Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследовать особенности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность.

Оглавление

Введение.

1. Недооценка роли малых предприятий в государственной политике 4

2. Необходимость совершенствования правового регулирования малых предприятий и их государственной поддержки 10

3. Дальнейшее развитие государственной политики в области малых предприятий 15

Заключение.

Список литературы .

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

     Представляется  целесообразным ввести уточнения в  такие понятия, как государственная политика в отношении малых предприятий и государственная поддержка и развитие малых предприятий.

     Государственная политика в отношении малых предприятий, прежде всего, отражает поведение государства по отношению к малых предприятий  как к одному из элементов экономики страны.

     Государственная поддержка малых предприятий  представляет собой сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малых предприятий, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

     Качественные  и количественные критерии оценки результативности достижения поставленных целей необходимо заранее определить на прогнозируемые периоды. Для получения значимых результатов деятельности сектора малых предприятий  необходимо в ближайшие два года обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий с доведением их общего количества до 2,5-3,5 млн. с суммарной численностью занятых около 30 млн. Через 4-5 лет желательно достигнуть уровня 4-4,5 млн. малых предприятий с количеством занятых около 45-50 млн. человек, которые обеспечивают примерно 40% производства национального ВВП. Это будет соответствовать плотности в 25-28 малых предприятий на одну тысячу человек населения в стране (с учётом положительной демографической ситуации), что гораздо ниже нынешнего среднего уровня в развитых странах.

     Эти цели не могут быть достигнуты, если государство не будет стимулировать  изменения в общественном сознании, ориентацию его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирование позитивного отношения различных  слоев и групп населения к  предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному пути своей собственной жизни. Необходимо помочь человеку сделать сознательный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

     Большое значение имеет также развитие позитивного  самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности  и деловой этики. Только в этом случае предприниматели, работающие в  сфере малого бизнеса, могут вырасти  в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства  и неотъемлемым элементом гражданского общества.

     При этом следует учитывать, что государство  и бизнес имеют специфические  функции и цели.

     Государственная политика в отношении и предпринимательской  деятельности в целом, и малого бизнеса  в частности может быть эффективной  только тогда, когда ее ориентация совпадает  с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности (да и определенные корпоративные и профессиональные группы предпринимателей) перед собой, как правило, не ставят.

     С точки зрения предпринимателя государство  должно создать условия, в которых  он сможет эффективно достигать своих  целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность  инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация  риска, защита собственности и личности и т.п.).

     С точки зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, социально-политическая стабильность, укрепление национальной безопасности и экономической мощи и т.п.)- Именно в области пересечения  целей и интересов государства  и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

     Главным принципом государственной поддержки малых предприятий  должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий  с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малых предприятий  заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

     Успешное  развитие малых предприятий  возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

     Представляется, что в условиях переходного периода государственная поддержка малых предприятий  должна носить стимулирующий, селективный характер, не приводящий к разбалансировке рыночных механизмов. Иными словами, государство должно, прежде всего, поддерживать жизнеспособные хозяйственные структуры малых предприятий, деятельность которых совпадает с целями и направлениями развития общества, государственной социально-экономической политики.

     Малые предприятия в своей деятельности должны опираться, прежде всего, на собственные  силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная  поддержка не будет носить характера  поощрения иждивенчества, и рассматриваться  как нечто постоянное или как  основной источник повышения конкурентоспособности  и роста рентабельности.

     Формирование  целостной системы государственно-общественной поддержки малых предприятий - сложный и длительный процесс, однако уже сейчас можно сформулировать основные ее задачи, принципы и ограничения. Основу развитой системы государственной поддержки малых предприятий  должны составлять следующие блоки:

     - самостоятельная законодательная  и нормативная база, определяющая  специфические условия деятельности субъектов малых предприятий, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений; 

     - действенные правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение  законности и равноправие представителей  МП во всех отношениях с  органами власти и другими  хозяйствующими субъектами; обеспечение  безопасности и защиты предпринимателей  от криминальных действий; 

     - система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и  реализацию государственной политики, направленной на поддержку малых предприятий, включая органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки МП, созданные и действующие при участии государственного и частного капитала (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес - инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, лизинговые, обслуживающие структуры и т.д.);

     - государственные программы, в  том числе специальные программы,  непосредственно ориентированные  на оказание поддержки малым  предприятиям, и иные программы  социально-экономического развития  регионов (реструктуризация промышленности, конверсия предприятий ВПК, государственные  инвестиции в отраслевое и  региональное развитие, поставки  для государственных нужд, решение  проблем занятости, миграции населения  и т.д.), которые должны включать меры по привлечению сектора малых предприятий  к их реализации;

     - необходимое для реализации мер поддержки малых предприятий ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том числе бюджетные ассигнования в достаточном объеме) наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в сферу малых предприятий, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

     При формировании системы государственной поддержки малых предприятий  необходимо обеспечить:

     - предоставление дополнительных возможностей для сектора малых предприятий, обеспечивающих ему преодоление специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к текущей конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и его недостаточность для входа на рынок и т.д.);

     - открытость как при формировании  государственной политики (на основе  согласования интересов всех  заинтересованных сторон и использования  механизмов обратной связи), так  и при ее реализации (наличие  полной и гласной информации  о содержании конкретных мер  государственной поддержки и  условий доступа к ним; установление  открытых процедур распределения  средств при участии представителей деловых кругов; публичная отчетность о состоянии малых предприятий, использовании выделенных на его поддержку средств, деятельности соответствующих государственных институтов);

     - гибкость системы приоритетов  и разнообразие форм государственной  поддержки, предполагающую концентрацию  усилий на оказании малым предприятиям  специфических мер поддержки  применительно к различным этапам  их деятельности, особенностям каждой  отрасли и региона, специфическим  характеристикам отдельных групп  предпринимателей;

     - учет национальных и исторических  особенностей, в том числе на  региональном уровне, поощрение  ремесел, народных промыслов,  артельных и семейных форм  организации предпринимательской  деятельности, сезонных работ, самозанятости и др.

                                     Заключение

    На сегодняшний день в нашей стране продолжается активная политика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Развитие малого бизнеса благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП и общего благосостояния людей.

Важнейшие социальные факторы:

1. развитие малого  бизнеса способствует постепенному  созданию широкого слоя мелких  собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества.

2. занятие малым  бизнесом является не только  источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

3. объективно  неизбежная реструктуризация экономики  вынуждает все большее число  граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью.

4. сектор малого  бизнеса способен создавать новые  рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

   В то же время, ограниченность доступа  к кредитным ресурсам, недостаток стартового капитала и оборотных  средств, дефицит средств на расширение производства – вот те финансовые проблемы, с которыми сталкивается малый бизнес. Поэтому финансовая поддержка наряду с формированием  правовых и институциональных механизмов содействия малому бизнесу является одной из наиболее востребованных форм государственной поддержки. 
 

Список  литературы

 
    1. О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ. Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. № 88 – ФЗ.
    2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Костромской области. Закон Костромской области от 26 мая 1999 г. № 171 – ЗКО //Северная правда. – 1999.- 16 июня
    3. Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Костромской области на 2007-2008 годы». Закон Костромской области от 20 декабря 2007 г.- № 239 – ЗКО. // Северная правда. – 2007. – 10 января.
    4. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,2008.
    5. Макаренко Т.Д., Лескова Т.М., Лосева Т.Н., Саркисян Л.Ю. Развитие малого предпринимательства в Костромской области. – Кострома, 2010.
    6. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. – М., 2010.
    7. Организационно-экономические основы малого предпринимательства: учебное пособие. –М.,2010.
    8. Ершова Ю.С. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. – М., 2010 .
    9. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 2010.
    10. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 2010.
    11. Российский стат. ежегодник: стат. сб. /Госкомстат.-М., 2010.

Информация о работе Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса