Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

Подобные изменения  принципов регулирования хозяйственной деятельности предполагают и изменение системы государственного надзора и контроля на рынке. Она не является самостоятельной ценностью - это лишь инструмент, который должен обеспечить защиту экономических интересов всех участников рынка. Он должен дополнять рыночные механизмы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, а не дублировать их. В связи с этим предполагается:

  • установить исчерпывающий перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа в целях недопущения избыточного дублирования. Данный процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
  • максимально регламентировать проверочную деятельность, что бы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также уменьшить возможности для вымогательства;
  • установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
  • создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами порядка проведения и результатов проверок;
  • минимизировать количество проверок, осуществляемых по инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.

Предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективными только при соблюдении ряда условий. Во-первых, реализация этих мер предполагает активизацию поведения хозяйствующих субъектов, что включает создание добровольных механизмов ответственности, противодействие незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность, пресечение попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов, то есть повышение социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, необходимы последовательные действия правительства по реализации названного комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. В-третьих, эффективность неадминистративных видов ответственности во многом зависит от эффективности системы разрешения споров. Таким образом, снятие административных барьеров и замена их иными способами регулирования требуют реформы судебной системы как основного способа разрешения споров. Только при наличии эффективной соответствующей системы возможен реальный запуск механизмов экономической ответственности по частной, а не государственной инициативе.

 

Заключение

 

Малое предпринимательство имеет огромное значение в экономике страны. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.  Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных  причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации приватизированных предприятий.

Несомненно, малые предприятия  нуждаются в особом внимании и  льготах со стороны государства  в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране.

Все поставленные цели и  задачи в данной выпускной квалификационной работе были выполнены.

Мы определили основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области.

Поддержка и развитие малого предпринимательства в Курганской области осуществляется в соответствии с основополагающей Комплексной целевой программой развития и поддержки малого предпринимательства в Курганской области на 2009 - 2011 годы. В данной программе были определены следующие приоритетные направления поддержки и развития малого бизнеса в Курганской области:

1. Развитие системы нормативного и правового обеспечения предпринимательской деятельности, мониторинг и анализ сложившейся ситуации в сфере предпринимательства, выявление различного рода ограничений в развитии малого и среднего предпринимательства, принятие комплекса мер по их устранению.

2. Осуществление поддержки и развития малого и среднего предпринимательства через возмещение части затрат за счет областного бюджета направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов, развитие системы кредитования, внедрение и развитие системы поддержки начинающих предпринимателей, инновационных малых и средних предприятий, оказание финансовой поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства предполагает создание бизнес-инкубаторов в Курганской области для поддержки деятельности начинающих малых и средних предприятий, в том числе посредством выделения грантов на начало организации собственного дела; создание инновационного бизнес-инкубатора в составе создаваемого технологического парка Курганской области.

4. Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности включает методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства, организацию подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства; проведение различных тематических семинаров, развитие интернет-ресурсов малого и среднего предпринимательства.

5. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности способствует продвижению товаров субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки других регионов; повышению их конкурентоспособности, формированию единого информационного пространства для обмена деловой информацией между субъектами предпринимательства Курганской области и другими регионами; предполагает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного опыта малого и среднего предпринимательства, их благотворительной деятельности, успехов, достигнутых в социальном развитии коллективов.

Рассмотрели формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России. Так на сегодняшний день поддержка малого бизнеса оказывается в следующих формах: финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка.

Определили нормативно-правовую базу поддержки малого и среднего предпринимательства, изучили существующие системы государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области, рассмотрели основные проблемы малого предпринимательства.

Основными проблемами малого предпринимательства в российской экономики являются: высокий уровень  административных барьеров; низкая инвестиционная активность малых предприятий; низкая доля малых предприятий, внедряющих образцы новой продукции. Также растет число предприятий, работающих на грани либо переходящих в сферу теневой экономики.

Таким образом, можно  сделать вывод, что потенциал  малого предпринимательства реализуется  пока лишь частично, а его становление  тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Для того чтобы потенциал  российского малого предпринимательства  смог реализоваться, необходимо достичь  уже в ближайшие годы некоторой критической массы 2,5 - 3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономикой развитых стран показывает, что современная структура народного хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10 - 12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.

Малое предпринимательство  является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного  сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Нормативно  – правовые акты

 

1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ // Российская газета. 2005. 28 июля.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ // Новый мир. 2007. 25 июля.

3. О банке развития: Федеральный закон от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ // Российская газета. 2007. 24 мая.

4. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 308-ФЗ // Российская газета. 2008. 31 декабря.

6. О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 797 // Российская газета. 2008. 17 мая.

7. Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 79 // Российская газета. 2008. 1 марта.

8. О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года № 178 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №12. Ст. 1138.

9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 753 // Российская газета. 2008. 22 октября.

10. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 613 (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.) // Российская газета. 2009. 29 января.

11. Региональная программа  «Развитие конкуренции в Курганской  области на 2010 – 2012 годы»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года  №691-Р // Новый мир. 2009. 20 мая.

12. О поддержке малого  предпринимательства в Курганской  области: Закон Курганской области  от 26 сентября 2008 года №389 // Новый  мир. 2008. 27 сентября.

13. О целевой программе Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы»: Постановление от 23 сентября 2008 года №3406 // Новый мир. 2008. 24 сентября.

2. Литература

 

  1. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса: Спб.: Формика, 2006. 384с.
  2. Смирнов Е.Е. Управление кредитным риском в системе кредитования малого бизнеса //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2006.  № 3. С.12-13.
  3.   Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса// Экономика и жизнь. 2007. С. 57-68.
  4.   Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета. 2007. 2 февраля.

18. Касьянова Г.Ю., Котко Е.А. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. М.: Статус-Кво, 2007. 532с.

19. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2007. 372с.

20.  Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса.  Минск: Книжный дом, 2007.  130с.

  1. Основы предпринимательской деятельности /Под ред. В.М. Власовой.  М.: Финансы и статистика, 2007.  102 с.

22. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. М.: КноРус, 2007. 329с.

23. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности.  М.: РДЛ, 2007. 335 с.

24. Гудилина Ю. Кредитный кооператив - альтернатива банковскому займу? // Консультант. 2007. № 19. С.15.

25. Каганова И. Поддержка малого бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007.  №35. С.20-22.

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом