Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.

В качестве основных приоритетов  развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность10.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем предусматривается  передача права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.

Другим направлением государственной  поддержки  является выделение ассигнований из федерального и регионального  бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка  развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых  программ. Так, в целях поддержки  инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Государство оказывает  помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний.

Поддержка предпринимательства  является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка  предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

- прямое финансовое субсидирование;

- льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов11;

- предоставление льгот по местному налогообложению;

- передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора;

- обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР;

- участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании;

- формирование и регулирование рынка труда;

- частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами;

- предоставление выгодных региональных госзаказов;

- упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций;

- юридический и экономический консалтинг;

- содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики;

- обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

- содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства.

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом,  на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и  управления располагают административными  и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников. В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

 

2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства

 

В мировой практике считается  нормой государственное поощрение  малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки — мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается  серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция).

Особого внимания заслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и средний бизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая  через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий12.

В системе малого бизнеса  занимает прочное место и играет весьма важную роль та его часть, что посвящает свою деятельность инновационному процессу. Важнейшим элементом государственной поддержки, позволяющим снизить идущие от внешней среды   риски, является создание инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла.

Такая инфраструктура охватывает:

- информационно-консалтинговые центры;

- маркетинговые центры;

- предоставляемые помещения, оборудование, транспортные средства, организацию дешевых бухгалтерского учета и делопроизводства;

- выделение льготных кредитов и страхование риска;

- и прочие услуги подобного характера.

Указанные элементы необходимой инфраструктуры малого инновационного бизнеса в рыночной экономике образуются как централизованно, путем государственной поддержки, так и децентрализованно, на основе содействия со стороны негосударственных коммерческих структур. Зарубежный опыт показывает, что особенно эффективно сочетание обоих этих направлений.

Институциональная поддержка малого инновационного бизнеса за рубежом  весьма солидна. В частности в США ею заняты администрация по делам малого бизнеса, национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства (министерство энергетики, министерство сельского хозяйства и др.). Во Франции ту же работу ведут министерство экономики, национальное агентство по внедрению результатов исследований, научно-технический фонд. В Германии - министерство экономики, министерство научных исследований и технологий, федерация промышленных исследовательских ассоциаций, патентный центр. В Японии - корпорация финансирования мелкого бизнеса, народная финансовая компания, центр рискового предпринимательства. Все эти организации вместе с центральными и коммерческими банками, страховыми фондами создают необходимую институциональную основу для эффективной реализации национальных программ поддержки малого бизнеса. Что касается малого инновационного бизнеса, то он, наряду с указанными общими для всего малого предпринимательства каналами, использует специфические стимулы, рассчитанные на государственное содействие инновационной деятельности в целом независимо от того, каковы размеры ведущих ее фирм. Таким образом, малый инновационный бизнес за рубежом получает удвоенную, особо предпочтительную поддержку.

Реализуется эта поддержка, как  правило, не в расчете на всю массу соответствующих предприятий, а выборочно, по намеченным приоритетным направлениям. Например, в Италии - это электронная промышленность, автомобилестроение, металлургия, авиакосмическая и химическая промышленность. Претворение в жизнь программы технологического объединения Западной Европы “Эврика” также связано с подключением и поддержкой малых и средних фирм более чем по 165 проектам, которые отнесены к приоритетным направлениям (робототехника, информатика, биотехнологии, медицина, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, новые материалы, телекоммуникации, лазерная техника, защита окружающей Среды, образование). Эти направления отражают предпочтительные современные интересы в развитии народного хозяйства западноевропейских стран и их ориентацию на гибкий организационный механизм реализации научно-технических программ на основе эффективного взаимодействия малых, средних и крупных фирм.

В целом система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два главных  канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров13.

Система государственной поддержки  малого бизнеса в целом охватывает следующие основные элементы:

1. Правовое, законодательное обеспечение  деятельности малого бизнеса.

Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой – стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.

2. Система льготного кредитования  малого бизнеса. Например, в Германии  в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает 400 тыс. марок. Он выдается на срок до 20 лет и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый - 3%, на шестой – десятый годы - по 5 % . На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.

3. Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск.

4. Льготное налогообложение, служащее  инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления.

5. Прямое бюджетное финансирование  и госзаказы на продукцию малого  бизнеса. Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК) и прямую финансовую поддержку проведения ими НИОКР.

6. Информационно - консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров и т.п.

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом