Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Рассмотреть понятие «малый бизнес», его роль и проблемы в современной экономике,
2. Сравнить меры государственной поддержки малого предпринимательства в России и зарубежных странах,
3. Рассмотреть применение опыта зарубежных стран
В заключении подводятся итоги проделанной работы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................2
ГЛАВА 1...............................................................................................................................4
1.1 СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА..............................................................................4
1.2РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ.............................8
1.3 ЧИСЛО МП В РОССИИ ЗА 2010-2011 гг...................................................................11
ГЛАВА 2. ….........................................................................................................................14
2.1 МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП В РФ.........................................14
2.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МП …...................................17
ГЛАВА 3...............................................................................................................................18
3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН....................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................23
ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИКУ2.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     - Утверждено дополнительное финансирование  региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уже выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели.

     В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

     - Внесены Госдумой РФ изменения  в ст. 346.12 и 346.13 части второй  Налогового кодекса РФ, направленные  на повышение доступности применения  упрощенной системы налогообложения  (УСН) для малого бизнеса. Это  реализовано за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23,07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей).

     - В конце июня во втором и  третьем чтениях принят Федеральный  закон «О внесении изменения  в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.).  [1].

  • В целях пресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок [13].
 
 
 
 
 
 
 

2.2 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ МП 

             К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

     Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с  бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

     Субъекты  Федерации при этом имеют право  самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса  на своей территории с учетом местных  особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов. [2]

     Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

     Регулярно разрабатываются и принимаются  федеральные и региональные программы  поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы - в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства. [1] 
 

     ГЛАВА 3.

     3.1 ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 

       В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.

     Зарубежный  опыт позволяет выделить следующие  наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

     – институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

     – соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;

     – дифференциацию налогообложения с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

     – промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

     – отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса. [8]

     Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

     – функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

     – особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;

     – особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

     – специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);

     – специальные квоты для малого предпринимательства при распределении государственных заказов, в том числе военных и космических заказов крупным корпорациям;

     – уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных фирм в университетах, при крупных корпорациях и государственных научно-исследовательских институтах;

     – финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.

     Анализ  опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

     – предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

     – создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

     – компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

     – создание параллельно со службой занятости сети трехсторонних органов из представителей профсоюзов, работодателей и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

     – уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

     – стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

     – выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное производство комплектующих изделий). [11] 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В данной курсовой работе было изучено понятие малого предпринимательства, его роль в современной экономике, проблемы, связанные с развитием малого бизнеса, в российской экономике, меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах, а также состояние малого предпринимательства в Ярославской области. В заключение можно сделать следующие выводы.

     Развитие  малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу.

     В наше время малый бизнес призван  не только стать важнейшей базой  структурной перестройки экономики  с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.

     Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический  эффект, уменьшая расходы государства  на трудоустройство граждан, поддержание  социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

     Эта поддержка должна осуществляться как  на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.

     Малый бизнес имеет очень большую роль в современной экономике, но для  его развития требуется поддержка  со стороны государства, то есть без  дополнительного финансирования, резервирования определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд и многих других факторов влияния государства на малое предпринимательство, оно не сможет успешно развиваться, а значит, будет сокращаться число малых предприятий, а в связи с этим и число связанных с малым предпринимательством крупных предприятий, что будет отрицательно сказываться на экономике государства.

     Таким образом, для экономики любой  страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Гарант – [Электронный ресурс] (http://www.garant.ru/news/17427/).

2. Глисин, Ф.В. Малые предприятия в условиях кризиса / Ф.В. Глисин // Экономист. – 2009. – N 7. – С. 28-42

3. Гражданкина, Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. – М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. – 141 с.

4. Как кризис «кушал» малый бизнес. – «Экономика и жизнь» №40 (9306) /Рубрики: Экономика, Статистика /Автор: Игорь Скляров- [Электронный ресурс] – http://www.eg-online.v.qsoft.ru/article/79655/

5. Крутик, А.Б. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов // А.Б. Крутик – М.: Академия, 2008. – 320 с.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса