Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
Объект исследования в курсовой работе – малое предпринимательство Алтайского края; предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства
1.1 Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
1.3 Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России
Глава 2. Анализ формы государственно поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
2.1 Роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Алтайского края
2.2 Оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Алтайского края
2.3 Программы поддержки малого бизнеса в Алтайском крае
Глава 3. Стратегические направления развития малого предпринимательства в Алтайском крае
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Малый бизнес 2.docx

— 166.48 Кб (Скачать)

В программу включены подпрограммы: привлечение военнослужащих, увольняемых  в запас, и членов их семей в  малое предпринимательство; поддержка  малого предпринимательства в области  жилищно-коммунального хозяйства; поддержка  малого предпринимательства в сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства при  реструктуризации и банкротстве  крупных предприятий.

Система программных мероприятий  и ресурсное обеспечение программы.

В программе выделены четыре следующих основных раздела мероприятий:

  • нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;
  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;
  • интеграция в рамках СНГ и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками СНГ, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;
  • выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Проектом федерального бюджета  на 2011 год предусматривается направить  в 2011 году в виде субсидий регионам на реализацию мер по поддержке малых  компаний 20,8 млрд.рублей. Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2010 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд.рублей в виде субсидий. [5]

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы  для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2011 год поддержки малых  и средних предприятий.

При реализации программы 2011 выделяются 2 основных блока мероприятий.

В рамках первого предусмотрены  расходы на создание капитальных  объектов – строительство бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, приобретение оборудования для центров кластерного развития, центров сертификации, центров прототипирования. На это направление предусматривается выделение 4,8млрд.рублей.

Второй блок – прямые субсидии малым компаниям и формирование финансовой инфраструктуры поддержки  предпринимательства.

В качестве приоритетных направлений  будет рассматриваться грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование широкого спектра расходов действующих инновационных компаний, поддержка экспорта продукции, поддержка модернизации, субсидирование расходов на лизинг оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный  комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Ход выполнения программы  ежеквартально рассматривается  на расширенных заседаниях коллегии Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и экспертного  совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Реализация мероприятий  программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных  договоров. Предусматривается долевое  финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки  малого предпринимательства при  условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и обеспечения  финансовыми средствами из региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а  также общественных объединений  предпринимателей по выполнению мероприятий  программы осуществляется Государственным  комитетом Российской Федерации  по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия  средств, выделенных на реализацию программы.

Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО БИЗНЕСА В

АЛТАЙСКОМ КРАЕ

2.1 Роль малого и среднего  предпринимательства в социально-

экономическом развитии Алтайского края

По данным Минэкономразвития  России удельный вес малого и среднего предпринимательства Алтайского края в общероссийском объеме составляет 1,75%, что позволяет занимать 17 место  среди всех субъектов Российской Федерации.

По данным территориального органа Федеральной службы Государственной  статистики по Алтайскому краю на начало текущего года количество субъектов  малого и среднего предпринимательства  в крае составило 101796 единиц, из них  – 368 средние предприятия, 27628 – малые  предприятия, 73800 – индивидуальные предприниматели. Учитывая, что на начало года на территории края было зарегистрировано 129648 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 78,5% из них относятся  к субъектам малого и среднего бизнеса.

Рис.1. Структура малого и  среднего предпринимательства на начало 2010 года

Рис. 2. Структура малого и  среднего предпринимательства по отраслям в 2009 году

Оборот малых предприятий  в 2009 году составил 143664,8 млн. руб. или 168% к уровню 2005 года. При общем снижении оборота по малым предприятиям в 2009 году относительно 2008 года, наблюдается  рост данного показателя в расчете  на одно предприятие. Так, в 2008 году оборот одного малого предприятия в среднем  составлял 27 млн. руб., в 2009 году его  размер увеличился на 7,4% и составил 29 млн.руб. Также выручка от реализации продукции, работ и услуг в расчете на 1 малое предприятие составляет по итогам 2008 года порядка 27 млн.руб., по итогам 2009 – 29 млн. рублей.

Сумма инвестиций в основной капитал в расчете на одно малое  предприятие в 2009 году составила 947 тыс. руб., что на 69% выше, чем в 2008 году.

По данным управления федеральной  налоговой службы России по Алтайскому краю поступления налогов от субъектов  малого и среднего предпринимательства  в бюджеты различных уровней  составили в 2009 году 43,8% от общего объема поступлений, на 1003 млн.руб. больше чем по итогам 2008 года.

Рис.3. Структура оборота  малых предприятий по отраслям

В территориальный бюджет края от данной категории плательщиков по итогам прошлого года поступило 8554 млн. руб. (34,5% от поступлений в территориальный  бюджет) на 1334 млн. руб. больше, чем в 2008 году. Всего субъекты малого и  среднего предпринимательства Алтайского края перечислили в бюджеты различных  уровней в 2009 году 14978 млн. руб., 109,5% к  уровню 2008 года. Положительная динамика поступлений от малого и среднего бизнеса свидетельствует о жизнеспособности и экономической стабильности данной категории хозяйствующих субъектов.

Сохранение динамики роста  сферы малого и среднего предпринимательства, создание условий и стимулов для  реализации экономических инициатив  граждан является важной стратегической задачей Администрации Алтайского края в новых экономических условиях. Сегодня в секторе малого и  среднего бизнеса более трети  всего экономически активного населения  региона. 27628 малых и микропредприятий по данным Алтайкрайстата по итогам 2009 года. 72440 индивидуальных предпринимателей зарегистрировано по данным Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю по состоянию на 1 января 2010 года. [6]

Данные о количестве малых  предприятий в Алтайском крае по видам экономической деятельности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Количество малых  предприятий по видам экономической  деятельности за 2005-2009 годы.

Наименование Год

вида эконом. деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

Сельское хозяйство

801

1000

1009

645

1797

Рыболовство

11

9

19

21

32

Добыча полезных ископаемых

33

32

27

54

57

Обрабатывающее производство

1904

1880

2065

2679

3475

Производство и распределение  электроэнергии, воды и газа

37

54

68

151

255

Строительство

1183

1118

1349

2084

2515

Оптовая и розничная торговля

6969

7026

7924

9750

12204

Гостиницы и рестораны

188

199

394

479

633

Транспорт и связь

526

519

617

1127

1362

Финансовая деятельность

111

133

171

400

354

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1477

1542

2104

3553

4235

Образование

33

39

51

92

120

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

136

135

150

296

339

Всего

134091

13686

15948

21331

27378


Тенденции распределения  субъектов малого и среднего предпринимательства  по видам экономической деятельности за последние годы демонстрируют  рост количества хозяйствующих субъектов, занятых сельском хозяйстве (почти  в 3 раза по отношению к 2008 году), в  обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, воды и газа на 21%, в строительстве  на 21%.

Развитие малого и среднего предпринимательства в реальном секторе экономики способствует обеспечению динамичного роста  и качественно нового уровня конкурентоспособности  аграрного и промышленного комплексов края.

Рис.4. Количество малых предприятий  по видам экономической деятельности за 2005-2009 годы.

Актуальной для предпринимательства  края является задача по вхождению  в новые сегменты рынка, открывающиеся  с реализацией крупных региональных инвестиционных проектов. В этой связи, принятие управленческих решений для ее выполнения, включая освоение смежных видов экономической деятельности, модернизацию производств, использование инновационных разработок, может выступать существенным фактором для саморазвития предприятий малого и среднего бизнеса в ближайшие 10 - 20 лет.

2.2 Оказание финансово-кредитной  поддержки субъектам малого и 

среднего предпринимательства  Алтайского края

Одним из важнейших рычагов  развития частного предпринимательства  является кредитование малого бизнеса. В настоящее время многие банки  расширяют количество кредитных  программ для частного бизнеса, увеличивая, таким образом, объемы кредитования малого. По данным Центрального банка  РФ по Алтайскому краю в регионе  зарегистрировано 7 действующих кредитных  организаций и 344 филиала и дополнительных офиса. С начала 2010 года общая сумма  кредитов предоставленных предприятиям, организациям увеличилась на 7063 млн.руб. и составила в июле текущего года порядка 88 млрд.руб. Кредиты предоставленные индивидуальным предпринимателям составляют 7 млрд.руб., на 787 млн.руб. больше чем на начало года. Всего по данным Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю размер заемных средств по итогам первого полугодия текущего года, привлеченных субъектами малого и среднего предпринимательства, в кредитных организациях Алтайского края составил 8 132 млн. руб. или 158,6% к аналогичному уровню прошлого года. В структуре выданных кредитов удельный вес предпринимательства составляет 73%, в первом полугодии 2009 года чуть более 60% от объема кредитования.

Таблица 2. Участие Алтайского края в Федеральных конкурсах, направленных на развитие и поддержку малого и  среднего бизнеса за 2009г. (млн.руб.)

Показатель

Федеральный бюджет

Краевой бюджет

Поддержка начинающих субъектов  малого предпринимательства путем  предоставления гранта на открытие собственного бизнеса

20

5

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства  с использованием средств фонда  микрозаймов

60

15

Субсидирование части  банковской процентной ставки по кредитам

28

7

Развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства  с использованием средств гарантийного фонда 

320

40,527

Обеспечение деятельности краевого государственного учреждения «Алтайский бизнес-инкубатор»

2

0,5

Итого привлеченные средства из федерального бюджета

430

68,027


На оказание финансово-кредитной  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства края в 2009 году было направлено более 530 млн. руб. из средств краевого и федерального бюджетов.

Порядка 3 млрд.руб. было привлечено благодаря ресурсам государственной поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства в 2009 году.

В дальнейшем, исходя из основных стратегических направлений «Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края», необходимо развитие малого и среднего предпринимательства  в сферах аграрного и промышленного  комплексов, в осуществлении туристической  деятельности.

Применение инновационных  технологий в развитии бизнеса позволит повысить уровень экономики края в целом, а также принимать  участие представителям предпринимательских  структур при формировании региональных центров инновационного развития и  территориальных кластеров, создать  процедуру сопровождения проектов при движении научной разработки по цепочке: от идеи до серийного выпуска, продвижения инновационных технологий и продукции на рынок, обеспечить подготовку квалифицированных специалистов в области управления инновациями.

Динамичный рост кредитования в сфере предпринимательства  связан с позитивными процессами в финансовом секторе, происходящими  как в стране, так и в крае, улучшения деловой активности, а  также эффективности мер принимаемых  на федеральном и региональном уровне по созданию благоприятных условий  развития этого сектора экономики. В крае созданы инфраструктурные объекты способствующие развитию системы  кредитования субъектов предпринимательской  деятельности – Алтайский фонд микрозаймов и Алтайский гарантийный фонд.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса