Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

3) реализация приоритетных направлений  развития малого предпринимательства определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых за счет средств Программы должно стимулироваться развитие малого предпринимательства, включая агропромышленный комплекс и переработку сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационный сервис, инновационная сфера, общественное питание и сферу услуг);

4) повышение эффективности использования  созданной инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства и  информационных систем (предусматривает  финансирование созданной с участием  государства инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в частности, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействие информационных систем обеспечения малого предпринимательства);

5) научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;

6) международное сотрудничество  в сфере малого предпринимательства. 

На основании Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» был принят Закон Курганской области «О поддержке малого предпринимательства в Курганской области». На основании этого закона разрабатываются комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в области, одним из направлений которых является разработка мер по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих, женщин и молодежи.3 В Кургане существует много организаций, которые занимаются поддержкой малого предпринимательства в области:

  1. Областной фонд поддержки малого предпринимательства.

Учредителями фонда  являются:

- Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства,

- Департамент государственного  имущества, промышленной политики  и потребительского рынка Курганской  области,

- Некоммерческое партнерство «Агентство  по поддержке малого и среднего  бизнеса»,

- ЗАО «Межрегиональный маркетинговый  центр «Курган – Москва».

2) Гарантийный фонд малого предпринимательства.

Задачами этого фонда являются:

- разработка механизма предоставления обеспечения, соответствующего потребителям субъектов малого предпринимательства, учитывающий регламент работы банка-кредитора и позволяющего распределять между заемщиком, банком и поручителем риски, возникающие при кредитовании малого бизнеса,

-   доведение до субъектов малого предпринимательства информации о возможностях и условиях получения обеспечения по банковским кредитам,

- создание системы мониторинга деятельности по предоставлению обеспечения (сбор необходимой информации, ее анализ и обобщение, оценка эффективности работы).

 3) Торгово-промышленная палата, которая занимается предоставлением следующих услуг:

- экспертиза и сертификация товаров, оценка всех видов собственности,

-  защита интеллектуальной  собственности, 

- экспертиза и оценка  собственности,

-  суды при ТПП РФ,

- коллегия посредников  по проведению примирительных  процедур,

- удостоверение сертификатов  происхождения товаров и других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности,

- свидетельствование  обстоятельств непреодолимой силы,

- аккредитация иностранных  фирм,

- информационно –  консультационные услуги.

4) Внебюджетный фонд Правительства Курганской области оказывает финансовую поддержку на конкурсной основе предприятиям и объединениям в приоритетных направлениях развития области, содействует экономическому стимулированию внедрения экологически чистых технологий. Общественный инновационный фонд содействует эффективному использованию научно-технического и интеллектуального потенциала, оказывает социальную поддержку и защиту интересов владельцев прав интеллектуальной собственности.

 

1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства

 

Возможно несколько  организационных форм предпринимательства  в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь4. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь.

Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников  для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о  тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может  оказать, кроме информационной и  консультативной помощи, помощь в  размещении рекламы продукции или  услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного  центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина. Возможна также такая организационная форма малого предпринимательства, как семейное предпринимательство.

Государственная поддержка  малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Ресурсная необеспеченность заставляет государство поддерживать малый бизнес по следующим основным направлениям:

1. Финансовая поддержка (формирование государственных программ обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговых и амортизационных льгот и т.д.)

2. Материально-техническая поддержка (различные формы предоставления технологии и оборудования в аренду малого бизнеса, создание технопраков и т.д.)

3. Консультативная и информационная поддержка (обеспечение доступа к техническим библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг, особенно по проблемам создания, управления, налогообложения и т.д.)

4. Создание рыночной инфраструктуры (локальных ярмарок, рынков оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и т.д.)

Во многом благодаря  государственной поддержке малого бизнеса в современных развитых рыночных странах активно развивается  наиболее эффективный тип малого бизнеса - быстрорастущее предприятие. Многочисленные малые предприятия  превращаются дополнением к традиционным научно-исследовательским комплексам промышленных корпораций, университетов, государственным лабораториям и целевым структурам.

Большую роль в реализации государственных программ играют формы  самоподдержки малого бизнеса. Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных  формах  оказывают торгово-промышленные палаты. В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительства развитых рыночных стран поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые.

Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвращение конкуренции, координацию  стратегии в закупке товаров  у оптовиков, взаимопомощь в периоды  финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

 

1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства

 

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты  и действуют ряд законодательных  и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства  в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:

1. Федеральный закон  от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (с изменениями  от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).

2. Федеральный закон  от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  части формирования благоприятных  налоговых условий для финансирования  инновационной деятельности».

3. Федеральный закон  от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке  развития».

4. Федеральный закон  Российской Федерации от 26 декабря  2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

5. Федеральный закон  от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых  экономических зонах в Российской  Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.).

6. Федеральный закон  от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

7. Федеральный закон  от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января, 1 октября 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 2 июля, 31 декабря 2005 г., 30 декабря 2006 г., 22 декабря 2008 г.).

10. Постановление Правительства  РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила  проведения выборочных статистических  наблюдений за деятельностью  субъектов малого и среднего  предпринимательства».

11. Постановление Правительства  Российской Федерации от 17 марта  2008 г. № 178 «О правительственной  комиссии по развитию малого  и среднего предпринимательства».

12. Постановление Правительства  Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)».

13. Постановление Правительства  Российской Федерации от 6 мая  2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

14. Постановление Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров  (работ, услуг) для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».

16. Постановление Правительства  Российской Федерации от 31 декабря  2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных  мер по государственной поддержке  субъектов малого предпринимательства».

17. Указ Президента  Российской Федерации от 15 мая  2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

18. Приказ Минфина Российской  Федерации от 31 декабря 2008 г. №  154н «Об утверждении форм Книги  учета доходов и расходов организаций  и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом