Способы государственной поддержки малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый уважающий себя человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то должен быть осведомлён о ней. Определить, что такое малый бизнес – не простая задача, но очень важная. Ведь текущие законопроекты предусматривают программы поддержки и развития малого бизнеса, правила регулирования их деятельности, особые налоговые режимы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Сущность и критерии малого бизнеса……………………………………….5
2. Организация финансов предприятия малого бизнеса……………………….9
3. Способы государственной поддержки малого бизнеса…………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Финансы организаций.docx

— 123.03 Кб (Скачать)

Первая – опора на собственные  силы. Стартовый капитал в этом случае формируется из семейных накоплений, а развитие идет из прибыли. Путь этот медленный, подверженный рискам, поскольку, чем меньше бизнес, тем более он подвержен влиянию конъюнктуры  и прочих внешних факторов. Вторая линия поведения в бизнесе  рассчитана на активное привлечение  внешних источников. На первом этапе  развития бизнеса в качестве инвестора  может выступить частное лицо или же компания, которую вы смогли заинтересовать своей идеей. Но, как  правило, о серьезных инвестициях  речь идет уже на втором этапе развития бизнеса, в момент, когда период становления  миновал, и предприниматель ставит перед собой более амбициозные задачи, реализация которых требует денег.

Первое, что приходит в  голову, – это кредит. Сегодня  на финансовом рынке достаточно много  банков имеют программы кредитования малых предприятий. Даже самая успешная компания вряд ли сможет получить кредит, если не будет иметь обеспечения, равного по сумме запрашиваемому кредиту. В этом случае подспорьем может  стать поручительство Правительства  Москвы, которое выдает Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства.

Еще один способ привлечения  денег – это поиск инвестора. Существует понятие венчурного инвестирования. Помощь в работе с венчурными инвесторами  оказывает Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы.

Третий способ получения  денег, который годится, правда, только для затыкания дыр, – это частный  кредит предпринимателя как физического  лица, а также овердрафт банка.

Совсем плохой способ –  это заем на черном рынке кредитов. Нет, казалось бы, смысла говорить о  том, что это не просто плохие деньги, а очень плохие деньги. Итак, мы рассмотрели  две концепции отношения к  деньгам: жить и развиваться, опираясь на собственные силы, и жить, постоянно  привлекая ресурсы со стороны.[10]

Организация финансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная ответственность, заинтересованность в результатах деятельности, формирование финансовых резервов. 
            Принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо от организационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств с целью извлечения прибыли. В рыночной экономике существенно расширились права предприятий в области коммерческой деятельности, инвестиций как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Рынок стимулирует предприятия к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны деятельности предприятий. Так, законодательно регламентируются взаимоотношения предприятий с бюджетами разных уровней, внебюджетными фондами, государство определяет амортизационную политику. 
           Принцип самофинансирования означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия. В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70 и более процентов. К основным собственным источникам финансирования предприятий в Российской Федерации относятся: амортизационные отчисления, прибыль, отчисления в ремонтный фонд. Но общий объем собственных денежных средств предприятий недостаточен для осуществления серьезных инвестиционных программ. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации ряда отраслей народного хозяйства, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают ассигнования из бюджета на разных условиях. 
              Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных предприятий, их руководителей и работников предприятия. В соответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорные обязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей, нарушение налогового законодательства, уплачивают пени, неустойки, штрафы. В случае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедура банкротства. Для руководителей предприятия принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушения предприятием налогового законодательства. К отдельным работникам предприятия применяется система штрафов, лишение премий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака. 
                  Принцип заинтересованности в результатах деятельности обусловлен основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работников реализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда, за счет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, вознаграждений за выслугу лет, материальной помощи и других стимулирующих выплат, а также выплат работникам предприятия процентов по облигациям и дивидендов по акциям. Для предприятия данный принцип может быть реализован с проведением государством оптимальной налоговой политики и соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государства обеспечиваются рентабельной деятельностью предприятий. 
                  Принцип обеспечения финансовых резервов обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, которая сопряжена с риском из-за возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономике последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельно принимает решения, реализует разработанные программы с риском невозврата вложенных денежных средств. Финансовые вложения предприятия также связаны с риском получения недостаточного процента дохода по сравнению с темпами инфляции или более доходными сферами приложения капитала. Наконец, могут иметь место прямые просчеты в разработке производственной программы. 
                   Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. 
Денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легко быть превращены в наличный капитал.[11]

Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более  гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую  потребность и отреагировать  немедленной мобилизацией своих  ресурсов и возможностей. 

Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано  обширной производственной программой,  разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия  наемных работников, отстаивающих с по мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы. 

Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У  малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы государственной  поддержки малого бизнеса

 

Малый и средний бизнес в России на протяжении последних  лет был поставлен в достаточно жесткие и трудные для выживания  условия. Будет ли продолжаться постепенное, но верное искоренение малого предпринимательства  и в 2013 г.? В каких сферах открывать собственный бизнес в текущем году будет выгоднее всего? Что вообще готовит нам этот год, и откуда ждать проблем и подвохов? Все эти вопросы актуальны и требуют ответов.

Все меньше россиян готовы начать свой бизнес, по данным соцопросов. Среди основных причин сложившейся  ситуации эксперты называют нестабильность экономики и отсутствие гарантий для бизнеса.

Россия может остаться без малого бизнеса. Согласно результатам  опроса ВЦИОМ, около 70% россиян не планируют  открывать собственное дело. Одна из главных причин уменьшения количества бизнесменов — высокий уровень  экономической преступности, сообщил  глава ВЦИОМ Валерий Федоров.

"Тут несколько составляющих. Одна из них — это личный  опыт. Вторая составляющая — это  представление о роли и месте  бизнеса в национальной культуре  вообще. Россия в данном случае  представляет собой некий экстремальный  вариант европейской культуры, где  бизнес всегда считался чем-то  не очень чистым, не очень моральным.  Сегодня относительно бизнеса  в России господствует такое  мнение: конечно, хорошо быть бизнесменом,  но для этого нужно презреть  все моральные устои, идти на  сделки с совестью. Последний  фактор — просто у нас отсутствует  система обучения тому, как заниматься  бизнесом", — рассказал Федоров.

"Многие предприниматели,  которые занимались бизнесом, сейчас  закрываются. Достаточно часто  и резко меняются условия, в  которых приходится работать  предпринимателям, поэтому они не  могут планировать, прогнозировать, привлекать дополнительные средства  для развития собственного бизнеса, теряют ощущение перспективы развития. И при резком изменении условий они сделают свой выбор в пользу закрытия. Я думаю, что здесь надо сместить акцент от поддержки отдельных предпринимателей на создание общей бизнес-среды", — предположил Самойлов.

Индивидуальное предпринимательство  под угрозой исчезновения, считает  директор департамента по развитию предпринимательства  и инновационной деятельности торгово-промышленной палаты России Михаил Вышегородцев.

"Уменьшение малого  бизнеса приведет к увеличению  очередей за пособием по безработице,  это неизбежно, потому что вряд  ли кто-то из предпринимателей  захочет идти наемным работником  на небольшие деньги. На самом  деле ситуация не так радужна,  по крайней мере, по Москве  могу сказать, что сегодня,  может быть, даже и больше количество  предпринимателей уменьшилось, бизнес  все меньше и меньше может  развиваться со старта", — пояснил  Вышегородцев.

По мнению 73% россиян, в  России невозможно зарабатывать крупные  денежные суммы честным путем. Об этом свидетельствуют данные исследования "Левада-центра".[7]

Член Президиума Общероссийской общественной организации малого и  среднего предпринимательства "ОПОРА  РОССИИ" Виталий Гуменюк расскзал корр. РИА PrimaMedia об особенностях модели развития малого бизнеса.

- "Опора России" создала  стимулирующую модель развития  малого бизнеса в стране. Мы  понимаем, что бизнесу в первую  очередь важно "встать на  ноги", успешно стартовать, а это  в существующих экономических  условиях достаточно сложная  задача. На начальных этапах становления  для фирм, которые только начинают свою деятельность, имеют маленькое количество сотрудников и не имеют оборотных средств, нужны налоговые послабления, а именно   специальные налоговые режимы, по сниженным на треть в сравнении с действующими ставками налогами, - отмечает Виталий Гуменюк.

Президент "ОПОРЫ РОССИИ" Александр Бречалов приводил пример, что для "упрощенцев" по графе "доходы" ставка единого налога могла бы составить 3-4 % вместо нынешних 6 %.

- В ставку единого налога  необходимо включить также и  страховые взносы и зафиксировать  льготное налогообложение на  первые три года работы.

Стимулирующая модель развития малого бизнеса также предполагает в случае активного развития нового предприятия льготный налоговый  режим продлить еще на два года. При условии, если малый бизнес показывает результаты необходимые для перехода в среднее предприятие, предоставлять  ему поддержку при кредитовании, льготный лизинг, аренду, таким образом, у организации появятся свободные денежные средства для приобретения оборудования, найма новых работников.

Напомним, что представленные "ОПОРОЙ РОССИИ" новые фискальные меры являются частью проекта комплексной федеральной программы "Территория бизнеса-территория жизни". Ее общественная организация направит президенту и правительству в сентябре 2013 года. Стратегический документ разрабатывается во взаимодействии с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и рядом банков.

Как ранее сообщало РИА  PrimaMedia, федеральные власти уже признали, что России надо слезать с нефтяной иглы, и тут единственный вариант – развивать предпринимательство. Такое мнение ранее высказывал член Президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" Виталий Гуменюк.

Между тем, опрос ВЦИОМ  показал, что население России негативно  оценивает условия для развития бизнеса в своем населенном пункте. Большинство россиян, не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют и в будущем обзаводиться своим делом (72%). Данные общественного мнения свидетельствуют о том, что государство должно изменить подход к бизнесу - развивать его, а не заниматься формализмом.9 
Поддержка малого бизнеса является одной из приоритетных задач, которая стоит перед  представителями государственных и местных органов власти. Одной из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются начинающие предприниматели, является поиск денежных средств, необходимых для открытия или развития собственного бизнеса.  
Программа поддержки  малого бизнеса в 2013 году действует в различных регионах нашей страны. Как правило, на реализацию данной программы выделяются значительные средства, но далеко не всегда предприниматели обращаются за получением грантов или кредитов на развитие малого бизнеса.

В настоящее время существует несколько видов государственной  поддержки малого бизнеса. Прежде всего, любой начинающий предприниматель  может получить грант или субсидию на развитие малого бизнеса. Данный вид  материальной помощи составляет небольшую  сумму, поэтому многие предприниматели  предпочитают не обращаться в государственные  органы для получения данного  вида поддержки. В крупных российских городах данной суммы не хватит на аренду помещения на длительный срок или приобретения оборудования, необходимого для производства товаров или  предоставления услуг.

Еще одним направлением программы  поддержки малого бизнеса в 2013 году является предоставление крупных субсидий предприятиям, которые занимаются определенными  видами деятельности. Размер материальной помощи в данном случае может составлять несколько миллионов рублей. Как  правило, подобные субсидии или гранты предоставляются компаниям, занимающимся инновационными разработками, предоставлением  услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации детских садов и других социально значимых программ для определенных регионов нашей страны. Сумма предоставляемой материальной помощи может зависеть от региона, в котором работает предприятие, так как местные власти принимают решение о субсидировании наиболее важных направлений коммерческой деятельности.

Для того чтобы получить субсидию или грант в соответствии с программой поддержки малого бизнеса  в 2013 году, необходимо предоставить стандартный  пакет документов в специализированные организации, занимающиеся предоставлением  субсидий малому бизнесу. Как правило, в данный пакет документов входит бизнес план, в котором предприниматель  должен описать, каким образом он планирует потратить полученные денежные средства. Кроме того, при  получении гранта на открытие или  развитие малого бизнеса, предприниматель  должен предоставить отчет о  тратах полученных денежных средств. – 12

В 2013 году, решением Правительства  Российской Федерации, в поддержку  малого и среднего бизнеса будет  направлено более 18 миллиардов рублей. Средства выделенные из бюджета государства будут направлены на выдачу субсидий малому и среднему предпринимательству, в том числе субсидирование крестьянских (фермерских) хозяйств. 
Напомним, что в 2012 году было направлено около девятнадцати (19) миллиардов рублей, на эти же цели. 
Планируется направить более двадцати миллиардов рублей на субсидирование малого предпринимательства на период 2014-2015 годы. 
Напомним, что в настоящее время в нашей стране действуют разные программы государственной поддержки малого предпринимательства (малого бизнеса). Гос. Поддержка выражается в различных формах, например таких, как:

  • Субсидирование (обратитесь за уточнением в центр поддержки предпринимательства, либо в центр занятости);
  • Бесплатное обучение (либо с частичной оплатой);
  • Стажировки
  • Лизинг на льготной основе
  • Бизнес-инкубаторы (аренда офиса с низкой стоимостью арендной платы);
  • Гранты;
  • Возможность бесплатного участия в выставках.[2]

Информация о работе Способы государственной поддержки малого бизнеса