку требуются большие капиталовложения), а с другой стороны, это ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и ведет к увеличению социальной напряженности.

     В то же время развитие технологий, науки  и техники вызывает необходимость постоянного качественного изменения спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

     Но  самая важная роль малых предприятий  заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают  условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

     Малым бизнесом необязательно должно являться целое предприятие, им является и  небольшая торговая точка, при организации  которой не требуется образования  юридического лица.

     Таким образом, малый бизнес даёт многим людям  возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.

     Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%. Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

     Из  этого всего можно сделать  вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и  важнейшим фактором занятости и  источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство – жизненно важный фактор экономики. 

     1.3 ЧИСЛО МП В РОССИИ ЗА 2010-2011 гг 

        Количество зарегистрированных малых предприятий (МП) в России за год уменьшилось на 3,6%, среднесписочная численность занятых на МП снизилась на 2,9%, а доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых сократилась на 0,14 п.п. При этом в региональном разрезе итоги года достаточно позитивны: количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось в 45 регионах, увеличение среднесписочной численности занятых на МП отмечено в 36 регионах. Такие данные представлены в докладе Национального института системных исследований (НИСИПП), подготовленном на основе  ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации.

         На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.

        Рост количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в трех федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4,0% или 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5% или 3,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,9% или 1,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).

        В остальных федеральных округах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 17,0% или на 26,6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,5% или 12,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).

        В Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3%, в Сибирском федеральном округе – на 2,2%, в Северо-Западном федеральном округе – на 0,2%.

        На 1 января 2011 г. по сравнению с 1 января 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 45 регионах.

        Наиболее значительный рост показателя отмечен в Чукотском АО (на 119,1 ед.), а также в Рязанской (на 47,3 ед.), Владимирской (на 33,9 ед.), Ленинградской (на 29,9 ед.), Ульяновской (на 29,1 ед.) и Магаданской (на 23,7 ед.) областях, Республике Мордовия (на 21,6 ед.), Тверской (на 21,4 ед.) и Курганской (на 20,4 ед.) областях.

        Заметно количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Самарской области (на 19,9 ед.), Хабаровском крае (на 18,9 ед.), Тюменской (на 17,4 ед.) и Псковской (на 15,6 ед.) областях, Иркутской области (на 14,3 ед.), Республике Татарстан (на 13,6 ед.), Ханты-Мансийском АО (на 13,5 ед.), Новгородской области (на 13,4 ед.), Камчатском крае (на 12,8 ед.), Сахалинской области (на 12,4 ед.).

        В 38 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Наибольшее сокращение показателя зафиксировано в Ненецком АО (на 115,0 ед.).

        Среднее сокращение показателя (от 30 до 100 ед.) характерно для Волгоградской (на 79,2 ед.) Мурманской (на 66,0 ед.), Московской (на 53,7 ед.), Калининградской (на 41,9 ед.) областей, а также Красноярского края (на 32,0 ед.).

        По итогам 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 2,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0%.

        Количество занятых на малых предприятиях выросло в трех федеральных округах, в том числе в Северо-Западном федеральном округе (на 3,0%), Уральском федеральном округе (на 1,4%) и Дальневосточном федеральном округе (на 1,2%). При этом доля работников МП в общей среднесписочной численности занятых в рассматриваемых округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно.

        В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Южном федеральном округе (на 11,8%).

        В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 6,7%, в Центральном федеральном округе – на 5,6%, в Сибирском федеральном округе – на 1,4 %, в Приволжском федеральном округе – на 1,1%.

        В 2010 году среднесписочная численность занятых на МП выросла в 36 регионах.

        Лидером по темпам роста числа занятых на малых предприятиях является Ленинградская область (показатель вырос на 36,3%).

        Среднее увеличение показателя (10-30%) зафиксировано в Костромской (на 22,7%), Владимирской (на 18,3%), Вологодской (на 14,1%), Липецкой (на 11,7%), Саратовской (на 10,9%) и Омской (на 10,4%) областях.

        Рост численности занятых на МП в пределах от 5% до 10% процентов отмечен в Чувашской Республике (на 9,2%), Ульяновской области (на 9,1%), Республике Северная Осетия-Алания (на 8,9%), Ямало-Ненецком АО (на 8,6%), Магаданской (на 8,2%), Рязанской (на 8,0%) и Калининградской (на 7,8%) областях, Кабардино-Балкарской Республике (на 7,2%), Свердловской (на 6,4%) и Псковской (на 5,8%) областях, Ханты-Мансийском АО (на 5,2%) и Воронежской области (на 5,1%).

        Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Волгоградской области (на 34,5%).

        Среднее сокращение показателя (10-30%) отмечено в Чеченской Республике (на 27,6%), Чукотском АО (на 25,7%), Московской области (на 23,3%), Республике Мордовия (на 19,5%), Ивановской области (на 18,6%), Республике Хакасия (на 12,2%), Белгородской области (на 11,5%), Пермском крае (на 10,7%), Курской области (на 10,6%) и Ставропольском крае (на 10,4%).

        Снижение количества занятых на МП в интервале от 5% до 10% произошло в Удмуртской Республике (на 9,2%), Ростовской области (на 8,3%), Республике Саха (Якутия) (на 7,8%), Брянской (на 7,6%), Амурской (на 7,1%), Оренбургской (на 7,0%) и Астраханской (на 6,8%) областях, Республике Марий Эл (на 6,8%) и Республике Алтай (на 6,8%), Пензенской (на 5,7%), Челябинской (на 5,5%) и Томской (на 5,1%) областях. [ИА «Альянс Медиа»] 
 

     ГЛАВА 2.

     2.1 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МП В  РФ 

       Государство и субъекты Федерации осуществляют поддержку малого предпринимательства, применяя при этом следующие меры.

     Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют  в реализации мер по поддержке  малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания необходимо применять множество различных мер.

  Первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие.

     - Принято решение об увеличении  объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей).

     - Принято решение о корректировке  параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты  должны выдаваться сроком не  менее чем на один год и под процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентных пункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под 10,5–10,7% годовых.

     - Дополнительно РосБР начал разрабатывать  модели финансирования деловых  центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки.

     - Принято решение о внедрении  программы рефинансирования кредитных  портфелей банков-партнеров. Суть  данного способа кредитования  состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. [13]

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса