Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства
1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
1.3 Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России
Глава 2. Анализ формы государственно поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
2.1 Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края
2.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края
2.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
Глава 3. Стратегические направления развития малого предпринимательства в Алтайском крае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства
1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.2 Основные проблемы и
факторы, сдерживающие
1.3 Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России
Глава 2. Анализ формы государственно поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
2.1 Роль малого и среднего
предпринимательства в
2.2 Оказание финансово-кредитной
поддержки субъектам малого и
среднего предпринимательства
2.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
Глава 3. Стратегические направления развития малого предпринимательства в Алтайском крае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в
экономике России ключевым источником
роста эффективности
Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса
являются гибкой и динамичной формой
реализации предпринимательской
Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии в которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило. На год-два.
Актуальность курсовой работы
обусловлена тем, что формирование
и развитие малого предпринимательства
является основным условием становления
конкурентной рыночной среды, от чего
зависит эффективность
Цель данной работы –
на основе изучения теоретических аспектов
государственной поддержки
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
Согласно поставленной цели,
можно сформулировать следующие
задачи, которые необходимо решить
в ходе данной работы – в главе
первой изучить теоретические аспекты
и нормативную базу проблемы государственного
регулирования и поддержки
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание
Малое предпринимательство
— это совокупность независимых
мелких и средних предприятий, выступающих
как экономические субъекты рынка.
Эти предприятия не входят в состав
монополистических объединений
и занимают по отношению к ним
в хозяйственном отношении
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой
тенденцией научно-технического прогресса
является концентрация производства.
Именно крупные фирмы располагают
большими материальными, финансовыми,
трудовыми ресурсами, квалифицированными
кадрами. Они способны вести крупномасштабные
научно-технические разработки, которые
и определяют важнейшие технологические
сдвиги. С другой стороны, в последнее
время выявился небывалый рост малого
и среднего предпринимательства, особенно
в сферах, где пока не требуется
значительных капиталов, больших объемов
оборудования и кооперации множества
работников. Малых и средних предприятий
особенно много в наукоемких видах
производства, а также в отраслях,
связанных с производством
Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Развитие мелкого и
среднего производства создает благоприятные
условия для оздоровления экономики,
поскольку развивается
Вместе с тем малому предпринимательству присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях [2].
Признаки являющиеся общепризнанными при качественной характеристике малого предпринимательства:
Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.
Но во всех развитых странах
первым критерием отнесения
В соответствии с Федеральным
законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации», в нашей
стране статус малого предприятия могут
получить те организации, деятельность
которых соответствует
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Упомянутый выше закон
является основополагающим нормативным
актом, в котором даны основные направления
государственной поддержки
1.2 Основные проблемы и
факторы, сдерживающие
предпринимательства в России
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
Из этого вытекает причина,
сдерживающая развитие производственного
предпринимательства – снижение
покупательского спроса и свертывание
внутреннего потребительского рынка.
Для каждого общественного
Еще одно обстоятельство отрицательно
влияет на покупательную способность
населения, а, следовательно, и на развитие
малого предпринимательства, − рост
потребительских цен; он опережает
повышение оплаты труда. В этих условиях
спрос акцентируется
Таким образом, сдерживающим
фактором развития промышленного
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения.
Совершенно очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
1.3 Основные положения
программы государственной
малого и среднего предпринимательства в России
Цель программы - создание
благоприятных условий для
Задачи программы - преодоление административных барьеров, максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства, ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создание региональных центров поддержки предпринимательства, развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий, укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.
Основные направления - формирование
инфраструктуры поддержки и развития
малого предпринимательства: производственная
и финансовая инфраструктура; обучение
менеджеров, предпринимателей, государственных
служащих; методическое и научно-аналитическое
обеспечение; работа со средствами массовой
информации; интеграция в рамках СНГ
и международное
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса