Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
– осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1. Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
2.2. Практика применения УСН в ООО «Арт Медия»
2.3. Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1. Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2. Предложения по совершенствованию федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3. Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

11Гос. Потдержка малого бизнеса.doc

— 570.00 Кб (Скачать)


50

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Камский  Государственный  Политехнический  Институт

 

 

 

Кафедра Финансы и кредит

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансы»

 

на тему: «Государственная финансовая поддержка малого бизнеса»

 

 

 

 

Выполнил студент   _____________Федоров Д.В

(подпись)

Группа                                          4249-в

 

Специальность                            060400

 

Проверил:                                          д.ф.н., профессор

                                                        кафедры ФиК

 

                                              _______________ Хайруллин А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2005 г.

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Малый бизнес и его государственное  регулирование

1.1. Понятие малого бизнеса, его статистика

1.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса

Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства

2.1. Краткая характеристика объекта исследования             

2.2. Практика применения УСН в ООО «Арт Медия»

2.3. Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством

Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса  и возможные пути их решения

3.1. Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов  интервью

3.2. Предложения по совершенствованию федерального закона  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в оценках опрошенных субъектов малого  предпринимательства и экспертов

3.3. Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

Приложение



50

 

Введение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса  работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность темы настоящей курсовой работы, называемой “Государственная финансовая поддержка малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

 

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:

–               привести критерии малого бизнеса в российской экономике;

–               рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

–               практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;

–               осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяется 3 главы. В первой главе приводятся основные критерии малого бизнеса в российской экономике и основные направления его поддержки со стороны государства. Отдельно приводятся виды налогообложения малого предпринимательства. Во второй главе делаются практические расчеты налогов, уплачиваемые конкретным субъектом малого предпринимательства за 2002-2003 годы. Данный период был взят в связи с тем, что в 2003 году изменилось законодательство, регламентирующее налогообложение малого бизнеса. В ней также дается сравнительный анализ существующей системы налогообложения малого бизнеса с ранее действовавшим законодательством. В третьей главе анализируются проблемы малого бизнеса и даются предложения по совершенствованию действующего законодательства по государственной поддержке малых предприятий.

Объект исследования в работе – ООО «Арт Медия», предмет исследования – механизм государственной поддержки малого бизнеса в России.

При написании работы применялись монографический и аналитический методы исследования.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Герчикова И.Н., Иоффе А., Орлов А.В., Пархачева М.А., Паперная И. и др.), а также периодические и электронные источники.



50

 

Глава 1. Малый бизнес и его государственное
регулирование

1.1. Понятие малого бизнеса, его статистика

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [22, с.127].

Для малого и среднего предприятия ха­рактерно:

–               юридическая независимость;

–               управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

–               небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

–               численность персонала.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

–               высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

–               высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

–               дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях [13, с.98].

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

–               увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

–               рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

–               селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

–               создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

–               трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

–               подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

–               разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

–               косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

–               ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

–               мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

–               снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи  на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

–               улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

–               более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

–               зависимость от крупных компаний;

–               недостатки в управлении собственным делом;

–               слабая компетентность руководителей;

–               повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

–               трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

–               неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса