Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:53, контрольная работа
Цель данной работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
Введение.
1. Недооценка роли малых предприятий в государственной политике 4
2. Необходимость совершенствования правового регулирования малых предприятий и их государственной поддержки 10
3. Дальнейшее развитие государственной политики в области малых предприятий 15
Заключение.
Список литературы .
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. Недооценка роли малых предприятий в государственной политике 4
2.
Необходимость
3. Дальнейшее развитие государственной политики в области малых предприятий 15
Заключение.
Список
литературы .
Малое предпринимательство - неотъемлемый
элемент современной рыночной
системы хозяйствования, без которого
экономика и общество в целом
не могут эффективно
Мировой опыт свидетельствует,
что малое предпринимательство
в цивилизованных формах
Так малые предприятия представляют возможность реализовывать творческие способности, предприимчивость, инициативу, создавать конкурентную среду.
Актуальность
темы данного исследования
Цель данной
работы: исследовать особенности
финансовой политики государства в
сфере поддержки малого бизнеса
и ее эффективность.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
В
России преобладает чисто прикладной
фискальный подход к определению
целей и задач государственной
политики в отношении
Следует отметить, что в российской действительности сама необходимость государственной поддержки малых предприятий отнюдь не является аксиомой, и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и выбора стратегических приоритетов. По крайней мере, в целом ряде теоретических концепций и политических движений поддержка государством малого предпринимательства, равно как и других секторов экономики, рассматривается как, безусловно, вредное явление, поскольку якобы нарушает естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночной саморегуляции. В частности, на начальном этапе российских рыночных реформ их осуществление проходило как бы без учета интересов основного субъекта рыночного хозяйства - частного предпринимателя.
В
последнее время явно прослеживается
другая опасная тенденция. Экономическая
политика продолжает ориентироваться
на поддержку крупных
Об
этом свидетельствует явное
Если бы те средства, которые паразитически изымаются из оборота малых предприятий крупными предприятиями в виде платы за эффективное использование их собственности (даром доставшейся в результате приватизации), направлялись на развитие самого МП, признаки вырождения последнего были бы не так существенны.
Такое
же неравноправие проявляется и
при распределении
Располагая
значительными материальными и
финансовыми активами, крупные предприятия
имеют более благоприятные
Именно малые предприятия в наибольшей степени страдают от финансовой недисциплинированности и неплатежеспособности крупных предприятий-партнеров, оказываясь последними при оплате долгов (в том числе и государственных).
Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую "поддержку отраслей народного хозяйства". Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче "пробить" выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.
В России, отличительной особенностью которой все еще является высокомонополизированная структура экономики, малые предприятия пока занимают скромное место. В настоящее время, по данным Госкомстата, общее количество действующих субъектов малых предприятий не превышает 900 тыс., а доля работающих на малых предприятиях в общем, количестве занятых в народном хозяйстве - 12-13%. В то же время, по тем же официальным статистическим данным, 4% промышленных предприятий (с численностью занятых свыше 1000 чел.) выпускают почти три четверти всего объема продукции, и на них занято более 60% всех работающих в промышленных отраслях.
Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Не задействованы резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием. Интересы малых предприятий практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Как показывают мировой опыт и аналитические исследования, абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства [7, с.56]. В России величина налоговых изъятий в совокупности с платежами во внебюджетные фонды и другими обязательными отчислениями превысила критический уровень. Во многих случаях, в том числе и в связи со специфическими мерами местного бюрократического аппарата, бремя финансовых изъятий становится непомерным. Всё это приводит к тому, что главным способом приспособления представителей малых предприятий к этим явлениям стала практика ухода в тень. Эта практика реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерного обмена, различных финансовых ухищрений (псевдострахование, искажение реальной стоимости сделки, фиктивные сделки и т.д.). Укрытие от учёта значительной части дохода в среде предпринимателей всё чаще производится путём выполнения работ без оформления договоров. По данным социологических опросов, средняя доля работ, не оформленных договорами, может составлять от 30 до 45% всех выполняемых работ.
Пренебрежительное
отношение государства к малому
собственнику выражается и в том,
что он остается незащищенным от проявлений
организованной преступности, рэкета,
коррупции. Криминализация отечественной
экономики в целом, и малого бизнеса
в частности, достигла пределов, невиданных
даже на юге Италии или в Колумбии.
По имеющимся данным [8], преступными
формированиями контролируется 41 тыс.
крупных и средних
Незаконно нажитые средства криминальных структур вложены в создание примерно 700 легальных структур. По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий [8]. Из интервью А. С. Куликова, министра внутренних дел РФ: "Коррупция в стране приобрела характер эпидемии. Конечно, без соответствующих протекций и патронирования чиновников, спекулирующих влиянием, торгующих конфиденциальной информацией, многие крупные аферы в таких сферах, как приватизация, финансы и кредиты, лицензирование и квотирование, экспорт и импорт, распределение фондов и госзаказов, регистрация коммерческих структур и контроль за ними, земельное реформирование и т.д., не были бы возможны. По данным МВД, каждая седьмая преступная группировка использует подкупленных чиновников. По расчётам экспертов МВД, в России "крутится" (в сфере теневой экономики) около 30 млрд. долларов ежегодно" [9]. Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой, которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
Таким
образом, развивается экономическая
мотивация преступлений против личности
и сводится до нуля роль государства
в области реальной защиты каждого
члена общества от актов насилия
и террора. Немалую долю вины за уход
в тень, криминализацию малого бизнеса
в России несет государство, не обеспечившее
ни правовой базы, ни функционирования
судебно-правоохранительных органов
в интересах личной безопасности
предпринимателя и безопасности
его бизнеса. В таких условиях
единственно возможными способами
выживания предпринимателя
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малых предприятий, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малых предприятий, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.