Способы государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней. Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии малого бизнеса……………………………………….5
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса……………………….9
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса…………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Финансы организаций.docx

— 123.03 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Сущность и критерии  малого бизнеса……………………………………….5

2. Организация финансов  предприятия малого бизнеса……………………….9

3. Способы государственной  поддержки малого бизнеса…………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда распался Великий Запрещающий  Механизм, утверждающий, что все  люди должны иметь одинаковые возможности  и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет  эры малого предпринимательства, который  продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней. Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы.

Актуальность темы - малые фирмы (малый бизнес) сильно зависят от ситуации, которая складывается на рынке, и почти не могут изменить эту ситуацию, даже если она неблагоприятна для них. У каждой из малых фирм недостаточно для этого ресурсов, а скоординировать свою деятельность они почти не в состоянии, по крайней мере, по большинству вопросов. Даже совместное лоббирование ими своих интересов в политической жизни обычно получается у них менее эффективно, чем у крупных фирм, которые могут мобилизовать для этого большие ресурсы. В результате малые фирмы намного чаше разоряются. Так, в России коэффициент выбытия малого бизнеса (доля прекративших свое существование фирм за год) составляет 8% против 1% в экономике в целом.

В то же время малый бизнес во многих странах обеспечивает огромную часть занятости (что весьма важно  при высокой безработице), более  чуток к конкуренции и запросам потребителей, а главное — является инкубатором предпринимательства. В силу этого в большинстве  стран общество поддерживает малый  бизнес, склоняя государство облагать этот бизнес уменьшенными налогами, предоставлять  ему льготные кредиты и другие виды помощи для того, чтобы усилить устойчивость малого бизнеса. Что касается России, то малый бизнес здесь развит слабо, прежде всего из-за незначительной поддержки со стороны государства. Численность работающих в малом бизнесе в нашей стране составляет около 10% всех занятых, а его доля в валовом внутреннем продукте еще меньше.    

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования.

Также можно отметить, что  развитие малого и среднего предпринимательства  создает прекрасные условия для  оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, расширяется  потребительский сектор и т.д.

  Цель курсовой работы – познакомиться с особенностями финансов малого бизнеса.

Задачи:

  • проанализировать сущность и критерии малого бизнеса
  • изучить организации финансов предприятий малого бизнеса
  • рассмотреть Способы государственной поддержки малого бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и критерии  малого бизнеса

 

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, которая осуществляется субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.[5]

Существует немало подходов к определению сущности понятия  «малый бизнес», а общепринятая трактовка  варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической  трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя  и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное  понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических  и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических  структур и играющих по сравнению  с ними второстепенную роль в экономике  государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой  коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого  государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих  регламентирующих документах государственной  важности.

Также существует более широкое  понятие - «предпринимательство», которое  подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного  рода работ и оказания услуг. Эффективность  предпринимательской оценивается  не столько на основе удорожания его  бизнеса, столько на основе процентного  роста прибыли за определённый период.[6]

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы  их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.

В соответствии с федеральным  законом №209-ФЗ от 24.07.2007г.  «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» установлены  критерии отнесения к малым предприятиям:

1.     Для юридических  лиц суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных  граждан, общественных фондов  не должна превышать 25%, доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам,  не являющимся субъектами малого  и среднего предпринимательства,  не должна превышать 25%.

2.     Средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать:

  • от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно – для малых предприятий;
  • до 15 человек – для микропредприятий.

3.     Выручка от  реализации товаров без учета  НДС или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных  активов) за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  РФ.

·       60 млн. руб. – для микропредприятий;

·       400 млн. руб. –  для малых предприятий;

·       1000 млн. руб. – для средних предприятий.[1]

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
СРЕДНИХ И МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Табл. 1

 

Средние  
предприятия

Малые 
предприятия

Всего

в том числе микро- 
предприятия

Число предприятий (на конец  года)

     

2009

15547

1578769

1339345

2010

25170

1644269

1415186

2011

15856

1836433

1593755


Данные таблицы говорят  о том, что число малых предприятий  стабильно увеличивается.[14]

Основным законодательным  документом, регулирующим деятельность малых предприятий в России, является уже упомянутый закон «О поддержке  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» со всеми  принятыми к нему изменениями  и дополнениями. Данный закон «определяет  общие положения в области  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы  и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов  малого предпринимательства».

Наиболее «свежим» законодательным  документом в области малого предпринимательства  является принятое 22 июля 2008 года Постановление N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это постановление призвано способствовать развитию малых предприятий, и устанавливает критерий доходности предприятий малого бизнеса.

Инновационная составляющая, как и в любом другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает особую значимость, если речь идёт о малом бизнесе, вынужденном держаться на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Ключевая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала.

Степень развития малого бизнеса  и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его  экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство  решает общие проблемы повышения  уровня благосостояния населения и  увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, малый бизнес позволяет  повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе  с рыночной экономикой, позволяет  сдерживать рост цен на товары и  услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции  и внедрять новые технологии. Малый  бизнес частично решает в государстве  проблемы с безработицей, а в странах  с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической  системе трудно переоценить, так  как, по сути, именно предпринимательство  является конструктивной единицей и  гарантией существования развитой рыночной экономики.[6]

 

 

2. Организация финансов  предприятия малого бизнеса

 

Финансы предприятий малого бизнеса представляют собой совокупность личных денежных доходов и привлеченных финансовых средств. Они предназначены для исполнения обязательств организации в области финансов и финансирования затрат текущего периода, которые обусловлены расширением производства на предприятии. Финансовые средства предприятий принято подразделять на две большие группы, которые самым логичным образом вытекают из вышеуказанного определения. Это собственный капитал и привлеченные финансы. Условия, на которых привлекаются заемные средства, могут быть самыми разными. Денежные средства или капитал применяется предприятием в процессе производственной деятельности или в результате инвестиций. Они постоянно находятся в обороте и пребывают в форме денег лишь в виде остатков на расчетных счетах или в кассах организации. Финансы предприятий малого бизнеса, являются финансовым инструментом, который охраняется организацией. Ведь каждая из них заботится о своей финансовой устойчивости и стабильности на рынке. Предприятия распределяют свой капитал по видам своей деятельности во временном интервале. Усовершенствование этих процессов приводит к некоторому усложнению всей финансовой работы на предприятиях и применению в их практике финансовых инструментов.[4]

Управление малым предприятием существенно отличается от управления крупной корпорацией. Кроме существования  отличия в количестве сотрудников, занятых в работе компаний, имеется  целый ряд особенностей финансов малого бизнеса. 

Одной из основных проблем  малого бизнеса является привлечение  инвестиций для организации предприятия  или увеличения основных фондов. Частный  предприниматель может использовать для этой цели собственные денежные средства, средства внешнего инвестора или получить банковский кредит. Как правило, малому предприятию необходим небольшой кредит для развития бизнеса, к сожалению, большинство банков предпочитают работать с крупными компаниями, а не с малым бизнесом. Одной из причин позиции банков является «непрозрачность» малого бизнеса, работающего в нашей стране. 

Кроме того, особенности финансов малого бизнеса заключаются и в том, что малое предприятие не имеет возможности выпуска ценных бумаг, которые могли бы привлечь денежные средства частных и корпоративных инвесторов. 

Важной особенностью финансов малого бизнеса является небольшой  объём денежных средств, которые  можно использовать для развития компании. Как правило, владелец малого предприятия должен принимать решения  о расходовании финансов  в сжатые сроки, имея очень малый финансовый ресурс. Любое неверное решение моде привести к краху компании. 

Финансовая отчетность, которая  предоставляется малым предприятием в государственные органы, также  отличается от финансовой отчетности крупных предприятий. Многие малые  предприятия имеют право на упрощенный режим налогообложения, что позволяет  сдавать меньшее число документов в налоговые органы и существенно  упростить расчёт налогов. 

К сожалению, большинство  малых предприятий, работающих в  нашей стране, не могут рассчитывать на долговременные инвестиции, что  также является особенностью финансов малого бизнеса. Многие малые предприятия  ориентированы на сезонную работу, поэтому частные предприниматели  в большей степени волнуются  о том, как «протянуть» до следующего сезона, а не о том, как приобрести новое оборудование или внедрить более передовые технологии.

Считается, что отсутствие денег является самой серьезной  преградой для развития бизнеса. Привлечение финансов, их цена и  срок – вот одна из ключевых проблем  предпринимателей на всех стадиях существования  компании.

Наиболее распространенными  являются две модели изыскания финансовых ресурсов, каждая из которых имеет  право на существование.

Информация о работе Способы государственной поддержки малого бизнеса