Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - анализ реализации программ поддержки малого предпринимательства в Курганской области.
Для осуществления цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные направления государственной поддержки предпринимательства.
2. Рассмотреть формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России.
3. Рассмотреть региональные программы поддержки предпринимательства в Курганской области.
4. Рассмотреть основные проблемы малого предпринимательства и направления государственной поддержки, решающие эти проблемы.

Оглавление

Оглавление


с.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Основы государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Основные направления государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Формы и методы государственной поддержки предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2. Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства..
Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Система льготного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Основные проблемы развития малого предпринимательства в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников и литературы.. . . . . . .

Файлы: 1 файл

Regionalnye_programmy_podderzhki_malogo_predpri.doc

— 558.00 Кб (Скачать)

В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль играют налоговые льготы на вложения в новые фирмы (Германия, Великобритания), а также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:

- при проведении приоритетных научных исследований и НИОКР;

- по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;

- посредством ускоренной амортизации (во всех странах с развитой рыночной экономикой).

В становлении малых  инновационных фирм в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики заметная роль принадлежит и технопарковым структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.

Ключевым звеном технопарков  являются университеты или иные научные  центры. В течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно- вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров и др.

Можно сделать вывод, что поддержка малого инновационного бизнеса является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Так в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

Как показывает мировой  опыт и многочисленные аналитические  исследования, абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства.

Специальная система  обложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных  компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом. Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации.

Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли распределяется среди акционеров, а часть остается в виде резервов корпорации.

Прибыли некорпорационного  сектора бизнеса (во многих странах  он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы  и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы),  исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика. Таким образом, происходит суммирование авансовых  налогов  с последующим вычетом их из суммы окончательного налога.

В  последние годы наблюдается  тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были  подключены  и  поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов.  На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок  до 70-75%  «эффективная» налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов,  в действительности богатые налогоплательщики,  пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по «эффективной» ставке более 30%. При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода.  Однако по повышенной ставке облагается не весь доход,  а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток  дохода.  В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается). 

Помимо рассмотренного выше зарубежного опыта на примере  налогообложения и инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую деятельность.

На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы  налога). Например, расходы по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота - 10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога.

Реформа налоговой системы  в США сократила доступность  налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот для малых предприятий. Они могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа – лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

В Австрии средний  срок аренды составляет от 2 до 15 лет  в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. В лизинг сдаются даже детские сады и школы.

В Швеции лизинг начал  развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже.

Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японию можно сделать  следующие выводы:

- в основном лизинговыми  операциями занимаются не коммерческие  банки, а специализированные компании, и их деятельность направлена на предприятия малого и среднего бизнеса, семейные предприятия;

- развитой рынок лизинговых  услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных  налоговых льгот, направленных  на развитие лизинговых отношений помогает развиваться за счет постепенной выплаты стоимости товара без особого ущерба малым предприятиям;

- налоговые выплаты  предприятий, относящихся к малым  , мельчайшим и средним носят щадящий характер, что способствует их развитию, напротив – крупные корпорации покрывают возникающий из-за этого дефицит в бюджете за счет своих сверхприбылей;

- инновационная деятельность  поощряется, поскольку создает широкое  поле деятельности как для экономических "монстров", так и для малых предприятий.

 

Глава 3. Существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области

 

3.1. Реализация региональных программ поддержки предпринимательства в Курганской области

 

Поддержка субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Курганской области от 26 сентября 2008 года №389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области» и целевой программой Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы».

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Курганской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области является Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области.

Поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры оказывается на конкурсной основе. Организатором конкурса является уполномоченный орган.

Система программных  мероприятий разработана на основе анализа состояния и тенденций развития малого и среднего предпринимательства Курганской области. Структура программных мероприятий представлена пятью направлениями, которые обеспечивают координацию деятельности всех участников Программы:

1) формирование условий  для развития малого и среднего  предпринимательства;

2) финансово-кредитная  и имущественная поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности;

5) содействие росту конкурентоспособности  и продвижению продукции субъектов  малого и среднего предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимательской деятельности.14 (Рис. 1.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Схема направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Курганской области

 

Направление 1 «Формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства» включает в себя мероприятия по дальнейшему развитию системы нормативного и правового обеспечения предпринимательской деятельности, мониторингу и анализу сложившейся ситуации в сфере предпринимательства, выявлению различного рода ограничений в развитии малого и среднего предпринимательства, принятию комплекса мер по их устранению, а также включает мероприятия по ведению реестра и учету деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.

Направление 2 «Финансово-кредитная и имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» включает мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства через возмещение части затрат за счет областного бюджета направленных на реализацию социально значимых инвестиционных проектов, развитие системы кредитования, внедрение и развитие системы поддержки начинающих предпринимателей, инновационных малых и средних предприятий, оказание финансовой поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

Направление 3 «Развитие инфраструктуры малого и среднего предпринимательства» предполагает создание бизнес-инкубаторов в Курганской области для поддержки деятельности начинающих малых и средних предприятий, в том числе посредством выделения грантов на начало организации собственного дела; создание инновационного бизнес-инкубатора в составе создаваемого технологического парка Курганской области.

Направление 4 «Обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки предпринимательской деятельности» включает методическое обеспечение малого и среднего предпринимательства, организацию подготовки и переподготовки специалистов для субъектов малого и среднего предпринимательства; проведение различных тематических семинаров, развитие интернет-ресурсов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом