Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;
Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список
Доля товаров собственного производства, проданных в порядке розничной торговли малыми предприятиями в январе-сентябре 2009 года, составила 1,4%.
Продажа товаров несобственного производства в январе-сентябре 2009 года сложилась в сумме 1 711,2 млн рублей или 182,3% к уровню предыдущего года. Организации оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования занимают наибольший удельный вес (69,5%) в продаже товаров несобственного производства.
Доля расходов на приобретение товаров для перепродажи малыми предприятиями составила 77,8% от продажи товаров несобственного производства.
Инвестиции в основной капитал организаций составили 9824,535 млн. рублей, в том числе инвестиции малых предприятий в основной капитал (оценка) составили за 2009 год 85,92 млн рублей. Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме составила 0,8%.
На каждое
малое предприятие в январе-
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученная малыми предприятиями в январе-сентябре 2009 года, составила 4 055,6 млн рублей или 118,7% к уровню предыдущего года.
Продукция общественного питания малых предприятий составила сумму 94,1 млн рублей (102,4% к предыдущему году).
Объем платных
услуг, оказанных населению малыми
предприятиями в январе-
Автомобильным
транспортом области в январе–
Малые предприятия являются основными производителями многих видов продукции. В январе-сентябре 2009 года выпуск колбасных изделий данной категорией составил 63,0% от общего производства в области, мясных полуфабрикатов - 50,6%, сборных железобетонных конструкций - 37,9%, мебели- 85,4%.
Анализ
количества индивидуальных предпринимателей
в области в период с 2005 по 2008 год
показал ежегодный прирост
Количество субъектов МПС, получивших кредит в коммерческих организациях области в 2009 году, составил 394 единицы, что в 1,5 раза меньше 2008 года. Объем кредитования за 12 месяцев 2009 года составил 1 016 363,64 тыс. рублей, что на 14% меньше аналогичного периода 2008 года.
Количество малых и средних предприятий, получивших поддержку в 2009 году составило 158 единиц, в том числе из: федерального бюджета (146 ед.); бюджета субъекта РФ (146 ед.); средств местных бюджетов (22 ед.).
Объем налоговых поступлений субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Еврейской автономной области в связи с применением специальных режимов налогообложения за 3 квартал 2009 года составил 45107,4 тыс. рублей, что составляет 85,7% от показателя за 3 квартал 2008 года, но выше планового показателя на 18,1%.
Во исполнение ФЗ 209-ФЗ в области приняты региональная и муниципальная (района) программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства с общим объемом финансирования на 2009 год 4567,6 тыс. рублей.
Таблица 2 Финансирование и исполнение целевых программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в ЕАО
Финансирование и исполнение программы | |||
3 квартал 2009 года |
2009 год Всего (план) | ||
факт |
план | ||
Областная целевая программа |
2517,0 |
1865,3967 |
16675,5* |
Город Биробиджан |
205,0 |
175 |
386,0 |
Смидовичский район |
150,0 |
70,0 |
142,5 |
Биробиджанский район |
10,0 |
10,0 |
20,0 |
Ленинский район |
65,0 |
30,0 |
200,0 |
Октябрьский район |
62,0 |
17,0 |
62,0 |
Облученский район |
78,0 |
24,0 |
90,0 |
3087,0 |
2191,3967 |
17576,0** |
*в том числе – 13008,4 – из средств федерального бюджета, 3667,1 – из средств областного бюджета.
**в том числе – 13008,4 – из средств федерального бюджета.
Наиболее емким мероприятием областной целевой программы является "Развитие малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области" на 2009 год субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства. В связи с тем, что кредитные организации предоставляют кредиты субъектам малого бизнеса неохотно, потенциальных получателей государственной поддержки в области недостаточно. В результате мероприятия областной целевой программы исполнены на 74,1 %.
Основной причиной финансового неисполнения запланированных мероприятий муниципальных программ является отсутствие средств в местных бюджетах.
Исполнение пункта 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По оперативным данным управления по состоянию на 01 октября 2009 года:
тридцать семь заявлений поступило от субъектов малого и среднего предпринимательства по реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества,
по десяти заявлениям приняты положительные решения органов местного самоуправления.
По шести объектам подготовлен проект решения городской Думы о предоставлении права преимущественного выкупа.
По тридцати шести заявлениям дан отказ ввиду несоответствия обратившихся субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным п. 2 ст. 3 указанного закона (недобросовестное внесение арендной платы в течение трех и более лет до дня вступления в силу указанного закона).
В защиту своих прав и интересов субъектами МСП было подано семнадцать исковых заявлений в судебные органы. По всем исковым заявлениям принято решение об удовлетворении требований в пользу хозяйствующих субъектов.
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
На сегодняшний день на территории Еврейской автономной области (далее - область) осуществляют свою деятельность 280 малых предприятий. Количество малых предприятий на 01 июля 2009 года в области увеличилось на 7,3 процента по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Малые предприятия, как свидетельствуют итоги первого полугодия 2009 года, обеспечивали занятость около 15 процентов всех работающих на предприятиях области.
При этом объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области в связи с применением специальных режимов налогообложения на 5091,6 тыс. рублей (или на 5,76 процента) меньше планируемого показателя за первое полугодие 2009 года и на 17 504,6 тыс. рублей (или на 17,4 процента) меньше фактического объема налоговых поступлений за первое полугодие 2008 года. Данный показатель состояния малого и среднего предпринимательства свидетельствует о наличии ряда актуальных проблем, которые требуют решения программными методами.
Одна из проблем в развитии предпринимательства - отсутствие квалифицированных кадров на предприятиях области, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню современных управленческих технологий в менеджменте малого и среднего предпринимательства.
Государственная поддержка в форме
организации образовательных и
тренинговых услуг для
Актуальной остается проблема нехватки собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие или недостаток залогового обеспечения для реализации экономических проектов на территории области, а также ужесточение условий кредитования кредитными организациями субъектов хозяйственной деятельности. В связи с этим затрудняется осуществление деятельности по расширению и модернизации бизнеса для повышения уровня конкурентоспособности организаций области, наращивания производственных мощностей, а также вложения частных инвестиций в новое направление бизнеса.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Еврейской автономной области, на 01 июля 2009 года среди девяти субъектов Дальневосточного федерального округа малое предпринимательство Еврейской автономной области занимает пятое место по показателю «Доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал всех предприятий и организаций региона» (значение показателя - 0,6 процента). Инвестиции малых предприятий в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных фондов) за январь - июнь 2009 года составили 13380,2 тыс. рублей и уменьшились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 15,8 процента.
Наиболее важным направлением развития малого и среднего предпринимательства области является внедрение инновационных продукции и технологий в сферы производства и услуг. При этом конкурентоспособность продукции (услуги) напрямую влияет на объем реализации и другие показатели деятельности предприятия. Выставочно-ярмарочная деятельность - один из серьезных инструментов, позволяющий значительно расширить рынки сбыта и увеличить объемы продаж.
Однако возрастающая из года в год
стоимость услуг, предоставляемых
выставочными центрами, препятствует
продвижению продукции
Таблица 3 Участие предприятий области в Межрегиональной Приамурской торгово-промышленной ярмарке (г. Хабаровск)
Год проведения |
Минимальная стоимость участия (аренда экспоместа (6 кв. м) + регистрационный взнос), рублей |
Динамика по отношению к предыдущему году, процентов |
Количество хозяйствующих | ||
всего, единиц |
инновационных компаний, единиц |
доля участия инновационных компаний, процентов | |||
2005 |
17 000,0 |
- |
14 |
7 |
50,0 |
2006 |
19 300,0 |
113,5 |
12 |
5 |
41,7 |
2007 |
20300, 0 |
105,2 |
12 |
4 |
33,3 |
2008 |
23200,0 |
114,3 |
11 |
5 |
45,5 |
2009 |
27600,0 |
118,9 |
7 |
4 |
57,1 |
В результате продукция, выпускаемая в регионе, остается невостребованной потребителями и потенциальными партнерами за пределами области, что является фактором, снижающим темпы развития производства.
Политика в области
В качестве причин ухудшения состояния конкурентной среды в области можно назвать, в том числе следующие:
- низкая информированность о
региональных рынках, потребностях
в товарах, услугах и ценах
на них на региональных и
международных рынках, отсутствие
аналитических материалов по
конъюнктуре рынка,