Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
– осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1. Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
2.2. Практика применения УСН в ООО «Арт Медия»
2.3. Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1. Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2. Предложения по совершенствованию федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3. Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Итак, необходимость внесения изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», как показало данное исследование, не вызывает никаких сомнений.
В начале исследования были подготовлены стратегические варианты поправок в законодательство о господдержке малого предпринимательства, которые были предоставлены на рассмотрение субъектам малого предпринимательства и представителям органов власти и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Распределение ответов предпринимателей представлено в табл. 2.
Респонденты практически единодушно поддерживают закрепление в законодательстве нормы о неухудшении налогового режима для субъектов малого предпринимательства в случае неблагоприятных изменений законодательства. Данное положение уже содержалось в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства», но было отменено с 1 января 2005 года [4].
Второе место занимает предложение о введении ответственности должностных лиц за препятствование созданию и развитию субъектов малого предпринимательства. При этом 50% из тех, кто поддерживает данное решение, сталкивались с проблемами при регистрации предприятий. Кроме того, 64% респондентов, поддержавших данное предложение, сталкивались с проблемами коррупции в органах власти. Таким образом, можно отметить, что соответствующие предложения нашло поддержку в предпринимательской среде на основании реальных проблем.
Таблица 2
Оценка опрошенными субъектами малого предпринимательства
предложений по совершенствованию законодательства «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»
Содержание предложения | Оценка опрошенными субъектами малого предпринимательства предложений по изменению Закона (в % от числа опрошенных) | ||
поддерживаю | не поддерживаю | затрудняюсь ответить | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Закрепить гарантии неухудшения налогового режима для субъектов малого предпринимательства в случае неблагоприятных изменений налогового законодательства | 87,0 | 2,3 | 10,7 |
Ввести ответственность должностных лиц за препятствование созданию и развитию субъектов малого предпринимательства | 84,3 | 2,8 | 12,9 |
Установить четкий порядок предоставления льготных кредитов за счет бюджетных средств | 80,0 | 7,2 | 12,9 |
Определить перечень органов, допущенных к осуществлению функций государственного контроля | 79,0 | 5,5 | 15,5 |
Установить, что органы, финансируемые из госбюджета, должны осуществлять все необходимые процедуры бесплатно | 77,5 | 4,7 | 17,8 |
Выделять в бюджетах определенной доли бюджетной средств на цели поддержки малого предпринимательства | 77,5 | 6,3 | 16,2 |
Продолжение табл.2
1 | 2 | 3 | 4 |
Дифференцировать размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних | 77,0 | 5,7 | 17,3 |
Создать реестры свободных помещений для целевой передачи их в пользование субъектам малого бизнеса | 76,3 | 6,7 | 17 |
Установить порядок предоставления субъектам малого предпринимательства основных фондов | 73,2 | 7,7 | 19,1 |
Создать механизм гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в реализации госзаказов | 69,9 | 5,7 | 24,4 |
Ввести мораторий на проверки в первые 3 года деятельности вновь образованного субъекта малого предпринимательства | 69,7 | 12,2 | 18,2 |
Выделить среди субъектов малого предпринимательства микропредприятия и предусмотреть для них особые формы поддержки | 48,0 | 26,0 | 26 |
Передать основные полномочия по поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровни власти | 46,8 | 24,9 | 28,3 |
Ввести понятия «ремесленничество», «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие» | 22,9 | 31,8 | 45,2 |
На третьем месте находится предложение о введении четкого порядка предоставления льготных кредитов за счет бюджетных средств. Около 90% респондентов, поддержавших указанное предложение, имели нехватку собственных финансовых средств на развитие и испытывали трудности с получением льготных кредитов.
Следующим по числу поддержавших респондентов является предложение об определении перечня государственных органов, осуществляющих функции контроля, что в принципе характерно для субъектов малого предпринимательства и не требует отдельного подтверждения.
Наименее востребованными предложениями оказались те, которые в настоящее время напрямую не касаются малых предпринимателей. Так, менее 50% респондентов поддержали следующие предложения:
– выделить среди субъектов малого предпринимательства «микропредприятия» и предусмотреть для них особые формы поддержки;
– передать основные полномочия по поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный (областной) и местный (муниципальной) уровни власти;
– ввести понятия «ремесленничество», «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие».
Опрошенные представители органов власти и организаций инфрастуктуры поддержки в целом расставили такие же приоритеты в предложенных изменениях законодательства, что и субъекты малого предпринимательства (табл. 3).
Сопоставление двух последних таблиц еще раз подтверждает, что взгляды экспертов и субъектов малого предпринимательства на данную проблему в целом совпадают.
Некоторые эксперты предложили свои поправки в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»:
Таблица 3
Оценка опрошенными экспертами предложений по совершенствованию законодательства «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
Содержание предложения | Поддержка экспертами (в процентах от опрошенных) |
1 | 2 |
Определить исчерпывающий перечень федеральных и местных органов исполнительной власти и управления, осуществляющих контрольные функции, сроков, периодичности и последовательности проверок разными органами | 92 |
Установить четкий порядок предоставления льготных кредитов за счет бюджетных средств | 88 |
Установить порядок предоставления субъектам МБ основных фондов, включая нежилые помещения | 88 |
Ввести ответственность должностных лиц за препятствование деятельности, связанной с созданием и развитием субъектов малого предпринимательства | 84 |
Органы, финансируемые из госбюджета, должны осуществлять все процедуры бесплатно, в том числе для целей лицензирования, выдачи разрешений | 82 |
Предусмотреть создание реестра свободных помещений для целевой передачи их в пользование субъектам МБ | 80 |
Предусмотреть выделение отдельной строкой в бюджете определенной доли бюджетной массы на цели поддержки малого предпринимательства при формировании бюджетов всех уровней | 78 |
Продолжение табл.3
1 | 2 |
Создать механизм гарантированного участия субъектов малого предпринимательства | 75 |
Дифференцировать размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления вилок штрафов | 73 |
Разделить полномочия по регулированию деятельности и поддержке малых предприятий между федеральной, региональной и местной властями | 62 |
Ввести мораторий на проверки контрольных органов на первые | 55 |
Выделить среди субъектов малого предпринимательства микропредприятия и предусмотреть для них особый статус | 49 |
Ввести понятия «ремесленничество», «ремесленная деятельность», «ремесленное предприятие» | 28 |
– введение баз данных инвестиционных предложений и разработку инвестиционных проектов для организации и расширения предпринимательской деятельности;
– введение единого законодательного определения как для всей группы малых и средних предприятий, так и входящих в нее отдельных групп;
– введение льгот для отдельных категорий предпринимателей и инфраструктуры поддержки малого бизнеса по различным налогам в части, зачисляемой в областной бюджет;
– для малых предприятий на некоторое время отменить налоги;
– гарантировать стабильность налогообложения на 5 лет;
– оговорить предоставление администрациями городов и районов гарантий субъектам малого предпринимательства для облегчения доступа начинающих предпринимателей к банковским кредитам и лизинговым ресурсам;
– при разработке региональных и федеральных программ экономического развития отраслей и территорий предусматривать мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса;
– разработать механизм предоставления льгот банкам, страховым и лизинговым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства;
– создание рамочного закона о развитии малого бизнеса;
– формирование и реализация программ лизинга малых предприятий.
Эксперты подчеркивают важность проблемы развития малого предпринимательства для государства: 86% респондентов считают необходимым выделить государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в отдельное направление государственной политики и предусмотреть для этого отдельный специальный закон, в котором бы содержались нормы о государственной поддержке (рис.5).
Большинство опрошенных субъектов малого предпринимательства (66%) также придерживаются такой же позиции. Причем доля тех, кто хорошо знаком с содержанием Закона, т.е. тех, кто может обоснованно говорить о необходимости сохранения специального регулирования государственной поддержки малого предпринимательства, практически такая же (67%).
Отдельно следует остановиться на выборе оптимальной для малого бизнеса системы банковского кредитования, которая является очень острой для малого бизнеса.
Рис. 5. Мнение опрошенных субъектов предпринимательства по
вопросу, где должны содержаться нормы, регулирующие государственную поддержку малого предпринимательства
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса