Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;
– практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
– осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.

Оглавление

Введение
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
1.1. Понятие малого бизнеса, его статистика
1.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса
Глава 2. Практическое применение упрощенной системы налогообложения субъектом малого предпринимательства
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
2.2. Практика применения УСН в ООО «Арт Медия»
2.3. Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
3.1. Направления развития государственной поддержки малого предпринимательства по ответам предпринимателей и респондентов интервью
3.2. Предложения по совершенствованию федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в оценках опрошенных субъектов малого предпринимательства и экспертов
3.3. Предложения по изменению системы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

11Гос. Потдержка малого бизнеса.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих.

В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

–               доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

–               доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

–               средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

•         в промышленности – 100 человек;

•         в строительстве – 100 человек;

•         на транспорте – 100 человек;

•         в сельском хозяйстве – 60 человек;

•         в научно-технической сфере – 60 человек;

•         в оптовой торговле – 50 человек;

•         в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

•         в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Общая численность малых предприятий в России в 2004 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2003 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.

Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них - коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.

В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. [12] И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.

Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

1.2. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса

Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов малого предпринимательства, использование закона должно облегчить их работу.

Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.

1. Меры поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К данной категории мер поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

По данному вопросу принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», которым утверждено дополнение к Порядку  подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

2.2. Учреждение государственных и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки в участии субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;

2.9. Создание советов по развитию малого предпринимательства в регионе.

3. Меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.1. Законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждаются льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В частности, субъектами малого предпринимательства могут применяться:

а) система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности (ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), подпадающий под ее действие. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют законы, вводящие систему налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

б) упрощенная система налогообложения: применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В качестве объекта налогообложения субъект малого предпринимательства самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов [2].

3.2. Правительство Российской Федерации утверждает порядок представления малыми предприятиями государственной статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н субъектам малого предпринимательства рекомендуется:

а) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам статей бухгалтерского баланса (форма № 1) и статьям «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2);

б) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.

Субъекты малого предпринимательства, использующие на предприятии систему налогообложения на основе единого налога на  вмененный доход, представляют налоговым органам налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов  деятельности [8].

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647 налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также для отчетности субъекты малого предпринимательства обязаны вести книгу учета расходов и доходов предприятия [5].

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса