Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 23:11, курсовая работа
Целью дипломной работы является анализ развития и реализации государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике;
- охарактеризовать систему и основные формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- проанализировать формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также нормативно-правовую базу;
Введение
1 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
1.1 Сущность малого и среднего предпринимательства и их роль в экономике страны
1.2Системы и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.3 Формирование и развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
1.4 Нормативно - правовая база государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
2.2 Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.3 Итоги реализации областных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за 2008 – 2009 год
3 Меры по улучшению условий развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и субъекте – Еврейская автономная область
Заключение
Библиографический список
Федеральная
служба государственной статистики
через свои территориальные органы
обеспечивает субъекты МСП, подлежащие
выборочному статистическому
Малые и средние предпринимательства - получатели поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будут вноситься в реестры, создание которых было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», которое также определяет порядок ведения реестров и устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.
Помимо
вышеперечисленных документов, создание
системы прямой государственной
поддержки малых инновационных
предприятий отражено также в
Стратегии развития науки и инноваций
в Российской Федерации на период
до 2015 года, в которой отмечается
необходимость оказания финансовой
поддержки инновационных фирм, находящихся
на ранних этапах развития; масштабирование
программы, в частности, «СТАРТ»
Фонда содействия развитию малых
форм предприятий в научно-
Кроме этого,
указывается на формирование и развитие
фондов поддержки малого инновационного
предпринимательства в
При этом,
отмечается также, что малые и
средние инновационные фирмы
недостаточно интегрированы в цепочки
формирования стоимости, как следствие
- неразвита кооперационная сеть «наука
и образование – инновационный
малый и средний бизнес – крупный
бизнес», что препятствует распространению
знаний из сектора исследований и
разработок и их капитализации в
российской экономике. При выполнении
всех поставленных в Стратегии задач
прирост числа малых
Анализ действующих законодательных и нормативных актов за период с 2003 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности МСП и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.
2 Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области
2.1 Анализ развития малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области за период с 2008 года по 2009 год
Количество малых предприятий на 01.10.2009 года в ЕАО составило 287 единиц. По сравнению с соответствующей датой 2008 года число малых предприятий увеличилось на 9%. Увеличение произошло по всем видам деятельности, кроме предприятий по добыче полезных ископаемых, транспорта и связи.
В области сложилась относительно устойчивая структура по видам деятельности малых предприятий, наибольшая доля приходится на малые предприятия следующих видов деятельности: строительство (21%), оптовая и розничная торговля (18%), обрабатывающие производства (17%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (14%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (11%).
Для наглядности представим структуры малых предприятий в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1 Доля малых предприятий по видам деятельности в ЕАО в 2009 году
Лидирующие позиции по числу малых предприятий занимают г. Биробиджан - 60,3%, Облученский район - 11,8%, Смидовичский район - 10,5% от общего числа малых предприятий.
Диаграмма 2 Количество предприятий по районам ЕАО на 01.07.2008 года на 01.07.2009 года
Несмотря на увеличение числа малых предприятий, общая численность занятых на них уменьшилась на 7,1% (5,8% - по состоянию на 01.07.2009/2008).
Уменьшение числа замещенных рабочих мест произошло на предприятиях по добыче полезных ископаемых (на 91,3 %), транспорте и связи (на 38,1 %), сельского хозяйства, охоте и лесного хозяйства (на 21,9 %), строительства (на 17,4 %), обрабатывающих производств (на 11,6 %), по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (на 2,2 %).
Таблица 1 - Структура замещенных рабочих мест
Январь-июнь 2009 года, человек |
В % к январю-июню 2008 года | |
Всего замещенных рабочих мест (работников) в том числе: |
8244 |
94,2 |
Работников списочного состава (без внешних совместителей) |
7679 |
93,6 |
Внешних совместителей |
274 |
104,0 |
Работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера |
291 |
104,8 |
Количество средних предприятий в 2009 год в ЕАО составило 14 единиц.
Наибольшая доля приходится на средние предприятия следующих видов деятельности: строительство (29%), оптовая и розничная торговля (29%), обрабатывающие производства (14%); финансовая деятельность (14%).
Для наглядности представим структуры малых предприятий в виде диаграммы 3.
Диаграмма 3 Доля средних предприятий по видам деятельности в ЕАО в 2009 году
Несмотря на увеличение числа малых предприятий, общая численность занятых на них уменьшилась на 7,1% (5,8% - по состоянию на 01.07.2009/2008).
По итогам
9 месяцев 2009 года наибольшая численность
постоянно работающих наблюдалась
на предприятиях следующих видов
деятельности: в строительстве работали
25,0%, обрабатывающих производствах - 20,0%,
организациях оптовой и розничной
торговли - 15,8%, на предприятиях по производству
и распределению
Для наглядности представим диаграмму 4.
Диаграмма 4 Численность занятых на предприятиях различных видов деятельности по итогам за 9 месяцев 2009 года
В январе–сентябре
2009 года привлечение работников малых
предприятий на условиях вторичной
занятости (по совместительству и по
договорам гражданско-
Всего на
условиях вторичной занятости было
привлечено 570 человек, в том числе
к работе по совместительству - 276 человек
(3,3% от всех работающих на малых предприятиях)
и по договорам гражданско-
Средняя численность работников среднего предпринимательства списочного состава (без внешних совместителей) за 2009 год составила 1,1 тысяч человек, в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство – 0,1 тысяч человек, обрабатывающие производства – 0,2 тысяч человек, производство и распределение газа и воды – 0,1 тысяч человек, строительство – 0,5 тысяч человек, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 0,1 тысяч человек. Для наглядности представим диаграмму 5.
Диаграмма 5 Средняя численность работников среднего предпринимательства списочного состава (без внешних совместителей) по видам экономической деятельности за 2009 год (тысяч человек)
Средняя
численность работников малых предприятий
списочного состава (без внешних
совместителей) в 2009 году составила 7,862
тысяч человек, в том числе
по видам экономической
Диаграмма 6 Средняя численность работников малых предприятий списочного состава (без внешних совместителей) по видам экономической деятельности за 2009 год (тысяч человек)
Анализ показал, что средняя численность работников списочного состава (без внешних совместителей) увеличился на 109% по сравнению с 2008 годом.
Среднемесячная
номинальная начисленная
Размер номинальной заработной платы работников малых предприятий области в январе–сентябре 2009 года на 57,5% превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, которая сложилась в размере 6 598,0 рубля.
Реальная заработная плата работников малых предприятий, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен в январе-июне 2009 года уменьшилась на 7,1% по сравнению с январем-июнем 2008 года.
Оборот малых предприятий в 2009 году составил 6121,381 млн рублей и возрос на 30,0% к 2008 году, в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство –71,281 млн. рублей; обрабатывающие производства – 945,237 млн. рублей; производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 368,222 млн. рублей; строительство – 1551,548 млн. рублей; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 2379,638 млн. рублей; гостиницы и рестораны – 111,607 млн. рублей; транспорт и связь – 103,430 млн. рублей; операции с недвижимым имуществом – 306,118 млн. рублей; здравоохранение и предоставление социальных услуг – 51,014 млн. рублей; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 233,286 млн. рублей.
Для наглядности представим диаграмму 7.
Диаграмма 7 Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2009 году (млн. рублей)
Оборот средних предприятий в 2009 году составил 1367,5, в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство –74,9 млн. рублей; обрабатывающие производства – 142,3 млн. рублей; строительство – 674,8 млн. рублей; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 458,5 млн. рублей; операции с недвижимым имуществом – 17,0 млн. рублей.
Для наглядности представим диаграмму 8.
Диаграмма 8 Оборот средних предприятий по видам экономической деятельности в 2009 году (млн. рублей)
Анализ показал, что более 78 % оборота малых и средних организаций занимают такие виды деятельности как: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство, обрабатывающие производства.
В январе-сентябре 2009 года малыми предприятиями было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по всем видам деятельности на сумму 2 478,4 млн рублей, что составило 103,8% к уровню предыдущего года.
Удельный
вес предприятий с видом